Нынешний рассказ - о легенде дулёвского фарфорового завода Алексее Георгиевиче Сотникове. Любителям фарфора он прежде всего известен как удачливый участник Всемирных выставок. На Всемирной выставке в Париже (1937-й год) его "Ягнёнок" завоевал Золотую медаль, а на EXPO-58 в Брюсселе (Бельгия) серия его работ "Сокол", "Курица" и фонтан "Рыбаки" получила Гран-при. При очевидном высоком качестве этих работ, надо признать, что и в одном, и в другом случае на результате сказалась и политическая составляющая в виде авторитета СССР. Судьи в большинстве своём были европейцами, а у европейцев превалирует такая понятная человеческая черта, как выбор сильнейшего, и желание понравиться сильнейшему. Если говорить о 1958-м годе, то фурор Советской экспозиции был связан с прорывами, которые сделал СССР в "пятидесятые" во многих областях, прежде всего - в Космосе (в 1957-м году был запущен первый в мире искусственный спутник Земли), в освоении Арктики, в авиации и атомной промышленности (В 1954-м году была введена в строй первая в мире атомная электростанция). Несмотря на то, что к 1950-м годам мир разделился на военные блоки, многие правительства европейских стран всё ещё не определились с выбором, и метались - чью им сторону всё-таки занять? - и поэтому делали реверансы в сторону СССР.
За свою долгую жизнь Алексей Георгиевич создал огромное количество работ, которые все представить в одной статье попросту невозможно. Зато можно определить его художественные пристрастия и общую эстетику, в границах которой он создавал свои работы.
Человеком он был очень последовательным - кубанский казак, решивший связать свою жизнь с искусством, он чётко шёл к намеченной цели: в 1925-1928 гг. учился в Краснодарском Художественно-педагогическом техникуме им. М.В. Ружейникова, затем переехал в Москву, поступил во ВХУТЕИН (учителя: В.Е. Татлин, П.В. Кузнецов, Л.А. Бруни, Д.П. Штеренберг и И.С. Ефимов), работал с В.Е. Татлиным (одним из лидеров КОНСТРУКТИВИЗМА) в лаборатории по культуре материалов при Наркомпросе РСФСР. С 1934-го года, когда КОНСТРУКТИВИЗМ фактически оказался под запретом - осел в Дулёво, поступив на фарфоровый завод скульптором.
Основная тема его творчества - всё, что связано с животными. Но анималистикой он не ограничился, и пытался также изображать людей в эстетике РЕАЛИЗМА. Но здесь он столкнулся с нехваткой анатомических знаний и несовершенством техники (хотя были и поздние удачи, как например, многофигурная композиция "За жизнь" ("В операционной")). В целом, его эстетику можно определить как РЕАЛИЗМ с тяготением к НАИВНОМУ ИСКУССТВУ. Хочу сразу объясниться, особенно перед чересчур активными "патриотами" А.Г. Сотникова: НАИВНОЕ ИСКУССТВО (ПРИМИТИВИЗМ) - отнюдь не "очернение", тем более, не "оскорбление памяти" великого человека - это вполне уважаемое стилевое направление в искусстве XX-го века.
Характерная скульптурная композиция 1930-х годов, выполненная в своеобразной сотниковской технике того времени - "Детство" ("Катание на лошади"). Два варианта росписи можно оценить в галерее ниже...
Безусловной творческой удачей следует считать конную скульптуру В.И. Чапаева (навеянную фильмом "Чапаев", где братья Васильевы посадили В.И. Чапаева на коня; реальный комдив предпочитал передвигаться на автомобиле) - "Чапаев на коне". В росписи она представлена в музее фарфорового завода в Дулёво. Но сохранились и нерасписанные экземпляры - в глазури.
В период ВОВ Сотников числился военным художников в 95-м СП. Затем, в 1942-1945 гг. работал в студии военных художников им. М.Б. Грекова. Определённой вершиной его творчества в те годы, и как видится с сегодняшней "колокольни", в большей степени представляющей интерес как исторический артефакт, нежели как предмет искусства, стала ваза "Победа" 1944-го года. Ныне она выставлена в музее завода - в Дулево. Второй экземпляр - в Центральном музее Вооружённых сил.
В той же наивной эстетике созданы и "военные" статуэтки, показанные в следующей галерее.
Во второй половине 1940-х и в начале 1950-х годов в Дулёво пришла плеяда молодых талантливых женщин-скульпторов, выполнявших работы в сверхвостребованной тогда, но технически сложной стилистике РЕАЛИЗМА (СОЦРЕАЛИЗМА). Любителям фарфора их имена более чем известны - это А.Д. Бржезицкая, Е.И. Гатилова, Н.А. Малышева, О.М. Богданова, Г.Д. Чечулина, О.П. Таёжная-Чешуина. Чтобы не плестись в хвосте, Алексею Георгиевичу пришлось подтянуть технику. Результаты (скульптуры конца 1940-х - 1950-х годов) можно увидеть в следующей галерее...
Наиболее удачной работой в стилистике РЕАЛИЗМА надо признать многофигурную скульптурную композицию "За жизнь" ("В операционной") модели 1965-го года.
Но любителям фарфора А.Г. Сотников известен прежде всего как художник-анималист. В галерее ниже приведены различные примеры произведений А.Г. Сотникова разных лет. Насколько хороши его работы, можете судить сами.
Отдельно следует выделить достаточно примитивную статуэтку "Соболь" ("Куница"), но дешёвую, пользующуюся спросом, в совершенно разных росписях, подчас просто диких.
После завоевания Гран-при на EXPO-58 А.Г. Сотников стал на дулёвском заводе и в городе Ликино-Дулёво культовой фигурой. Его "Сокол" на предприятии решили сделать символом и клеймом Дулёво, ликино-дулёвский стадион получил название "Сокол", то же название взяла для себя и местная футбольная команда... И даже столовая для работников фарфорового завода! Понятно, что А.Г. Сотникову были предоставлены все условия для работы, и соответственно, сотрудничал он с родным предприятием до конца дней... Он мог позволить себе эксперименты. Например, попытки создания посудных форм. В галерее ниже представлены предметы сервиза "Лесное утро", расписанные ещё одной легендой Дулёво - художником В.К. Яснецовым.
А этот кувшин с крышкой авангардной формы скорее подошёл бы к "шестидесятым" годам, но атрибутирован "тридцатыми" (что вполне возможно, только для "тридцатых" годов авангардные формы обычно не выходили далее стадии эксперимента).
Отдельно стоит отметить скульптуру НЮ, выделяющуюся "открытостью" даже на фоне смелых экспериментов "шестидесятых". Называется она довольно тривиально - "Русская баня", и до сих пор вызывает массу споров.
Представляют интерес и горельефные панно, иногда при атрибуции, называемые "изразцами" и "плитками".
Примеры шкатулок 1950-х годов.
В 1978 году Алексею Сотникову было присвоено звание Заслуженного художника РСФСР.
Это блог фарфороголика на Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Тем, кто готов оказать помощь каналу - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". Если интересно - записывайтесь. В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не копировать материалы с Дзена, а рассказывать что-то новое.