Недавно узнал, что на портале "Активный гражданин" запустили голосование. Станцию "Каланчёвская" хотят переименовать в "площадь трёх вокзалов". Официальная причина такая: с инициативой выступили жители Красносельского района и сотрудники МИИТа (института инженеров транспорта). Сегодня в статье постараюсь рассказать вам об истории платформы и местности в целом. А также объясню, почему менять название станции не стоит.
Откуда название "Каланчёвская"
Станция "Каланчёвская" располагается вдоль одноимённой улицы. Она находится чуть в стороне от Комсомольской площади с тремя вокзалами: Ленинградским, Ярославским и Казанским. Вплоть до 17 века здесь практически ничего не было. Только большое поле, которое именовали Каланчёвским. Оно простиралось от Красного пруда (примерно там, где Краснопрудная улица) до середины современной Большой Спасской.
Своим названием местность обязана деревянному царскому дворцу. Он стоял примерно там, где сегодня находится проспект академика Сахарова. Конструкция заканчивалась вышкой. Этот элемент декора именовался "каланчой". Исследователи полагают, что слово пришло из татарского языка. Поэтому дворец, а затем и поле, начали называть Каланчёвским. Отсюда и наименование улицы, а позднее - железнодорожной платформы.
Она появилась в 1865 году, как часть Алексеевской соединительной линии. Ветку построили, чтобы связать Курский вокзал и Николаевскую железную дорогу. К тому времени на Каланчёвской площади уже существовали все три вокзала. Правда Ярославский и Казанский выглядели по-другому. В 1870 году, когда начал работать Белорусский вокзал (тогда - Смоленский), Алексеевскую линию продлили до него.
Мини-вокзал для Императора
Вплоть до конца 19 века станция "Каланчёвская" ничем не выделялась на фоне других. Однако именно здесь было решено принимать поезд с императорской семьёй. На нём должен был приехать Николай II в 1896 году на свою коронацию в Москву из Петербурга. Архитектор Генрих Войневич спроектировал остановочный павильон. Материалами послужили красный облицовочный кирпич, а также тарутинский камень (белые украшения).
Дополнили внешний облик здания интересным рельефом, который по форме напоминает ромбы. На современных фотографиях они голубого цвета. Раньше были просто белыми. Завершили конструкцию куполообразной крышей и башней со шпилем. Внутреннее убранство императорского вокзала было не менее ярким. Стены отделали тканью. Повесили зеркала и светильники.
Платформа в начале была одна. Её накрыли деревянным резным навесом, чтобы высокопоставленные пассажиры не испытывали дискомфорта во время дождя или других осадков. Внешний вид перрона вызывал ассоциации с русским зодчеством. Только посмотрите, как выглядели колонны и ограждение. Вокруг станции обустроили площадь и сквер.
Тайна секретной платформы
Члены царской семьи так и не прибыли на "Каланчёвскую" в 1896 году. Поезд с Николаем II в итоге приехал на Белорусский вокзал (тогда он именовался Брестским). Хотя впоследствии представители императорской фамилии пользовались железнодорожной платформой, возведённой специально для них. Но делали это весьма редко.
После установления советской власти необходимости в специальном царском вокзале не было. Поэтому через какое-то время в стенах павильона разместили совет Железнодорожного района Москвы. Он появился в 1936 году после административно-территориальной реформы и существовал на протяжении 21 года. Он частично занимал территорию современного Красносельского района: от Садового кольца до железнодорожного моста через Русаковскую улицу.
В итоге станцию "Каланчёвская" начали использовать для пригородных электричек. Она прославилась сквозными поездами, на которых можно было доехать, например, от Подольска до Нахабина. То есть не требовалось делать пересадки, добираясь до вокзалов. Как вы знаете, не все из них близко расположены друг к другу.
Есть у "Каланчёвской" и небольшая тайна. Чуть дальше от платформы, вдоль Пантелеевской улицы, располагается странное сооружение. Электрифицированный железнодорожный путь, который переходит в низкую платформу с навесом. Существует версия, что это секретный правительственный вокзал. Инициатором его строительства якобы выступил кто-то из окружения Л.И. Брежнева в 1976 году. Во-первых, из этой точки можно было попасть практически на любое направление железной дороги. Во-вторых, не требовалось перекрывать вокзал, когда прибывали важные гости. Трудно сказать, насколько эта #история правдива.
Как назовём?
В советское время и позже "Каланчёвскую" активно использовали для пригородных электричек. Поскольку станция узловая, то в 2017 году она стала частью проекта Московских центральных диаметров ( #МЦД ). Это несколько сквозных железнодорожных линий через территорию столицы. "Каланчёвская" располагалась на почти готовом маршруте. Поэтому в 2019 году здесь запустили МЦД-2. Работы по модернизации начали параллельно. Речь о строительстве новых платформ, реконструкции железнодорожного полотна и Каланчёвского путепровода.
Кроме того, здесь же пройдёт участок МЦД-4 (Железнодорожный - Апрелевка). Поэтому работы на "Каланчёвской" по сути не являются реконструкцией. Это возведение нового мини-вокзала. Завершат работы в конце 2022 года. Так написано на информационном стенде. Пока всё выглядит, как на фотографиях ниже. Пассажирам не очень удобно.
Возвращаясь к переименованию, хочется отметить следующее. Действительно, название "площадь трёх вокзалов" употребляется в народе. Хотя, скорее, не среди москвичей, а у жителей других регионов страны. Мало кто из них знает настоящее название площади (Комсомольская). Ассоциацию с вокзалами запомнить проще.
Однако "Площадь трёх вокзалов" это практически жаргонное выражение. На мой взгляд, не совсем уместное, чтобы наносить его на карты Москвы. Тем более, что есть планы по строительству на базе будущих платформ МЦД нового вокзала. Их на площади будет уже четыре, и возникнет путаница. Многие улицы города имеют свои прозвища в народе. Например, Щёлковское шоссе (Щелчок), метро "Электрозаводская" (Электра), местность у станции "Белорусская" (Белка) и др. Возможно, кому-то и проще ориентироваться по таким названиям. Но нельзя забывать об истории местности. Наименование "Каланчёвская" возникло не просто так. Считаю, что именно его и нужно сохранить.
Как считаете: переименовать станцию или оставить старое название?
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!