10 новаторских движений современного искусства, рожденных в результате политической активности, деколонизации, маргинализации и конфликтов.
Бенгальская школа, Индия и Бангладеш, 1900-е годы.
В 1909 году шри-ланкийский теоретик культуры Ананда К. Кумарасвами (1877–1947) писал: «Слабость нашего национального движения заключается в том, что мы не любим Индию; мы любим пригородную Англию, мы любим комфортное буржуазное процветание, которое когда-нибудь установится, когда мы изучим достаточно науки и забудем достаточно искусства, чтобы успешно конкурировать с Европой». Его послание о том, что Индия стала порабощенной имперской властью, было вдохновлено политическими событиями, которые начались в северо-восточной индийской провинции Бенгалия в конце 1800-х годов, где борьба за независимость Индии была наиболее острой.Центральное место в антиимпериалистических дебатах занимали художники из Государственной школы искусств Калькутты. Возглавляемая Абаниндранатом Тагором (1871–1951), племянником поэта и мыслителя эпохи Возрождения Рабиндраната Тагора (1861–1941), группа продвигала мистическое современное искусство, опирающееся на техники Востока и отвергающее западное влияние.
Паназиатский взгляд Тагора черпал вдохновение в искусстве всего континента, в частности в японской живописи тушью, что способствовало сказочному качеству изображений Бенгальской школы. Бесконечное путешествие Абдура Рахмана Чухтая ; «Китаянка» иллюстрирует это слияние восточных влияний.По словам Нишада Авари, руководителя отдела продаж южноазиатского современного и современного искусства , «это движение оказало глубокое влияние на художественное производство в Южной Азии, особенно на Нандалала Бозе (1882–1966), чьи рисунки Ганди сыграли фундаментальную роль в мифологизации анти-современного искусства. -колониалист как скромный, но решительный слуга народа».Среди более поздних художников, вдохновленных мощной символикой Бенгальской школы, был индийский модернист Ганеш Пайн .Стридентизм, Мексика, 1920-е гг.
Однажды ночью в декабре 1921 года на стенах Мехико появился манифест. Его риторика была настолько провокационной, что казалось, она кипит воинственной энергией боксера. Написанный молодым поэтом-подрывником по имени Мануэль Мейплс Арсе (1900-1981), манифест призывал мексиканских интеллектуалов воспользоваться моментом и перестать жить прошлым.«Смерть отцу Идальго, долой Сан-Рафаэль и Сан-Лазаро!» написал поэт, имея в виду великого героя мексиканской независимости и двух почитаемых святых. В тексте также цитируется футуристический манифест Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944) — «Автомобиль в движении прекраснее, чем Победа на Самофракии».Это было рождение стридентизма, литературного и художественного движения, которое объединило европейские модернистские тенденции, такие как футуризм, с мексиканским модерном и ар-деко.
Группа придерживалась левых взглядов и участвовала в рабочих демонстрациях, но в отличие от Диего Риверы и художников движения муралистов, страйдентисты отказались романтизировать Мексиканскую революцию. Вместо этого они были убежденными социальными реформаторами, черпавшими свое художественное вдохновение из фольклора и доколумбового искусства.Стридентисты базировались в коммуне в Веракрусе, откуда они издавали журнал Horizonte . Здание подверглось нападению в 1927 году, после чего движение распалось.Антропофагия, Бразилия, 1920-1930-е гг.
В 1928 году поэт Освальд де Андраде (1890-1954) стремился вывести бразильское общество из его культурной летаргии с помощью провокационной идеологии, названной антропофагией (буквально означающей «каннибализм»). Утверждая, что величайшая сила Бразилии в прошлом заключалась в пожирании своих колониальных угнетателей ради достижения автономии, он заявил, что долг Бразилии — сделать то же самое с европейской культурой, чтобы создать уникальный бразильский модернизм. Жена Андраде, Тарсила ду Амарал (1886–1973), была одной из ведущих художниц группы. Она училась в Париже у французского модерниста Фернана Леже (1881–1955), где открыла для себя анархические чувства парижского авангарда.
Эти идеи были включены в эстетику «Антропофагии», типичным представителем которой был индустриальный примитивизм — плоские городские пейзажи и здания — с яркими цветами и творческими, сказочными образами.Движение «Антропофагия» оказало огромное влияние на более поздних художников, особенно на тех, кто был связан с Tropicália , появившимся в Бразилии в конце 1950-х годов.Негритюд, Франция, 1930-е годы.
Влиятельное движение Негритюда зародилось в Париже в межвоенные годы тремя поэтами из африканской диаспоры. Эме Сезер (1913–2008), Леон Дамас (1912–78) и Леопольд Седар Сенгор (1906–2001) основали студенческий журнал под названием L'Étudiant Noir («Черный студент»). Первый выпуск был опубликован в марте 1935 года и содержал яркое и едкое эссе Сезера в ответ на западное прочтение черной культуры и литературы.
В Париже 1920-х годов интерес к черной культуре стал очень модным. Европейские художники-авангардисты тщательно изучали и перенимали искусство, музыку и танцы Африки, развивая при этом свои собственные формы модернизма.Художники и писатели Негритюда перевернули это с ног на голову, объявив Африку и ее диаспору родиной сюрреализма и разработав свою собственную чудесную форму. Среди художников, связанных с этим движением, были Бен Энвонву (1917–94), Вифредо Лам (1902–82) и Рональд Муди (1900–84).В годы Второй мировой войны и во время нее многие художники и писатели Негритюда покинули Европу, распространив эту концепцию на более широкий мир. Сезер отправился на Мартинику, где основал журнал «Негритюд». Сенгор направился в Сенегал, где стал президентом в 1960 году, и инициировал общеправительственную программу по продвижению Негритюда по всей стране через академии, посвященные искусству, музыке и театру. Его сочинения, а также стихи Дамаса и Сезера вдохновили многих последующих революционеров, в том числе лидера освободителей Амилкара Кабрала.Египетский сюрреализм, Египет, 1940-е годы.
«Искусство и свобода» — египетская сюрреалистическая группа, возникшая в Каире в середине 1930-х годов. В 1937 году оно опубликовало манифест под названием « Да здравствует дегенеративное искусство», в котором выражалась солидарность с художниками и писателями-авангардистами, преследуемыми в нацистской Германии.
Основанный Жоржем Эненом (1914-1973), революционным египетским поэтом, который полемизировал по поводу автократического характера египетских культурных учреждений, «Искусство и свобода» посвятили большую часть своей продукции освещению крайнего неравенства египетского общества. Картины, созданные членами группы, включали жестокие изображения деформированных и расчлененных тел, созданные отчасти для того, чтобы разоблачить разложение египетского общества, а затем и ужасы Второй мировой войны.Группа выступала против порядка, логики и красоты и первоначально опиралась на европейскую модель сюрреализма, которую им представили поэт Андре Бретон (1896–1966) и фотограф Ли Миллер (1907–77). Позже они выработали свой собственный отличительный характер, известный как «Субъективный реализм» , который был свободен от какого-либо формального стиля или тематики.Прогрессивная идеология «Искусства и свободы» повлияла на многих художников и поэтов, в том числе на британского художника и критика Виктора Масгрейва и фотографа Иду Кар.Калькуттская группа, Индия и Бангладеш, 1940-1950-е гг.
В 1943 году восемь амбициозных молодых художников встретились в Калькутте, чтобы обсудить кризис в индийской живописи. Многие художники обучались в Бенгальской школе или находились под ее влиянием, но разочаровались в неспособности этого движения признать достижения современного искусства.Будучи убежденными революционерами и антиколониалистами, эти художники также считали, что искусство Индии должно отражать состояние нации.«Основные члены Калькуттской группы — Субхо Тагор (1912–85), Гопал Гхош (1913–80) и Паритош Сен (1918–2008) — были объединены общими опасениями по поводу недавних социально-политических катастроф в регионе», — говорит Christie's. специалист Нишад Авари. «К ним относятся голод, беспорядки и кризис беженцев, последовавший за разделом субконтинента».
«Время заниматься богами и богинями прошло», — писал скульптор Продош Дасгупта. «Художник больше не мог быть слеп к своему возрасту и окружению, своему народу и обществу».Калькуттская группа стремилась демократизировать современное искусство, освободив его от элитарности. Ранние работы были соцреалистическими по тематике и изображали невзгоды, переживаемые людьми, но вскоре художники начали учитывать влияние Европы, черпая вдохновение у Пикассо, Матисса и Бранкузи. Две пламенные пастели Гопала Гхоша (вверху) отражают синтез реалистических тем и европейского экспрессионизма.Группа прогрессивных художников, Индия, 1940-1950-е гг.
Влиятельная, но недолговечная Группа прогрессивных художников (PAG) была сформирована в Мумбаи в 1947 году, в год независимости Индии. Ее главным основателем и представителем был художник-провокатор Фрэнсис Ньютон Соуза (1924–2002), харизматичный и мятежный человек, которого исключили из художественной школы за создание порнографических рисунков и критику западного академического преподавания.
Вступив в контакт с Калькуттской группой и найдя вдохновение в ее откровенном стремлении к общеиндийскому искусству, Соуза и его друг Сайед Хайдер Раза (1922-2016) решили создать PAG. Стилистически, говорит Авари, их искусство «сочетало авангардные стили с индийской тематикой и было полно религиозной и мифологической символики».Соуза и его коллеги часто встречались в ресторане Chetana в Мумбаи, богемном центре города. В оптимистической атмосфере, возникшей после обретения независимости, состоялись дискуссии с поэтом-националистом Мулком Раджем Анандом и писателем-метафизиком Раджей Рао о том, как должно выглядеть новое современное искусство.Последняя выставка Группы прогрессивных художников состоялась в 1951 году, когда Соуза и Раза к этому времени переехали в Европу. Другой ключевой член, Макбул Фида Хусейн (1915-2011), был вынужден покинуть страну в Лондоне в 1990-х годах из-за неоднократных угроз смертью со стороны индуистских фундаменталистов.Африкакобра, США, 1960-е годы.
Из великих арт-групп Black Power в Соединенных Штатах немногие были более влиятельными, чем Африканская коммуна плохих художников (Африкобра), чикагское движение, созданное в 1968 году с целью вдохнуть в мир новую эстетику после уничтожения борцов за гражданские права. активисты Мартин Лютер Кинг и Малкольм Икс.
В своем эссе «Десять в поисках нации» член-основатель Джефф Дональдсон (1932–2004) изложил, какой должна быть эта новая черная эстетика: такая, которая будет сочетать в себе влияние Африки и Америки. Изображения будут иметь ритм и будут вдохновлены африканской музыкой и движением; будет яркая разноцветная палитра, соответствующая вкусу безалкогольного напитка Kool-Aid; и искусство должно сиять — «мы хотим, чтобы вещи блестели, имели насыщенный блеск только что выстиранной и начищенной обуви».Эстетику назвали «сверхреальной» — она носила праздничный характер и содержала позитивные послания для чернокожего сообщества, которые способствовали расширению прав и возможностей. Хотя группа продолжала действовать на протяжении всей второй половины 20-го века, она лишь недавно приобрела известность благодаря таким выставкам, как « Душа нации» .New Vision Group, Ирак, 1960-1970-е гг.
В конце 1960-х годов в Ираке возникла яркая художественная сцена. Социалистическая партия Баас, пришедшая к власти после революции 1968 года, создала хорошо поддерживаемую культурную систему, из которой возникла группа «Новое видение». Основанное художником Диа аль-Аззави (р. 1939), его последователи поддерживали идеи панарабского единства и призывали к новому арабскому модернизму, который объединил художников идеологически и культурно.
Панарабизм был политической и культурной идеологией, которая впервые получила распространение в колониальную эпоху как способ объединения и модернизации арабоязычного мира. Для художников это была мощная концепция, которая могла помочь в развитии новой формы арабского искусства.Группа «Новое видение» продвигала форму абстрактной живописи, включающую арабскую письменность — стиль, известный как Хуруфия, который, по их мнению, символизировал объединяющие идеалы панарабизма. К сожалению, краткий расцвет искусства в Ираке вскоре угас, поскольку баасистский режим превратился в диктатуру. Свою последнюю выставку группа провела в Бейруте в 1972 году, прежде чем распалась, когда Аль-Аззави отправился в изгнание в Великобританию.Борьба с цензурой, США, 1970-е годы.
Анита Штеккель (1930–2012) была женщиной действия. Художница-феминистка и бывшая подруга Марлона Брандо противостояла лицемерию общества с острым как бритва юмором. В 1973 году она основала Группу борьбы с цензурой после того, как были предприняты попытки закрыть ее персональную выставку в Общественном колледже Рокленда в Сафферне, Нью-Йорк. В шоу были представлены эротические образы, в том числе, что самое противоречивое, эрегированные пенисы.
В то время Стеккель была одной из многих американских художниц, изображавших секс с женской точки зрения. Ее ответом на попытки местных властей подвергнуть шоу цензуре было создание феминистской группы, которая будет бороться с дискриминацией сексуального искусства, созданного женщинами. Она отправила в прессу письмо, в котором объявила о своем намерении, утверждая, что «если эрегированный пенис достаточно здоров, чтобы его можно было использовать у женщин, то он более чем достаточно здоров, чтобы попасть в величайшие художественные музеи».Среди подписавших петицию были Луиза Буржуа , Ханна Уилк и Джоан Семмел . Борьба произошла в критический момент, когда историки и кураторы пересматривали историю западного искусства и поднимали вопросы об отсутствии женского представительства.