Найти в Дзене

"Аэрофлот" заплатит за отмену билетов на Пхукет

В выходные в русскоязычном сегменте Интернета полыхнул скандал: «Аэрофлот» сначала сдуру продал несколько тысяч билетов «туда-обратно» из Е-бурга на Пхукет по аномально низкой цене, а затем массово аннулировал их под предлогом технического сбоя.

Началось всё ещё 19 октября – тогда за считанные часы по наводке бдительных блогеров народ смёл вдруг появившиеся в продаже билеты сначала по 6470 рублей, а затем добрался и до билетов по 20221. Скупили до весны. Шутка ли, упустить такой шанс!

Но «Аэрофлот» не был бы «Аэрофлотом», если бы не попытался в типично нашенской манере сделать вид, что ничего не было – и не заявил 21 числа, что ша. Никто никуда не летит, билеты мы аннулируем, а вам за причинённые неудобства и обманутые надежды мы можем предложить новые билеты по рыночным ценам – но со скидкой в 30%. И бонусом начислить каждому обманутому в лучших ожиданиях путешественнику по 5000 бонусных миль.

-2

Заглянем на сайт системы бронирования. Что мы видим? Без пересадок в один конец можно отправиться за 120 тысяч, если срочно, и за сотку, если не спеша. С пересадками чуть гуманнее – есть билеты по 60-70 тысяч.

-3

«Но это ведь не шесть пятьсот туда-обратно» - расстроились пассажиры, и стали сбегаться в стаи в лучших традициях обманутых дольщиков и рассерженных горожан. Появился чатик в «Телеге» (сейчас там 640 человек), его уже окучивает адвокат и история обещает вылиться в коллективный иск.

Если продано, значит – продано

Любой юрист (например, я - я по первому образованию юрист) вам скажет, что такой финт ушами незаконен; продавец не может в одностороннем порядке поменять цену на товар или услугу, заказанный через сайт или мобильное приложение и оплаченный, и не должен его аннулировать со ссылкой на техническую ошибку.

На этот счёт есть вполне однозначная позиция ВС РФ, она очень удачно попала в свежий обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей, утвержденной Президиумом ВС РФ 18 октября 2023 года (как знали, как знали!).

В обзоре см. определение СКГД ВС от 6 июня 2023 года № 16-КГ23-6-К4 («дело ЦУМа»: универмаг проиграл жителю Волгограда, который благодаря техническому сбою сумел купить одежек на 2 с лишним мульта за две тысячи рублей)

Ключевые моменты решения:

  • если покупатель оплатил заказ по указанной на сайте цене, договор купли-продажи считается заключенным и обязателен к исполнению (432, 437 ГК РФ; п. 12 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации 31 декабря 2020 г. № 2463);
  • если на сайте были ошибочные цены из-за технического сбоя, но покупатель не мог распознать сбой как таковой, ответственность в данном случае полностью лежит на продавце;
  • даже если в условиях указано право на аннуляцию оплаченного заказа, такое условие не может быть признано действительным (309, 310 ГК);
  • заявляя о техническом сбое, организатор дистанционной торговли должен предоставить доказательства технического сбоя. Нет доказательств? Свободны (ч. 1 ст. 56 ГПК).

В общем, всё в масть: теперь лишенные права воспользоваться купленными билетами клиенты могут требовать предоставления услуги по той цене, которую заплатили – либо возмещения убытков, если придётся покупать аналогичный билет за большую стоимость.

От себя заметим: мы так жёстко не фейлим, и если предлагаем туры, билеты и другие услуги. И если вам нужно на Пхукет за вменяемые деньги и без нервяка, то добро пожаловать в наш телеграм-канал

#право #путешествия #туризм #Аэрофлот #Пхукет #Таиланд