Найти тему

NOTICING. Про ценнейший навык

Ваше exposure языку (слушание, чтение, всякие практические действия) не всегда преобразуются в устойчивый навык, в грамотную речь или письмо без ошибок.

Вчера на занятии обсуждали вопрос: если ребенок читает книги, то он обязательно будет грамотно писать. Или нет?
В этой же рубрике: если человек окружен носителями языка, у него обязательно будет хороший акцент. Или нет?

НЕТ. Это было бы слишком просто. А еще звучит, как прекрасное оправдание: вот если б я жил тааам, то да, а так – чего и пытаться.

Конечно, есть особо талантливые, но давайте посмотрим на общее массовое правило.

Между exposure и осознанным употреблением стоит noticing. Языковое явление нужно заметить несколько раз, в голове прокрутить, проанализировать, положить на нужную полочку. Потом будет следующий этап аналитической работы: столкнуться с похожей ситуацией самому, подойти к той полочке, повертеть языковой пунктик и вставить в пазл (в жизни это выглядит таким «эээээмм»).
Пока вас не заставили всмотреться в явление, вы его не замечаете. А как только заметили, оно начинает попадаться на каждом шагу. It’s magic, сказала недавно одна наша студентка, когда в очередной раз новое знание стало её преследовать. (Там речь шла про слова с меняющимся ударением.)

Чаще всего noticing происходит и тренируется на уроках. Еще раз: именно уроки с пособием и преподавателем выводят студента на другой уровень взаимодействия с языком, который он воспринимает в обычной жизни.
Можно наловчиться и натренироваться. Но я видела людей, которые самостоятельны в этом процессе, только на высоких уровнях. И скорости получаются "на ощупь".

Речь про все аспекты: произношение, грамматика, устройство словосочетаний.

«Оно само» не бывает, только в фантастической лотерее. А бывает через нормальную учебу, но тогда могут открываться такие мерцающие грани нового знания, которые вам до этого было даже не представить.