Найти тему

«Не останавливаться на достигнутом»

Оглавление

Директор ОКБ Сухого Михаил Стрелец рассказывает о достижениях, планах и задачах.

Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) Сухого в представлении не нуждается. Знаменитая фирма сейчас постоянно на слуху. Ее авиационные комплексы оперативно-тактической авиации (ОТА) стали прочной основой национальной безопасности России. Залог этого успеха – конечно же, коллектив ОКБ, те люди, которые создают самые современные, можно сказать, фантастические летательные аппараты. И еще одна важная составляющая успеха – применение передовых технологий в проектировании, испытании и производстве новой авиационной техники.

О планах на среднесрочную перспективу, о создании на базе ОКБ Сухого и ОКБ МиГ объединенного конструкторского бюро оперативно-тактической авиации, о подготовке конструкторских кадров рассказал первый заместитель управляющего директора – директор ОКБ Сухого, заместитель генерального конструктора ОАК госкорпорации Ростех по военной авиации Михаил Юрьевич Стрелец.

Видеоверсию интервью смотрите по ссылке.

«Быть на передовой»

- Михаил Юрьевич, в следующем году и ОКБ Сухого, и ОКБ Микояна и Гуревича отметят юбилеи. Каким Вы видите трек развития конструкторских школ, которые проектируют военные истребители, на следующие 15 лет – до столетнего рубежа?

- Сейчас основной тенденцией в развитии школ проектирования боевых самолетов является комплекс мероприятий, связанных с внедрением такого понятия как Четвертая индустриальная революция. Прежде всего, она связана с инструментами цифрового проектирования. Эти инструменты позволяют нашим конструкторам, испытателям, производственникам поднять производительность труда, при этом освободив от различных рутинных функций, которых очень много в процессе проектирования. Это такие инструменты как VR-технологии, интернет вещей, дополнительный уровень автоматизации, внедрение элементов искусственного интеллекта, нейронных сетей, предиктивные аналитики. Все это нами сейчас активно прорабатывается. На мой взгляд, задача, которую мы сейчас ставим на ближайшие 15 лет, – это не просто соответствовать мировому уровню, а быть, как это было ранее, на передовой, демонстрировать достижения, несмотря на различного рода санкции, которые присутствуют и в отношении ОКБ Сухого, и в отношении Российской Федерации в целом.

- Вы упомянули искусственный интеллект. Как возможно использовать его в работе ОКБ?

- Как таковой искусственный интеллект заменить конструктора, конечно, не может. Но он может ему сильно помочь в решении основных и вспомогательных задач. Поэтому я и упомянул, что мы ставим себе задачу внедрить во многие бизнес-процессы нейронные сети, которые позволят разгрузить конструктора и помогут ему в решении основных задач проектирования, в творчестве.

- ОКБ Сухого называют лидером по внедрению собственных программных продуктов.

- Если говорить про разработки ОКБ Сухого, я считаю, что принципиальным шагом 20-25 лет назад был переход на автоматизированное проектирование с использованием систем CAD/CAE. Поэтому сейчас ОКБ Сухого видит для себя приоритетными направлениями развития внедрение суперкомпьютерных технологий в расчетные методы проектирования и переход в CAD-системах на отечественные, импортозамещенные продукты. Благодаря поддержке руководства компании у нас реализована СУЗ – система управления знаниями. Это был для нас один из принципиальных моментов. База знаний постоянно поддерживается в актуальном состоянии и пополняется. Более того, она уже перешла в стадию, где реализована интеллектуальная поддержка на основе элементов искусственного интеллекта. Это позволяет конструктору не просто пользоваться архивной базой данных, а работать с интеллектуальным подсказчиком, позволяющим найти оптимальные решения. Это как раз один из тех самых элементов Четвертой индустриальной революции, который приходит на помощь нашим разработчикам.

«Объединение уже состоялось»

- Прошел год с момента создания в составе Ростеха единой компании, объединившей ОАК, ОКБ Сухого, ОКБ МиГ, создания ОКБ оперативно-тактической авиации. Что удалось сделать за этот год? И каковы дальнейшие планы?

- В течение этого года по всем направлениям мы создали с ОКБ МиГ рабочие группы. Уже есть результат: реализованы консолидированные структуры, бизнес-процессы, выстроенные на основе анализа лучших практик, которые присутствуют в двух ОКБ. Я бы хотел высказать отдельную благодарность руководителям ОКБ МиГ. Они настроились на очень конструктивный, позитивный лад, что позволило пройти путь достаточно быстро и безболезненно, сохраняя лучшее. Благодаря этому реализовался ожидаемый синергетический эффект по оптимизации бизнес-процессов.

На этот год намечено введение первого этапа объединения. Он заключается в интеграции части обеспечивающих служб. Но при этом сохранятся две школы проектирования – ОКБ Сухого и ОКБ Микояна. Это принципиальная позиция, которую поддержало руководство Ростеха и лично Сергей Викторович Чемезов. И это очень важно, потому что мы видим – несмотря ни на что, обе школы сильные, имеют свои особенности, которые, на наш взгляд, имеет смысл сохранять и развивать дальше. Они не столько являются конкурирующими, сколько дополняющими друг друга с точки зрения гибкого управления загрузкой инженерных ресурсов. Кроме того, это позволяет находить наиболее интересные и оптимальные технические решения.

Я хочу подчеркнуть, что мы выбрали не революционный, а эволюционный путь объединения. Очень важно сохранить в работоспособном состоянии коллективы, снять те тревожные ожидания, которые присутствовали по этому поводу. И при этом показать, что слияние дает преимущества и развитие двум ОКБ.

- Стоит ли задача создать единое ОКБ?

- Да, такая задача стоит. Я бы провел такую ассоциацию – это как работа компьютера с многоядерным процессором. Вот так и мы видим структуру единого ОКБ, где внутри на уровне разработки присутствует два ОКБ. Но они интегрированы с точки зрения обеспечивающих функций.

Поэтому здесь я не вижу особых проблем. Вместо того, чтобы ввести – как могло бы быть неправильно – сразу новую структуру, а под нее подстраивать бизнес-процессы, мы пошли по пути выстраивания сначала именно бизнес-процессов. Можно сказать, что на данный момент объединение уже состоялось, только пока не создана формальная оболочка. На уровне всех рабочих групп объединение состоялось в той или иной степени. Где-то на 100 процентов, где-то поменьше. На мой взгляд, по всем рабочим группам мы прошли уже свыше 50 процентов из того, что себе наметили. То есть, объединение по факту состоялось, мы уже работаем как одна бизнес-единица.

- Задача любого КБ – смотреть на перспективу. Если говорить о некоем технологическом фронтире, какие тенденции развития авиационной техники Вы бы выделили на среднесрочный период?

- У нас достаточно диверсифицированный взгляд на продуктовый портфель проектов. В данном случае я говорю не только про тематику ОКБ Сухого, но и в целом про ОКБ ОТА, включая тематику ОКБ МиГ. В ней присутствуют все направления, связанные с оперативно-тактической авиацией. Наверное, наиболее амбициозной перспективной задачей я бы назвал создание многофункционального истребителя следующего поколения. Для наших ОКБ это является, наверное, самой важной перспективной задачей.

Истребители Checkmate (слева) и Су-57
Истребители Checkmate (слева) и Су-57

Но при этом присутствуют и другие направления. Широко представлено направление по различным типам беспилотных летательных аппаратов. Интересный проект – беспилотник двойного назначения, который присутствует в нашем портфеле проектов. Это тоже важный момент – не зацикливаться исключительно на военной тематике, на оперативно-тактической авиации, но рассматривать и продукцию двойного назначения. Конечно, в ОАК есть дивизионы, которые занимаются другими направлениями. Но весь исторический опыт работы ОКБ Сухого показывает, что те наработки, те знания, которые есть в коллективе, всегда позволяли решать и задачи по созданию авиационной техники совершенно неожиданных направлений. Так было со спортивной авиацией, так было и с самолетом Т-4. Это тоже важное направление в деятельности ОКБ.

- Во время испытаний за рубежом самолетов пятого поколения встречались утверждения их специалистов и военных, что машина следующего поколения будет полностью беспилотной. Сейчас звучат более сдержанные оценки. Как вы оцениваете такие заявления?

- Мы при обсуждении концепции перспектив придерживаемся мнения, что самолет шестого поколения по сути будет больше системой, чем комплексом. И это, кстати, пересекается со взглядами западных разработчиков и заказчиков.

- Что это значит?

- Это значит, что в рамках данной системы будет присутствовать несколько платформ, не являющихся многофункциональными в том понимании, которое есть сейчас для пятого поколения. Они будут решать более специализированные задачи, дополнять друг друга. Это позволит сократить и стоимость каждой такой составляющей, и сроки разработки, чего от нас требует сейчас государственный заказчик в лице Министерства обороны.

Технологии идут вперед, поэтому система будет строиться на элементах сетецентрики, элементах искусственного интеллекта. Несправедливо говорить, что такая система будет беспилотной или пилотируемой. Наверняка, она будет включать в себя и опционально пилотируемые летательные аппараты, а какие-то отдельные ее составляющие могут быть полностью беспилотными.

- По поводу многофункциональности: получается, что эта идея была хороша для своего времени, а сейчас она себя изжила?

- Есть разные взгляды на эту историю. Но по факту чем больше требований к комплексу задают, тем дольше идет разработка, тем выше стоимость опытно-конструкторской работы. Получается, что конечный продукт, пока мы его создаем, начинает морально устаревать. К моменту запуска в серийное производство требуется пересмотр части принятых решений, перевод на актуальную элементную базу, на актуальные материалы, технологии. Насколько это целесообразно – большой вопрос. Такие концептуальные многофункциональные платформы, на мой взгляд, все-таки должны быть ограничены по спектру решаемых задач. Должно присутствовать несколько различных типов аппаратов, дополняющих друг друга.

«Основное в работе – это, конечно, коллектив»

- Михаил Юрьевич вы руководите ОКБ Сухого, являетесь главным конструктором Су-57. Поделитесь, пожалуйста, в том числе с молодым поколением, секретами профессионального тайм-менеджмента.

- Основное в такой работе – это, конечно, коллектив. Коллектив, которому можно доверить решение вопросов. Без помощи соратников невозможно успеть все. Но при этом свою пользу приносят те навыки и знания, которые были получены в процессе обучения, в том числе – в нашем корпоративном университете. Они позволяют из множества вопросов выделять приоритетные и решать прежде всего именно те вопросы, которые являются основными с точки зрения всего пула вопросов. Но, повторюсь, решение любого вопроса – это работа целого коллектива. Поэтому, конечно, доверительные отношения с командой играют основную роль в решении разноплановых задач по многим направлениям.

- Вы рассказывали, как была организована работа с молодежью при Михаиле Петровиче Симонове, когда пришли в ОКБ. Как Вас пестовали, давали Вам дорогу. Вы же сами сейчас даете дорогу молодым. И в ОКБ есть отдельное направление, как раз связанное с тем, чтобы создать не просто трудоспособный коллектив, но еще и дать возможность молодым ребятам расти. Как ведется эта работа?

- Помимо Михаила Петровича я бы особо выделил заслугу Михаила Аслановича Погосяна. Он вывел на качественно новый уровень работу с молодежью. Именно при нем появилась вторая реинкарнация Совета молодых специалистов, которая началась с малых проектов – конкурса научно-технических работ и молодежных слетов. Потом мы перевели это направление на системный подход, работающий на цели и задачи предприятия. Мы начали привлекать ребят разных стадий подготовки – и студентов, и даже школьников – в сферу авиации, и именно в ОКБ Сухого.

Вы, наверное, обратили внимание на проходящую сейчас информацию о том, какой низкий процент безработицы у нас в стране и в Москве в частности. По сути, мы вошли в эпоху борьбы за кадры. Но ОКБ Сухого подошло к этому моменту наиболее подготовленным, потому что у нас выстроена системная работа с молодежью. Мы нужные нам конструкторские кадры во многом берем именно из системы подготовки. Набрать кадры с рынка труда сейчас практически невозможно.

Поскольку эта системная работа ведется в ОКБ Сухого не одно десятилетие, то у нас очень много молодежи. Эту молодежь мы стараемся поддерживать не только материально с учетом всех инструментов, которые есть в ОАК – по зарплате, по жилищной программе, но стараемся максимально задействовать и в различных выставках, конференциях. Стремимся, чтобы они развивались в научном плане, стараемся делегировать им решение отдельных вопросов, связанных с реализацией настоящих проектов, как можно раньше, даже начиная со студенческой скамьи. Не каких-то там выдуманных, а именно тех, над которыми сейчас работает ОКБ Сухого. Мы их командируем на испытательные полигоны, на серийные заводы, на совещания со смежниками. И вот именно такой опыт позволяет говорить о том, что это, наверное, самая интересная часть в работе с молодежью в ОКБ Сухого и самая сильная мотивирующая часть.

Конечно, никто материальную мотивацию не отменяет. Но интересная работа значит многое в такой творческой деятельности, как создание авиационной техники. И эту работу мы продолжаем, развиваем. У нас сейчас очень сильный состав Совета молодых специалистов, который является уже очередным поколением, прошедшим через нашу систему подготовки. Я думаю, мы будем и дальше работать в этом направлении. Молодежь всегда являлась авангардом в решении различного рода задач. Это залог устойчивого будущего ОКБ.

- Еще вопрос о профессиональных секретах. Сотни молодых ребят приходят в ОКБ, но только единицы становятся главными конструкторами. Какими основными качествами должен обладать человек, чтобы от молодого специалиста дорасти до высокой планки главного конструктора?

- Первым качеством, которое должно быть у такого человека – стремление не останавливаться на достигнутом. Всегда надо стараться искать новые решения, двигаться вперед. Этот тезис озвучил еще Павел Осипович Сухой. Он является основой для любой деятельности главных конструкторов ОКБ Сухого.

Немаловажное, конечно, качество – умение слышать того человека, с которым ты общаешься. Основное количество информации содержится в том, что человек говорит. Умение работать с этой информацией, а также с той, которая представлена в других источниках – на носителях, в чертежах – это дорогого стоит. Это половина успеха при поиске необходимого решения, которое главному конструктору надо принимать.

И здесь мы переходим к следующему очень важному качеству: главному конструктору зачастую приходится принимать решения в сложной ситуации, основываясь на своем опыте и своей технической интуиции. Невозможно, не пройдя определенный путь становления через этапы проектирования, испытаний, производства, накопить этот опыт и получить ту самую техническую интуицию. Именно они вместе позволяют в отсутствии полноценного объема технической информации принимать сложные решения.

И, конечно, важнейшим моментом является доверие к команде, с которой ты работаешь, к специалистам и к их решениям. Это очень важно! Не доверяя людям, невозможно в современных условиях создать такой сложный комплекс как многофункциональный истребитель.

Кроме того, тоже очень важна определенная эмпатия к людям. Вы должны чувствовать сопереживание, неравнодушное отношения к ним, к их проблемам. Зачастую это тоже влияет на конечный результат.

Ну и, наверное, крайнее, на чем бы я хотел остановиться – это то, что главный конструктор в любой ситуации не должен терять лидерство, у него не должны опускаться руки. Он всегда должен быть примером и для своего коллектива, и для своих смежников в решении любых проблем, которые у нас, к сожалению, в достаточно большом количестве имеются. Всегда должна присутствовать сила духа.

С точки зрения физиологических качеств у главного конструктора, конечно, должны быть железные нервы и терпение. Возникающие в процессе работы проблемы требуют хорошей физической подготовки и хорошей ментальной составляющей.

Только такой комплексный подход позволит стать достойным главным конструктором в ОКБ Сухого.

- Наверное, поэтому Вы каждый день занимаетесь спортом?

- Я бы не назвал это спортом. Это – зарядка, пришедшая еще с советских времен. Чтобы чувствовать себя в форме, необходимо уделять время и физическим упражнениям. Чем старше становишься, тем больше внимания требует этот вопрос.

- Вы в своей работе объединяете и инженерно-конструкторские компетенции и организационно-управленческие. Кем Вы больше себя ощущаете – конструктором или управленцем?

- Если взять за сто процентов всю мою загрузку, то деление будет где-то 60 на 40. 60 – это все-таки технические вопросы. У нас очень специфический бизнес, который зависит от решения именно технических задач. Их нерешенность во многом может перечеркнуть все планы по бизнес-развитию, и при этом нельзя решить технические вопросы без соответствующей организации. Исторически сложившаяся ситуация с объединением этих двух направлений деятельности позволяет мне гибко использовать имеющиеся в ОКБ ресурсы для решения именно технических вопросов.

Реализуемая сейчас в ОКБ Сухого программа очень сложная. Наверное, у нее пока нет отечественных аналогов. Она идет уже более двух десятков лет. И пройти весь этот путь до ее реализации удалось во многом благодаря такому симбиозу управленческих и технических навыков.

«Стартовая площадка для реализации планов»

- Немного личных вопросов. Если вспомнить студенчество: вы сами выбирали, куда пойти работать по окончанию МАИ? Был ли у Вас выбор – ОКБ Сухого или какое-то другое предприятие?

- Время было непростое. Тогда популярными были специальности программиста либо экономиста. Инженерная специальность особо не была в приоритете. Когда я пришел в Московский авиационный институт, у меня четкого решения, кем я стану, не было. Экономическое направление меня не особо интересовало. А вот прикладная вычислительная математика была мне интересна. Я даже попробовал себя в этом направлении на кафедре теории вероятности и математической статистики по теории игр. И понял – это не мое. Но одно из качеств, важных для нашей специальности, – это постоянно учиться и впитывать любые знания, которые судьба тебе дает. Жизнь показала, что они могут пригодиться в самой неожиданной ситуации и в самый неожиданный момент. Я получил опыт, проучившись первый курс на восьмом факультете на кафедре теории вероятности и математической статистики, но на втором курсе вернулся обратно на 101-ю кафедру самолетостроения. И уже дальше вопросов у меня не было. Я понял, что 101-я кафедра по сути является фундаментальной: дает знания по всем необходимым дисциплинам авиастроительной специальности. Может, она дает больше по базовой специальности и меньше по смежным дисциплинам, но жизнь показала, что именно такой подход является правильным с точки зрения работы в отделе проектов, когда ты руководишь работами по теме, где присутствует масса различных направлений. Вот этот базис как фундамент является основой для старта, он позволяет погружаться в детали, получать нужные знания и результаты.

- А как получилось с выбором места будущей работы?

- По прошествии нескольких лет я понял, что уже в те времена в ОКБ Сухого его генеральным конструктором Михаилом Петровичем Симоновым была выстроена система привлечения молодежи. Ребята начинали работать в ОКБ, начиная со студенческой скамьи, проходили там отдельные курсы специальной подготовки. Для ОКБ Сухого таким агентом влияния в МАИ был Георгий Иосифович Житомирский. Он вел на третьем курсе у нас конструкцию самолетов. В процессе работы он подмечал успевающих, интересующихся ребят. Что-то он в нас видел. По результатам третьего курса мне было предложено попробовать себя в группе специальной подготовки ОКБ Сухого. И придя один раз в ОКБ Сухого, я уже свой выбор не стал менять. Несмотря на сложные времена в 1990-е. Понял, что это – моя судьба.

- С тех пор прошла уже четверть века. Насколько сильно за это время изменилось ОКБ? Ведь когда Вы пришли сюда, наверное, стояли еще кульманы?

- Вам просто не повезло! Если бы пришли два дня назад, в моем кабинете тоже увидели бы кульман. Это был шуточный подарок от друзей на юбилей. Так что, кульман еще есть на всякий случай! Но если серьезно, то, конечно, поменялось очень многое. Когда я пришел в ОКБ Сухого, уже была вычислительная техника – на 286-х процессорах и на 386-х.

- Но не перфокарты же?

- Нет, они исчезли до меня. Я не такой древний. Благодаря руководителям ОКБ Сухого – и Михаил Петровичу Симонову, и далее Михаилу Аслановичу Погосяну, и Игорю Яковлевичу Озару – произошла та самая цифровая трансформация проектирования.

Руководитель ОКБ Сухого Михаил Погосян (в центре) с молодыми сотрудниками предприятия (второй справа - Михаил Стрелец). Съемка начала 2000-х годов.
Руководитель ОКБ Сухого Михаил Погосян (в центре) с молодыми сотрудниками предприятия (второй справа - Михаил Стрелец). Съемка начала 2000-х годов.

С другой стороны, Михаил Асланович Погосян ввел элементы, как сейчас везде принято называть, корпоративного университета, тренингов. Нас, молодых, включили в кадровый резерв. Мы начали учиться, учились много. Руководство предприятия проводило стратегические сессии, в которых мы наравне с руководителями предприятий тоже принимали участие. Таким образом мы начинали ощущать причастность к принимаемым решениям, приходило понимание как все работает. Это тоже давало определенные результаты, в том числе – и карьерные лифты, о которых сейчас много говорят. Я могу сказать, тогда было очень интересное время! Оно было интересным не потому, что я был молодой, а потому, что было все новое. Было очень интересно не просто работать, а, по сути, жить, развиваясь совместно с коллективом ОКБ Сухого.

- Недавно Вы отмечали свой юбилей. Это всегда возможность оглянуться. Какие основные достижения Вы считаете главными в жизни?

- Я философски отношусь к таким датам. Некоторые спрашивали меня: «Ну как ты там? Надо подводить итоги». Я не воспринимаю юбилей как этап, когда пора подводить итоги. Это, скорее, стартовая площадка для реализации планов. Но из ранее достигнутого я бы выделил три наиболее значимых результата. Прежде всего – доведение до серийного производства и эксплуатации самолета Су-57. Все происходило в непростых условиях. Но это был очень большой, колоссальный опыт, который дал мне профессиональный рост как руководителю и как техническому профессионалу.

Вторым моментом для себя я бы отметил, что удалось сохранить и развить коллектив ОКБ Сухого. Им можно гордиться. Он является сильным с точки зрения своей профессиональной подготовленности для решения любых задач, связанных с авиацией, с созданием, разработкой и испытанием авиационной техники.

Третье немаловажное достижение, которому я всегда уделял и уделяю очень большое внимание, – создание коллектива единомышленников, с которыми можно решить любую задачу.

- А каковы планы на будущее?

- Планы тоже серьезные. Они связаны с тем, какие вызовы перед нами сейчас стоят в ближайшей, среднесрочной и дальней перспективе. Конечно, это развитие продуктовой линейки, разработка самолетов оперативно-тактической авиации. Это и выведение на новый уровень профессиональной готовности и оснащенности ОКБ ОТА. И, конечно, продолжение работы по подготовке технического и управленческого кадрового резерва. Я придерживаюсь принципа, что, по крайней мере в рамках ОКБ кадровый резерв должен быть выращен и воспитан внутри. Именно это является залогом дальнейшего устойчивого развития ОКБ и сохранения традиций школы проектирования.

- Напоследок маленький вопрос из серии альтернативной истории. Можно представить, что вы не пошли по авиационной стезе? Кем бы тогда Вы себя видели?

- На определенном историческом моменте это, безусловно, можно было представить – в 16-17 лет. В то время уверенности, что моя жизнь будет связана с авиацией, не было. Хотя для меня были важны положительные примеры старшего брата и родителей. Они были связаны с Московскими авиационным институтом, работали на предприятии НПО Машиностроения. Но если бы история позволяла сослагательное наклонение, наверное, я неплохо бы себя чувствовал в области продюсирования. Сначала у меня была закалка в молодежной политике, я занимался организацией различных мероприятий, потом – работа директором ОКБ, организация работ по созданию сложной авиационной техники. Все это говорит о том, что я бы, наверное, справился (смеется). В широком смысле продюсером, не обязательно кинофильмов.