Начать надо с самой концепции вредоносности, как она понималась древними.
За отправную точку для анализа я хочу взять цитату из работы Криса Бреннана "Эллинистическая астрология. Исследование судьбы и удачи", которая вышла на русском языке трудами Михаила Медвидя.
"С концептуальной точки зрения, значения мест (т.е. домов - мое прим.) в первую очередь происходят от трех факторов:
(1) концепции Углов и угловых триад;
(2) конфигурации по отношению к восходящему знаку; и
(3) связь с планетарными радостями".
Надо также сразу пояснить, что отождествления значений планет, знаков и домов в традиционной астрологии изначально не существовало, поэтому никаких параллелей VIII дома со знаком Скорпиона, а VI дома со знаком Девы не было и быть не могло.
Итак, из троицы интересующих нас домов два принадлежат падающей триаде (VI и XII) и один (VIII) последующей. Чем плоха падающая триада домов? Тем, что она не угловая. Именно угловые дома дают планетам силу действия, проявленность, побуждают их к активности. В суточном цикле вращения планеты в падающих домах уносятся от углов и теряют силу действия, их сила рассеивается и становится нестабильна, тем самым они не достигают своих целей.
Самый значимый дом - это I дом, поскольку он описывает самого натива, его тело, его продолжительность жизни; Асц - это место, где небо встречается с землей. А все остальные дома рассматриваются в отношении к I дому и Асц: поддерживают они жизнь натива или не поддерживают. Определяется это посредством "созерцания": те дома, что связаны мажорным аспектом с I домом (созерцают его), поддерживают жизнь, а те, что не связаны, соответственно, не поддерживают. Это называется аверсией или несозерцанием, а переводится как отвращение. Этим домам противна жизнь натива, поэтому с ними связывается всё то, что ей вредит. Какие это дома? II и XII, т.к. они прилегают к I дому и он их "не видит", а также VIII и VI. Вот и вся троица в сборе.
Почему столь же вредоносным не считается II дом? В традиции ведь он назывался Вратами Гадеса (Аида). Например, потому что планеты в нем готовятся все-таки взойти над горизонтом, а не зайти за него, что может обозначать надежды натива от будущего, а также он находится в аспекте трина к Х дому, второму по важности в карте (а у некоторых астрологов - и первому по важности). Тем не менее в эллинистической астрологии II дом всё равно был примерно четвертым с конца по степени благоприятности для планеты в нем стоять и по силе ее действия. Наши финансы частенько являются для нас источником бед и страданий и мы ими не можем управлять так, как хотели бы.
Таким образом, VIII дом не принадлежит падающей триаде, но он испытывает отвращение к I дому, поэтому ничего хорошего в себе содержать не может, а также планета в нем близка к своему заходу за горизонт, то есть символическому умиранию.
Что касается деления домов на благоприятные и неблагоприятные по тому, какие планеты в них радуются, то тут, если говорить вкратце, в VI доме радуется вредитель-Марс, а в XII доме радуется вредитель-Сатурн. То есть еще и поэтому эти дома традиционно плохие. Во II и VIII домах никто не радуется и не печалится, поэтому они нейтральны.
Подробнее о том, почему Марс и Сатурн радуются именно в этих домах, можно узнать в книге Криса Бреннана "Эллинистическая астрология".
Итак, подытожим.
VI и XII дома являются просто средоточием зла, ибо они сами по себе падающие, то есть сила планет в них рассеивается и теряет стабильность проявления, но не всех планет, а только благодетельных, поскольку вредители в этих домах только радуются и начинают вредить еще сильнее (если нет смягчающих факторов). К тому же эти дома испытывают отвращение к Асц, а значит, к жизни натива, и ничего хорошего принести ему не могут.
Птолемей, например, не слишком фокусируется на значениях домов, но у него есть описание XII дома с точки зрения оптики, видимости. В "Тетрабиблосе" у него есть такое описание сути XII дома как дома "злого демона", что это область, которая видна сразу над горизонтом, она наиболее близка к поверхности земли, от которой поднимаются испарения, и из-за этих испарений видимость нарушается, свет звезд искажается и повреждается, и вещи предстают в своем неистинном свете. Отсюда такая характеристика этого дома как тайны, обманы, ложь, скрытые враги, завистники и скрытый вред, ведь I дом совершенно не видит, что там происходит, а происходить из-за отвращения к нативу там может только зло.
При этом XII хуже, чем VI, потому что VI хотя бы связан трином с X домом и не все значения поэтому в нем вредоносны.
VIII дом чуть менее вредоносен, поскольку он не падающий, а последующий, но в нем никому не хорошо и никто там не радуется, он испытывает отвращение к Асц, к тому же планета в нем близка к заходу. Понятно, что ничего хорошего ей это не предвещает.
Теперь поговорим о традиционных значениях этих домов.
VI дом, Злая Фортуна. В силу уже описанных причин никогда этот дом не ассоциировался со здоровьем, ибо о здоровье говорил I дом, а обозначал именно болезни, травмы, ранения, неприятности, препятствия, бессмысленную суету, то есть всяческие "пращи и стрелы яростной судьбы", как выразился Д.Фроули в своем "Учебнике". Поскольку дом находится в нижней полусфере, ассоциированной с фортуной, телом и Луной, то речь идет о телесных повреждениях физического, а не психического или ментального свойства, и по VI дому судят, например, об их возможном характере и о периодах наибольшей вероятности, но никогда не судят об их лечении. Если уж на то пошло, то диагнозами и лечением занимается медицинская астрология, и там всё сложно. И уж тем более не судят об образе жизни натива, его заботе о ближнем и каком-то там служении. Это всё безудержные фантазии на тему и это противоречит самой сути VI дома, который находится в отвращении к Асц.
Другое значение VI дома - слуги и рабы, а также вассалы. В современном прочтении это люди, выполняющие за нас какую-то работу: подчиненные, "мужья-на-час", автомеханики и т.п. Сюда даже можно отнести технику, которая помогает нам выполнять какие-то задачи, или какие-то инструменты. Поскольку рабов у нас почти ни у кого нет, а техники навалом и она делает много чего полезного - например, белье стирает или таблицы делает, то ее в этой ее ипостаси можно отнести к VI дому: именно по своей служебной функции. А как вещь она будет относиться ко II дому, к имуществу, если речь идет о хораре. В этом смысле этот дом является поддержкой X-му. Но никогда он не обозначает нашу собственную работу или профессию как таковую, какой бы рутинной и подчиненной она ни была, на каком бы заводе или каким бы офисным планктоном мы бы ни работали. Даже если речь о работе горничной в отеле, это всё равно Х дом и его элементы, если мы там работаем добровольно и хотим какого-то признания и знаков отличия. Работа по VI дому, будем честными, это либо каторга, либо рабство - в прямом и переносном смыслах. И вряд ли в хорарной работе сюда можно отнести бомжей и асоциальные элементы, которые ниже тебя по социальному статусу. Это всё равно какие-то другие люди, то есть VII дом, если только ты не нанял бомжа или не сделал кого-то своим рабом. На нижние уровни социальной лестницы указывают планеты в падениях.
У Лилли есть значение VI дома как дома поденных рабочих, фермеров, пастухов, свинопасов, кролиководов и прочих животноводов, но в контексте они выглядят как внешние по отношению к кверенту, то есть как те, кто выполняет для него некую работу или занимается третьим значением дома.
Третье значение VI дома - мелкие домашние животные, на которых нельзя ездить верхом. Коты, которые постоянно теряются, козы, овцы и даже ездовые лайки.
Есть еще интересное традиционное значение VI и XII домов, как кадентных, - это путешествие, но поскольку они указывают на потерю и рассеяние, то это путешествие с отрицательным смыслом, больше похожее на изгнание и вынужденную эмиграцию.
Есть еще производные значения домов, которые использовались в традиционной астрологии и перекочевали зачем-то в современную вне общего контекста, внеся массу путаницы. Например, дяди и тети по линии отца относятся к VI дому как III от IV.
VIII дом, Праздное Место. Неожиданное традиционное значение этого дома как места бездействия, праздности, в смысле отсутствия движения. В каком-то смысле это и про тщетность и бесплодность усилий. Но вообще этот дом больше похож на какую-то помойку, потому что сюда свалено что ни попадя. Но можно нащупать общие нити.
Тема смерти изначально этому дому не приписывалась, она принадлежала VII дому как заходящему и в оппозиции к I дому. И до сих пор в хорарной практике есть такое правило при определении, жив квезит или нет, смотреть, не находится ли его сигнификатор под горизонтом или прямо на Дсц. И это работает. Но в более поздней традиции смерть стала приписываться именно этому дому, ее вид и характер, а также всё, что с ней связано, - например, какие-то выгоды от смерти или наследство. Бонатти у себя ссылается на Сахла, мол, VIII дом обозначает убийство и смертельные яды. Тем не менее у некоторых астрологов то, что шло после смерти, то есть похороны и посмертная слава или поношение, оценивались по нижней полусфере, а не по VIII дому. И в этом есть логика.
Однако тема определения характера смерти не такая простая и квадратно-гнездовая, как просто посмотреть на VIII дом и его управителя. Например, у аль-Хайята описана целая методика, в которой учитываются 14 факторов! Да, там VIII дом играет существенную роль, но только по своим отношениям с альмутеном всех этих 14 факторов. Короче, всё сложно.
Смерть ассоциируется с ощущением потери, поэтому значение потерь этому дому тоже приписывалось. В конце концов, и смерть, и внезапные потери это то, что мы контролировать из своего I дома не можем.
Значение "чужие деньги" - это производное значение как II дома от VII, то есть деньги партнера и его средства к существованию, а в широком смысле - деньги других людей. Отсюда произошла трансформация этого значения в кредиты и долги. Аль-Хайят внес, возможно, свою лепту в рождение этого значения тем, что говорил, дескать, к этому дому относится то, что отдано на хранение, а также средства, отданные в чужое управление. Это напоминает деятельность банка или депозитария. Но аль-Хайят еще сюда относил хитрость/смекалку и различные умения.
Третье распространенное значение - страх и душевные терзания. Об этом говорит Бонатти, ссылаясь на арабов. И надо сказать, это значение очень хорошо себя зарекомендовало в хорарах.
Никакой оккультизм, магия и секс тут рядом никогда не стояли и не лежали. Вопросы духовного знания относились к "дому Бога", т.е. к IX дому, а колдовство как скрытый вред - к XII. Для секса с партнером обычно нужен партнер, поэтому он проходил по VII дому, позднее - по V, как дому удовольствий.
Про известных магов и оккультистов и их отношения с VIII домом я писала в этой статье.
XII дом, Злой Дух (или Злой Демон). Сюда тоже традиция имела тенденцию сваливать вообще всё неблагоприятное, что может с человеком произойти. Тут и низкое происхождение (если тут светила), и болезни, и травмы, и вероломство со стороны слуг, и неприятные случайности, и потеря репутации, и смерть, и слабость, и опасности. В целом изначально здесь были враги, рабы и причинение страданий (у Веттиуса Валента и Асклепия). Позже враги разделились на открытых по VII дому (например, в суде или на дуэли) и скрытых по XII дому (колдунов, клеветников, завистников и пр.), рабы остались в VI доме вместе с мелкими животными, а крупных животных приписали XII дому. Страдания остались в виде душевных, таких как горе, плач, сожаления, рыдания.
Значение заключения, тюрьмы и прочих ограничений и тягот пришло, скорее всего, от радости Сатурна, который суть естественный управитель всех этих вещей.
Но есть и не такие плохие значения. Например, по XII дому обычно проходят роды. Это звучит странно, пока не прочитаешь вот такой пассаж у Бреннана: "Реторий называет его местом «между мирами» (metakosmios) и говорит, что оно означает «все, что происходит до момента рождения натива, как для матери, так и для ребенка, поскольку этот знак восходит до разделения двух». Также это положение "между мирами" склоняет и к прорицанию оттуда, из сфер горних, сюда, в сферы дольние.
У Лилли уже сформирован такой пул значений XII дома: враги, ведьмы, крупный скот, все виды горя и печалей (а значит, и утрат, которых их вызывают), напасти, заключение, причинение себе вреда, клеветники, стукачи и прочая затаившаяся сволочь, приносящая вред. Кого к этой сволочи приписать, каждый решает сам. Демонов, масонов, иллюминатов, инопланетян, рептилоидов, тайное мировое правительство, спецслужбы, соседа-колдуна, бабку с дурным глазом (нужное вписать).
Как видим, тут вообще нет никаких слащавых высокопарных значений типа бескорыстного служения, мученичества за высокие идеалы, принесения добровольных жертв и прочего подобного. Всё это зависит от качества души, а его древние определяли совсем иначе. Никакие монахи тут тоже не проходят - это люди IX дома. Не будем забывать, что это всегда раньше были люди знания, а не только люди Бога.
И поскольку мой краткий анализ никоим образом не претендует на полноту, то если кто-то хочет разобраться в теме самостоятельно, рекомендую следующую литературу:
Крис Бреннан, "Эллинистическая астрология. Исследование судьбы и удачи",
Джон Фроули, "Учебник хорарной астрологии",
Клавдий Птолемей, "Тетрабиблос",
а также работы Валента, Абу Машара, Бируни, аль-Хайята, Бонатти, Лилли и пр.
________________________________________
Если статья была интересной и полезной, поддержку публикациям в этом блоге можно оказать тут: https://yoomoney.ru/to/410011532778801.
Заказать хорарный разбор, натальный разбор, Таро-консультацию или запросить Таро-супервизию можно, написав в Телеграме на @astroblogus. Основной канал ведется тут: @astro.