В январе 1960-го четыре советских солдата оказались на волоске от смерти близ острова Итуруп Курильского архипелага. Баржу, на которой они ждали прибытия груза, отнесло в открытый океан. Вопреки всему красноармейцы выжили, а спустя 49 дней их спас американский авианосец. Так младший сержант Асхат Зиганшин и рядовые Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федотов прославились на весь мир
По протоколу солдаты не должны были в это время находиться в море. Январь — месяц штормов, и все экипажи должны были сойти на берег, но красноармейцы ожидали на своей барже запоздавшее грузовое судно. 17 января лопнул трос, соединяющий баржу Зиганшина с соседней, и судно начало относить в открытое море. Из-за тряски радио вышло из строя, спустя сутки заглохли двигатели, а сама баржа, наткнувшись на скалу, получила пробоину
Начались спасательные работы, но после того, как в море обнаружили спасательный круг с судна и обломки баржи, поиски остановили. Экипаж сочли погибшим. Тем временем солдаты боролись за свою жизнь. Они залатали пробоину и оценили запасы продовольствия: два ведра картошки, буханка хлеба, полтора килограмма свиного жира, полторы банки свиной тушенки, около килограмма пшена с горохом, пачка чая и кофе, 120 л воды
Красноармейцы распределили рацион так, чтобы не вызвать у себя упадок сил: сначала на человека приходились три картофелины, две ложки крупы и две ложки свиной тушенки, позже — по картофелине и по ложке крупы в день. Спустя месяц запасы почти иссякли, и экипаж начал готовить еду буквально из того, что было под рукой. При этом Зиганшин, как старший по званию, сначала пробовал пищу сам и только спустя сутки разрешал ее есть остальным членам экипажа
«Мы кожаный ремень порезали в лапшу и стали варить из него «суп». Потом сварили ремешок от рации. Стали искать, что еще у нас есть кожаного. Обнаружили несколько пар кирзовых сапог. Но кирзу так просто не съешь, слишком жесткая. Варили их в океанской воде, чтобы выварился гуталин, потом резали на кусочки, бросали в печку, где они превращались в нечто похожее на древесный уголь, и это ели», — вспоминал Асхат Зиганшин
К марту 1960-го дела стали совсем плохи: у солдат начались галлюцинации, они грелись, прижимаясь друг к другу под одеялами. В конце концов экипаж договорился, что последний оставшийся в живых запишет их имена на борту баржи. Но 7 марта все изменилось: дрейфующее судно заметил самолет американского авианосца «Кирсардж», следующего в Сан-Франциско
Когда американские моряки узнали, откуда прибыл экипаж, все были в шоке. Советских солдат обнаружили в 1700 км от Итурупа. Красноармейцы едва ходили. За 49 дней дрейфа каждый потерял по 15 кг веса, но оставаться на авианосце они все равно не хотели. Моряки решили, что только пополнят запасы и вернутся домой своим ходом. Естественно, об этом не могло быть и речи
О подвиге солдат писала вся американская пресса, а мэр Сан-Франциско, куда прибыл авианосец, даже вручил спасенным символические ключи от города. Следом красноармейцы отправились в Нью-Йорк, где их еще раз осмотрели врачи. Экипажу баржи запретили перелет, и все они отправились домой на пароходе. В Москву они прибыли 29 марта
О подвиге Зиганшина, Крючковского, Поплавского и Федотова снят фильм «49 дней». А Высоцкий посвятил героям песню:
Суров же ты, климат охотский,
Уже третий день ураган.
Встает у руля сам Крючковский,
На отдых — Федотов Иван.