Найти тему
Порцелиновый фан

Сотников Алексей Георгиевич (1904-1989). Скульптор. Дулёво.

Нынешний рассказ - о легенде дулёвского фарфорового завода Алексее Георгиевиче Сотникове. Любителям фарфора он прежде всего известен как удачливый участник Всемирных выставок. На Всемирной выставке в Париже (1937-й год) его "Ягнёнок" завоевал Золотую медаль, а на EXPO-58 в Брюсселе (Бельгия) серия его работ "Сокол", "Курица" и фонтан "Рыбаки" получила Гран-при. При очевидном высоком качестве этих работ, надо признать, что и в одном, и в другом случае на результате сказалась и политическая составляющая в виде авторитета СССР. Судьи в большинстве своём были европейцами, а у европейцев превалирует такая понятная человеческая черта, как выбор сильнейшего, и желание понравиться сильнейшему. Если говорить о 1958-м годе, то фурор Советской экспозиции был связан с прорывами, которые сделал СССР в "пятидесятые" во многих областях, прежде всего - в Космосе (в 1957-м году был запущен первый в мире искусственный спутник Земли), в освоении Арктики, в авиации и атомной промышленности (В 1954-м году была введена в строй первая в мире атомная электростанция). Несмотря на то, что к 1950-м годам мир разделился на военные блоки, многие правительства европейских стран всё ещё не определились с выбором, и метались - чью им сторону всё-таки занять? - и поэтому делали реверансы в сторону СССР.

За свою долгую жизнь Алексей Георгиевич создал огромное количество работ, которые все представить в одной статье попросту невозможно. Зато можно определить его художественные пристрастия и общую эстетику, в границах которой он создавал свои работы.

Человеком он был очень последовательным - кубанский казак, решивший связать свою жизнь с искусством, он чётко шёл к намеченной цели: в 1925-1928 гг. учился в Краснодарском Художественно-педагогическом техникуме им. М.В. Ружейникова, затем переехал в Москву, поступил во ВХУТЕИН (учителя: В.Е. Татлин, П.В. Кузнецов, Л.А. Бруни, Д.П. Штеренберг и И.С. Ефимов), работал с В.Е. Татлиным (одним из лидеров КОНСТРУКТИВИЗМА) в лаборатории по культуре материалов при Наркомпросе РСФСР. С 1934-го года, когда КОНСТРУКТИВИЗМ фактически оказался под запретом - осел в Дулёво, поступив на фарфоровый завод скульптором.

Основная тема его творчества - всё, что связано с животными. Но анималистикой он не ограничился, и пытался также изображать людей в эстетике РЕАЛИЗМА. Но здесь он столкнулся с нехваткой анатомических знаний и несовершенством техники (хотя были и поздние удачи, как например, многофигурная композиция "За жизнь" ("В операционной")). В целом, его эстетику можно определить как РЕАЛИЗМ с тяготением к НАИВНОМУ ИСКУССТВУ. Хочу сразу объясниться, особенно перед чересчур активными "патриотами" А.Г. Сотникова: НАИВНОЕ ИСКУССТВО (ПРИМИТИВИЗМ) - отнюдь не "очернение", тем более, не "оскорбление памяти" великого человека - это вполне уважаемое стилевое направление в искусстве XX-го века.

Характерная скульптурная композиция 1930-х годов, выполненная в своеобразной сотниковской технике того времени - "Детство" ("Катание на лошади"). Два варианта росписи можно оценить в галерее ниже...

Безусловной творческой удачей следует считать конную скульптуру В.И. Чапаева (навеянную фильмом "Чапаев", где братья Васильевы посадили В.И. Чапаева на коня; реальный комдив предпочитал передвигаться на автомобиле) - "Чапаев на коне". В росписи она представлена в музее фарфорового завода в Дулёво. Но сохранились и нерасписанные экземпляры - в глазури.

В период ВОВ Сотников числился военным художников в 95-м СП. Затем, в 1942-1945 гг. работал в студии военных художников им. М.Б. Грекова. Определённой вершиной его творчества в те годы, и как видится с сегодняшней "колокольни", в большей степени представляющей интерес как исторический артефакт, нежели как предмет искусства, стала ваза "Победа" 1944-го года. Ныне она выставлена в музее завода - в Дулево. Второй экземпляр - в Центральном музее Вооружённых сил.

В той же наивной эстетике созданы и "военные" статуэтки, показанные в следующей галерее.

Во второй половине 1940-х и в начале 1950-х годов в Дулёво пришла плеяда молодых талантливых женщин-скульпторов, выполнявших работы в сверхвостребованной тогда, но технически сложной стилистике РЕАЛИЗМА (СОЦРЕАЛИЗМА). Любителям фарфора их имена более чем известны - это А.Д. Бржезицкая, Е.И. Гатилова, Н.А. Малышева, О.М. Богданова, Г.Д. Чечулина, О.П. Таёжная-Чешуина. Чтобы не плестись в хвосте, Алексею Георгиевичу пришлось подтянуть технику. Результаты (скульптуры конца 1940-х - 1950-х годов) можно увидеть в следующей галерее...

Наиболее удачной работой в стилистике РЕАЛИЗМА надо признать многофигурную скульптурную композицию "За жизнь" ("В операционной") модели 1965-го года.

Но любителям фарфора А.Г. Сотников известен прежде всего как художник-анималист. В галерее ниже приведены различные примеры произведений А.Г. Сотникова разных лет. Насколько хороши его работы, можете судить сами.

Отдельно следует выделить достаточно примитивную статуэтку "Соболь" ("Куница"), но дешёвую, пользующуюся спросом, в совершенно разных росписях, подчас просто диких.

После завоевания Гран-при на EXPO-58 А.Г. Сотников стал на дулёвском заводе и в городе Ликино-Дулёво культовой фигурой. Его "Сокол" на предприятии решили сделать символом и клеймом Дулёво, ликино-дулёвский стадион получил название "Сокол", то же название взяла для себя и местная футбольная команда... И даже столовая для работников фарфорового завода! Понятно, что А.Г. Сотникову были предоставлены все условия для работы, и соответственно, сотрудничал он с родным предприятием до конца дней... Он мог позволить себе эксперименты. Например, попытки создания посудных форм. В галерее ниже представлены предметы сервиза "Лесное утро", расписанные ещё одной легендой Дулёво - художником В.К. Яснецовым.

А этот кувшин с крышкой авангардной формы скорее подошёл бы к "шестидесятым" годам, но атрибутирован "тридцатыми" (что вполне возможно, только для "тридцатых" годов авангардные формы обычно не выходили далее стадии эксперимента).

Комплект "Кувшин с крышкой". 1935-1937. Фарфор, глазурь бесцветная. Высота 18,8 см. Номер в Госкаталоге 3671736. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства".  Изображение взято с сайта Госкаталог(точка)РФ.
Комплект "Кувшин с крышкой". 1935-1937. Фарфор, глазурь бесцветная. Высота 18,8 см. Номер в Госкаталоге 3671736. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". Изображение взято с сайта Госкаталог(точка)РФ.

Отдельно стоит отметить скульптуру НЮ, выделяющуюся "открытостью" даже на фоне смелых экспериментов "шестидесятых". Называется она довольно тривиально - "Русская баня", и до сих пор вызывает массу споров.

Представляют интерес и горельефные панно, иногда при атрибуции, называемые "изразцами" и "плитками".

Примеры шкатулок 1950-х годов.

В 1978 году Алексею Сотникову было присвоено звание Заслуженного художника РСФСР.

А.Г. Сотников с "Курицей". Фото после EXPO-58. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
А.Г. Сотников с "Курицей". Фото после EXPO-58. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
А.Г. Сотников и его скульптуры. Фото (скорее всего) 1970-х гг. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
А.Г. Сотников и его скульптуры. Фото (скорее всего) 1970-х гг. Изображение взято из свободного доступа в интернете.

Это блог фарфороголика на Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Тем, кто готов оказать помощь каналу - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". Если интересно - записывайтесь. В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не копировать материалы с Дзена, а рассказывать что-то новое.