"Амон, владыка престолов Обеих земель, Собк-Ре, Гор, Хатор, Атум и его Эннеада, Сопд, Нефербау, Семсеру, Гор восточный, Владычица города Буто, - да пребывает она на твоей главе, - Совет (богов), находящийся на водах, Мин-Гор, обитающий в пустынях, Уререт, владычица Пунта, Нут, Хароерис, Ре и все боги Египта и островов Великой Зелени, - да ниспошлют они тебе жизнь и благоденствие, время без границ и жизнь без предела!"
Сегодня обратим свой взор к папирусам, доносящим до нас, грешных, знание управленческой мысли великих богов Древнего Египта. Около 3000 г. до н.э. при царе Менесе царства Верхнего и Нижнего Египта были объединены в мощное единое Древнеегипетское царство, в котором были созданы первые из дошедших до нас письменных источников, содержавшие упоминание самых простых принципов управления. Наиболее популярными (вы не поверите, с тех времен!) были кадровые вопросы - ведь надо же было как-то организовывать большие массы людей для осуществления грандиозных работ по строительству пирамид, оросительных и ирригационных систем и еще чего только не.
Во II тысячелетии до н. э. египтяне, чтобы лучше организовать, говоря нашим простым языком, управленческий процесс, стали создавать прототипы будущих табелей о рангах (вспомним Великого нашего Петра I), точнее, составлять должностные инструкции для наиболее важных его участников с перечислением их функций, порядка служебной деятельности, должностных обязанностей и прав визирей – верховных сановников. Эти весьма подробные характеристики сохранились в иероглифических списках на стенах фиванских гробниц визирей Рехмира, Усера и Аменемонета (XVI–XV вв. до н. э.). Они показывали, что визири, будучи высшими сановниками, занимались широким кругом вопросов центрального и местного управления и делали это как в закрепленных за ними частях государства, так и в подчиненных им ведомствах.
Один визирь управлял Верхним Египтом и замещал царя в Фивах, когда тот отсутствовал, другой ведал делами Нижнего Египта. Через визирей шли все обращения к царю и все распоряжения царя, касающиеся закрепленных за визирем территорий.
До нас дошло и описание job description должностных обязанностей визиря (хозяйке на заметку 👩🍳): он назначает ключевых руководителей на вверенных ему территориях, каждые 4 месяца заслушивает их доклады о делах, рассматривает присылаемые ими документы, дает указания начальникам округов, квартальным государственных имений и палаты войск, сотникам отрядов (крепостей), выслушивает князей и правителей поселений, устанавливает границы всех округов, владений и пастбищ, исчисляет подати и организует их сбор, направляет чиновников округа для организации летних сельскохозяйственных работ, посылает воинов и «писцов циновки» для организации выполнения распоряжений владыки, докладывает царю о состоянии закрепленных за ним территорий, выполняет другие обязанности.
Свои решения визирь должен был принимать на основе как устных докладов чиновников и просителей, так и рассмотренных документов. Порядок использования этих документов строго регламентировался. Их должны были доставлять визирю вместе с книгами надлежащих хранителей за печатями опрашивавших и в сопровождении писцов. После использования документы возвращались на свое место, скрепленные печатью визиря. В иероглифической надписи о назначении визиря, относящейся к правлению Тутмоса III (XIV в. до н.э.) признавалось, что визирство – это трудное дело, «не сладко, вот горько оно как желчь».
Характеризуя различных участников управленческого процесса, египетские источники очень подробно писали о роли и деятельности писцов, которые не только занимались составлением текстов и делопроизводством, но и выполняли разнообразные административно-финансовые функции. Первые сведения о писцах имелись уже в «Текстах пирамид», составленных во время V и VI династий, в частности, в тексте войскового писца Каипера (начало V династии) перечислялись 27 должностей, которые этот писец последовательно занимал: писец пастбищ, писец документов, писец царского войска, надзиратель писцов, начальник царских работ и т. д.
В «Поучениях Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи», датируемых XX в. до н. э., отмечалось, например: «Когда ты поставлен во главе местного управления, благодарят бога отец и мать твои. Ты поставлен на дорогу жизни». Автор признавал, что писец – это уже руководитель, что «он сам руководит другими», что «нет писца, лишенного еды от вещей дома царева», что богиня счастья находится «на плече писца со дня рождения его». Отсюда делался вывод: «Если ты будешь знать писания, то будет это добрым для тебя». В папирусе «Анастаси III» говорится: «Обрати сердце свое к деятельности писца, и ты будешь руководить всеми»; в «Анастаси V»: «Прекраснее должность твоя, чем любая другая должность, ибо возвеличивает человека она: найденный искусным в ней становится вельможей».
При этом древнеегипетские источники упоминали, что в управленческой деятельности нередко имели место недобросовестность, вымогательство, мздоимство, и выступали за устранение этих злоупотреблений. В «Папирусе Ани» (ок.1250 г. до н.э.) предлагалось не передавать управленческие должности по наследству, так как «нет сына, чтобы стать начальником сокровищницы, нет наследника начальника канцелярии, вельможи, контролера и писца, искусного своей рукой и в своей работе… Это не то, что дается детям по наследству».
Итак, мучаясь над составлением профиля должности на управленческую позицию, вспомните о том, что еще древние египтяне внимательно относились к кадровому делопроизводству, благодаря чему у нас есть возможность спустя тысячелетия изучать приемы и технологии управленческой мысли "писцов циновки".
"Доведено от начала до конца в соответствии с тем, что было найдено записанным в свитке писца с искусными пальцами, Амено, сына Амени, — да живет он, благоденствует и здравствует!"
Возносим хвалу нашим источникам из числа манускриптов: "История управленческой мысли" С. Овчинникова и "Сказки и повести Древнего Египта", 1979, изд."Ленинград".