Стоял январь 1982 года, когда контейнеровоз «Механик Тарасов» вышел из порта Ленинграда, держа путь в Канаду. Судно типа «ролкер» не было предназначено для трансатлантических переходов. Но если поступил приказ «свыше», капитан Анатолий Былкин не мог ответить «нет». Он всегда был нацелен на результат любым способом.
Когда планировался обратный выход из порта Труа Ривьер, синоптики предупредили о том, что надвигается сильнейший шторм. Былкин же планировал прийти в Ленинград с опережением графика. Поэтому «…Тарасов» стал единственным, кто вышел из порта в этот день.
Пока 8 часов шли по реке до выхода в океан, команда занималась крепежом контейнеров и огромных рулонов бумаги для печати. Для экономии времени и валюты делали это сами, хотя могли и заказать услугу в порту отправки.
Всё началось 13 февраля – у судна образовался неожиданный крен. Ожидая скорого шторма, экипаж стал заполнять балластные ёмкости противоположного борта, чтобы срочно выровняться. Но ситуация не улучшилась и через полдня. Тогда отправили телеграмму в столицу начальнику по безопасности в Министерстве морфлота – попросили, чтобы Былкину «сверху» дали приказ вернуться в Квебек. Начальство не согласилось.
При осмотре нижней палубы обнаружили пробоину балластной ёмкости. Её проделал сорвавшийся с крепежей тяжёлый контейнер. Из-за этого вода всё больше заполняла трюм. Включили помпу.
Начался шторм. Огромные волны вырвали часть вентиляционного отверстия, куда тут же стало захлёстывать. Боцману удалось заткнуть дыру большим мешком с тряпьём. Но не на долго. Вскоре волна протолкнула мешок внутрь. Сырая бумага забивала помпу. 15 февраля капитан отправил просьбу о помощи в пароходство. Но общий сигнал SOS не подал.
Крен составлял уже больше 35 градусов. Ближайшее советское судно, рыболовный траулер «Иван Дворский» оказался в 100 милях, но учитывая шторм мог появиться рядом не раньше, чем через 14 часов.
Но бедствующее судно обнаружил канадский вертолёт. Лётчики предложили Былкину спасти команду. Но тот понимал, что помощь от иностранцев – это конец его карьеры. И отказался.
Когда ближе подошли датские рыболовы на «Сигурфари», он ответил также. Капитан с опытом, Ольсен, видел, что судно скоро пойдёт на дно и остался рядом, рассчитывая в худшем случае хотя бы выловить команду русских из воды.
Когда стемнело, шторм не утих. Экипаж в спасжилетах и тёплой одежде собрался наверху, готовясь прыгать в зимнюю воду. Замполит Василий Попов и капитан оставались на корабле. Внизу обречённо продолжа биться за живучесть судна моторист Мамаев. Ему перешибло ноги, но он продолжал чистить сетки помпы, в надежде ещё некоторое время оставить судно на плаву.
Спускать шлюпки было бесполезно. Шёл снег, лютовал ветер. Неожиданно заметили подходившую помощь. Моряки плакали и обнимались. Они ждали, что линемётом им перебросят трос и все спасутся.
Но капитан рыболовного траулера побоялся столкновения и близко не подходил. «Механик Тарасов» начал погружаться активнее. Команда вынуждена была прыгать в ледяное море. Произошло всё вблизи Ньюфаундленда в 3 ч 30 мин.
Четверо из моряков ещё на палубе связались верёвкой. В воде одному из них удалось воспламенить фальшфейер, которые увидели с датского судна. Оно тут же стало приближаться. С низкобортного траулера моряков вылавливали прямо руками. Так достали 9 человек. Отогреть удалось пятерых.
Судовой врач Виктор Сидельников спас механика Шведова. Тот прыгнул в море уже со сломанной ногой и не имел реальных шансов. Врач отлично плавал, ещё и удачно зацепился за большой рулон с бумагой. Увидев тонущего рядом Шведова, он уцепил его рядом. Когда рулон начал крениться, врач понял, что двоих он не выдержит. Сидельников отцепился и поплыл к советскому судну. Больше его не видели.
Наш корабль наконец подошёл ближе. Только вытаскивать людей на его высоченные борта не получалось. Тем, кто был в воде, не хватало сил удерживаться за верёвки. Глядя, как за бортом гибнут свои, рыбаки собирались обвязаться верёвками и прыгать в волны, чтобы на себе вытаскивать тонущих. Но капитан запретил «авантюру». Рыболовный траулер поднял единственного члена команды утонувшего судна, но и его так и не смогли привести в чувство окончательно.
К утру в море стало спокойно. Судно собрало тела, оставшиеся на поверхности, и двинулось к своим берегам. Из 37 человек команды выловили из моря только пятерых.
Причины произошедшего расследовала особая комиссия. Судя по тому, что никто не был наказан, всё списали на морскую стихию. Возможно, эта история и имеет несколько субъективный характер изложения, поскольку основана на рассказе механика наставника судна Радия Ивановича Горячева. Но одно несомненно – за амбиции одних и трусость других команда заплатила очень дорогую цену.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.