Найти в Дзене
Не учебник истории.

Легенды и мифы о Чахтицкаой пани, которая отправила на тот свет более 600 женщин

Оглавление

Крепко-накрепко опутанная мифами и легендами, эта женщина осталась в истории как Чахтицкая пани. Хотя... гораздо чаще ее называют Кровавой графиней. По сей день, именно ей принадлежит пальма первенства по количеству жертв, жизнь которых оборвалась по ее вине. Предположительно, красавица, с грустью взирающая на нас с портрета, оборвала жизни более 600 молодых женщин.

Портрет Елизаветы (Эржебет) Батори (1560-1614). Открытый источник
Портрет Елизаветы (Эржебет) Батори (1560-1614). Открытый источник

Это темная история запятнанная кровью и мучительными пытками, приправленная подробностями плотских удовольствий до сих пор обсуждается исследователями и праздными любителями подобных историй.

Согласно легенде, венгерская графиня Елизавета (Эржебет) Батори (1560-1614) была, выражаясь современным языком, маньяком и серийной убийцей. Именно в таком свете ее представили родственники, враги и просто завистники, стремившиеся заполучить ее имущество.

Кроме того, именно за Батори закрепился образ убийцы, на совести которой больше всего человеческих жизней. По этому поводу она даже удостоена «чести» быть занесенной в книгу рекордов Гиннеса, как женщина, совершившая самое большое количество убийств.

По легенде, Эржебет верила, что принимая ванны из крови девственниц, она тем самым сохранит для себя вечную молодость. Однако, вместо этого, последние годы своей жизни она была принуждена прожить в позоре.

Эта история - не только часть венгерского фольклора. Она послужила источником вдохновения для создания многих фильмов, постановки пьес и опер. Существует даже компьютерная игра, созданная по мотивам этой печальной истории.

Сегодня, все чаще и чаще эта древняя легенда подвергается сомнению. Исследователи считают, что преступления Батори, сильно преувеличены. Велика вероятность того, что обвинения в адрес Эржебет составляли часть заговора против нее.

И только туристы, заинтригованные легендой о кровавой графине, продолжают поддерживать веру в ее злодеяния, читая книги, посвященные графине Батори, посещая замки, склепы и музеи.

Руинизированный Чахтинский замок, расположенный в 80 километрах к северо-востоку от столицы Братиславы. Открытый источник
Руинизированный Чахтинский замок, расположенный в 80 километрах к северо-востоку от столицы Братиславы. Открытый источник

Кровавый след

Посетители венгерского города Ньирбатор, расположенного примерно в 273 километрах к востоку от Будапешта, столицы Венгрии, могут взглянуть графине прямо в глаза. Это стало возможным, благодаря созданию в замке Батори экспозиции восковых фигур, изображающих саму Эржебет и ее родственников. Музей располагается в отреставрированном замке, где в августе 1560 года появилась на свет героиня сегодняшнего рассказа. Семья Эржебет принадлежала к одной из богатейших и родовитых династий, которая полностью контролировала Трансильванию.

Восковая фигура графини Батори в кровавой ванной. Открытый источник
Восковая фигура графини Батори в кровавой ванной. Открытый источник

Казалось, жизнь представительницы такого богатого и знатного рода должна была бы протекать мирно и безоблачно. Однако, уже в детстве девочка столкнулась с серьезными проблемами со здоровьем:

«Уже в возрасте четырех или пяти лет она страдала эпилептическими припадками, резкими перепадами настроения, а также мучительными мигренями».

Никто из окружающих Эржебет не задумывался о душевном состоянии девочки. Проявления всякого рода жестокости происходили на глазах ребенка: речь идет как о физическом наказании слуг, так и о публичных казнях, свидетелем которой Эржебет впервые стала в возрасте шести лет.

В 13 лет состоялось обручение Эржебет Батори с 18-летним графом Ференцом Надашди - представителем другой влиятельной венгерской семьи. Спустя два года молодые обвенчались. В этом браке родилось четверо детей.

В 1575 году Батори вышла замуж за графа Ференца Надашди. Портрет 17 века. Открытый источник.
В 1575 году Батори вышла замуж за графа Ференца Надашди. Портрет 17 века. Открытый источник.

Новобрачные переехали в Шарвар, город, расположенный на западе Венгрии. Там, согласно легенде, молодой супруг начал обучать Эржебет искусству пыток. Стены замка Надашди, по словам «свидетелей» ушедших эпох, стали свидетелями не одного злодеяния. «Обучение» началось с того, что Надашди связал девушку, натер ее тело медом и позволил насекомыми облепить ее тело, причиняя тем самым жертве невероятные страдания.

В качестве одного из свадебных подарков, граф преподнес молодой супруге перчатки с колючими когтями, которыми она наказывала своих слуг за любые провинности.

Позже, Эржебет ввели в круг людей, причисляющих себя к волшебникам, ведьмам и алхимикам.

Фрески, украшающие этот роскошный зал замка Надашди, изображают сражения Ференца Надашди II в период с 1591 по 1602 год. Открытый источник
Фрески, украшающие этот роскошный зал замка Надашди, изображают сражения Ференца Надашди II в период с 1591 по 1602 год. Открытый источник

Но своего апогея насилие Батори достигло в другой крепости. Руинизированный Чахтинский замок сегодня являются жуткой туристической достопримечательностью. Он словно нависает над западно-словацким городом Чахтице, в 80 километрах к северо-востоку от столицы Братиславы. Туристам, которые решаются посетить это зловещее место и по сей день чудятся пугающие стоны жертв, раздающиеся из глубины веков.

Батори переехала в Чахтице в 1604 году после смерти мужа. Молва о жестокости вдовствующей графини по отношению к своим слугам распространились настолько широко, что местные жители укрывали своих дочерей, стараясь не допустить, чтобы девушки попали на работу в замок.

Что же в конечном итоге положило конец злодеянием вдовствующей графини? Предположительно, Эржебет Батори вышла за рамки жестокого обращения только по отношению к слугам.

«Убийство слуг, которые фактически не обладали никакими правами, обществом воспринималось как жестокость, но для представителя высшего сословия не являлось нарушением закона. Другое дело убийство дворянина, даже если речь идет о представителе менее родовитой семьи. Этот факт уже нельзя было игнорировать».

Наконец, в 1610 году император Священной Римской империи и король Венгрии Матьяш II инициировал расследование, конечной целью которого было установить причину десятков подозрительных смертей, произошедших в Чахтице, а так же узнать судьбу тех, кто получив место в замке бесследно исчез.

После опроса десятков свидетелей Эржебет Батори была арестована. Она оставалась все в том же Чахтинском замке, но неусыпный конвой контролировал каждый ее шаг. Официально, графине вменялась вина за убийство 80 молодых женщин. Одна из свидетельниц утверждала, что видела некий дневник, в который Батори собственноручно вносила имена своих жертв. Список, якобы, насчитывал 650 имен.

Примечательно, что самой графине было отказано в праве на свою защиту. Ее ни разу не допустили в зал суда.

Однако, официального обвинения в адрес Эржебет Батори вынесено не было. Ее мужа также нельзя было привлечь к ответственности, поскольку тот уже давно находился в могиле. Произошло то, что и должно было произойти в эпоху, когда происходили все эти события. Всю вину суд возложил на четверых слуг Батори. Именно они были осуждены за насилие над молодыми женщинами. И именно они понесли реальное наказание. Казнь была мучительной и проходила на глазах у многочисленной публики.

Сама Эржебет Батори остаток жизни провела в Чахтинском замке, где и умерла в 1614 году в возрасте 54 лет.

Официальное место захоронения графини Батори. При попытке эксгумировать тело, в могиле был обнаружен гроб с камнями. Открытый источник
Официальное место захоронения графини Батори. При попытке эксгумировать тело, в могиле был обнаружен гроб с камнями. Открытый источник

На протяжении столетия после смерти Чахтицкой пани, замок занимали потомки Батори.

Впервые широкую огласку эта история получила в 1744 году, после выхода в свет книги, повествующей об истории Венгрии. Автор, священник-иезуит в мрачных подробностях описывает все ужасы, происходившие в Чахтицком замке. Именно эта книга и породила легенду о графине, которая и по сей день продолжает щекотать нервы особо впечатлительных.

Современная копия портрета графини Эржебет Батори, где она изображена в возрасте 25 лет. Оригинал, написанный в 1585 году  утерян.   Открытый источник
Современная копия портрета графини Эржебет Батори, где она изображена в возрасте 25 лет. Оригинал, написанный в 1585 году утерян. Открытый источник

Альтернативная версия в новом прочтении

Лишь в 1980-х годах эта версия стала подвергаться сомнению. В книге словацкого архивариуса Йозефа Кочиса 1982 года подробно описаны новые аспекты жизни Батори, которые некоторые исследователи использовали в качестве доказательства возможного заговора против Эржебет Батори. Некоторые из них зашли так далеко, что вознамерились представить Батори как «беспомощную вдову».

Известный словацкий кинорежиссер Юрай Якубиско в 2008 году снял фильм «Кровавая графиня Батори», в котором образ главной героини диаметрально противоречит устоявшейся легенде.

Иные, придерживаются более умеренных взглядов. Они считают, что преступления, в которых обвинялась Батори в действительности имели место быть, однако, были сильно преувеличены с целью дискредитировать ее и ослабить влияние всей семьи Батори. Рассматривается и версия нападок на протестантку Батори со стороны представителей католической династии Габсбургов, правившей в то время Священной Римской империей, включавшей Австрию и Венгрию.

Любопытен тот факт, что сам Император Матьяш II имел перед Эржебет Батори огромный неоплаченный финансовый долг. Низвержение графини открывало прекрасную возможность забыть о долге. Кроме того, клан Батори представлял для Императора и политическую угрозу. Кузен Эржебет - Габриэль Батори, князь Трансельвании, имел все шансы бросить вызов Матьяшу II и получить власть над Западной Венгрией.

Кроме того, не исключают и версию заговора со стороны родственников, желавших поделить между собой наследство. Сразу после заключения Батори в замке, одна из ее дочерей вынесла все ценности из ее поместья, а зятья начали раздел поместий не дожидаясь смерти законной хозяйки.

Однако, некоторыми исследователями эта версия подвергается большим сомнениям. Сохранились документы, где сказано, что после смерти графа все имущество унаследовал сын.

Несмотря на все возрастающие сомнения в правдивости жуткой легенды о графине-убийце, ей суждено сохраниться и для будущих поколений.

Один из исследователей истории Эржебет Батори рассуждает так:

«Людям нужны символы и драматические сюжеты. Не важно, виновен ли персонаж легенды или нет, люди в восторге от историй, в которых события заходят слишком далеко. Истории известно множество мужских имен, олицетворяющих безграничное зло. Но почти не существует слишком злых женщин. Батори прекрасно заполняет этот пробел в иконографии ужасов».
Ференц Надашди и Эржеюет Батори. Открытый источник. Коллаж автора
Ференц Надашди и Эржеюет Батори. Открытый источник. Коллаж автора

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии. Делитесь с друзьями. Помните, я пишу только для Вас.

Не учебник истории.