Когда мы о чём-то хотим договориться (с другим человеком, с группой, с собой), важно учитывать такой фактор, как ценность, и понимать, какая категория ценностей для нас является ключевой.
Например, когда едешь на отдых с людьми, хорошо бы знать, что для них отдых: кто-то любит батониться на пляже, а кто-то отдыхает, совершая забег по музеям.
Прояснение таких моментов позволяет заранее предотвратить целую кучу проблем. Бывает, что вот люди вроде бы говорят об одном и том же, но всё никак не могут прийти к взаимопониманию.
Девушка моего знакомого всё время жалуется, что он не уделяет ей достаточно внимания. Она говорит ему об этом, а он недоумевает: как так, я же провожу с тобой действительно много времени. (Из этого делаем вывод, что для него время – это ценность, и проводя с ней время, он уделяет ей внимание). Несколько наводящих вопросов, и оказывается, что время-то вместе они проводят, но никуда вместе не ездят. И, на самом деле, ей не хватает совместных ярких впечатлений, потому что для неё ценность отношений именно в этом.
Любое взаимодействие с миром и людьми изначально направлено на получение / обмен ценностями. А вот категории ценностей разные: материальные, эмоциональные, интеллектуальные, социальные, моральные, – целая куча всяких.
И при выстраивании отношений с человеком важно понимать, какие категории ценностей важны для него, а какие – для тебя. Тогда и договориться будет проще.