Образование, как и война ‒ двигатель прогресса. Ведь страна не может быть сильной и динамично развиваться, если большая часть населения неграмотное или малограмотное. А ведь именно так было в Российской империи во времена царя-батюшки Николая II, и с этой проблемой пришлось бороться «коварным» большевикам...
Ныне, нам часто вещают с экранов ТВ о том, что жизнь в царской России была легкой и счастливой не только у дворян и богачей, но и у простого люда. А вот пришедшие к власти «кровавые и людоедские» большевики, ввергли страну в хаос, а людей ‒ почти в каменный век. Но как же объяснить то, что в Российской империи лишь примерно 1 из 5 жителей был грамотным. Отмечу, что грамотность в те времена ‒ это не знание, например, высшей математики, а лишь умение читать и писать, да и то, многие это делали с трудом.
В 1897 году в Российской империи провели перепись, которая показала, что лишь 21% населения страны было грамотным. При этом, в европейской части царской России этот процент был менее 30%. Самый высокий уровень грамотности наблюдался в Прибалтийских губерниях (70-80%), Санкт-Петербургской (55%), Московской (40%).
Слабо с грамотностью было и в армии царской России. Так, согласно данным Военно-статического ежегодника за 1912 год из 906 тыс. солдат малограмотными были 302 тыс. человек.
В итоге, пришедшие к власти большевики получили десятки миллионов неграмотных и малограмотных граждан молодой советской страны. Понимая, что с ними сильную страну не построить, новая власть активно взялась за образование. Благо, что высшее руководство отлично понимало, важность хорошего образования. Об этом, в частности, говорил и товарищ Сталин:
«Все мы говорим о необходимости культурной революции в нашей стране. Если относиться к этому делу серьёзно, а не болтать попусту языком, необходимо сделать в этом направлении хотя бы первый шаг: сделать прежде всего начальное образование обязательным для всех граждан страны, без различия национальности, а потом и – среднее образование.
Ясно, что без этого невозможно никакое культурное развитие нашей страны, не говоря уже о так называемой культурной революции. Более того: без этого у нас не будет ни настоящего подъёма промышленности и сельского хозяйства, ни надёжной обороны нашей страны.
А как это сделать, если иметь в виду, что процент неграмотности по нашей стране всё еще очень велик, что в целом ряде наций нашей страны неграмотные составляют 80–90 процентов?
Для этого необходимо покрыть страну богатой сетью школ на родном языке, снабдив их кадрами преподавателей, владеющих родным языком.
Для этого нужно национализировать, т. е. сделать национальными по составу, все аппараты управления, от партийных и профсоюзных до государственных и хозяйственных.
Для этого нужно развернуть прессу, театры, кино и другие культурные учреждения на родном языке.
Почему – спрашивают – на родном языке? Да потому, что миллионные массы народа могут преуспевать в деле культурного, политического и хозяйственного развития только на родном, на национальном языке».
Благодаря активному строительству новых учебных заведений и массовому обучению педагогов, число учащихся в 1937 году увеличилось в 3,5 раза в сравнении в 1914 годом. Средних же школ стало почти в 20 раз больше.
Согласно данным, с 1923 по 1939 год качественное образование получили 40 млн. неграмотных и 50 млн. малограмотных советских граждан всех возрастов. Так, если в 1930 году в школах училось примерно 13,5 млн. учеников, то в 1939 году их количество превысило 31,5 млн. человек.
В Советском Союзе значительно увеличилось и количество педагогов. Так, если в 1930 году в стране было примерно 385 тыс. учителей, то в 1939 году ‒ их число превысило 1 млн. человек.
К 1940 году в Советском Союзе работало больше 3,7 тыс. ПТУ и техникумов, в которых обучалось более 1 млн. человек. Количество ВУЗов превысило 800 штук, а число учащихся в нем студентов ‒ больше 800 тыс. человек.
Интересный тест!