Найти тему
sevprostor

Белотелова против реальных купчих XIXв на старых фото. Похожи?

В фильме "Женитьба Бальзаминова" есть гротескный персонаж - купчиха, вдова, Домна Евстигнеевна Белотелова. Можно ли в ее образе найти хоть что-то общее с реальностью?

-2
-3
-4

Этот фильм снят по мотивам трилогии А. Н. Островского «Праздничный сон — до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «Женитьба Бальзаминова (За чем пойдёшь, то и найдёшь)». Действие фильма происходит в Москве в XIX веке.

Пьеса «Женитьба Бальзаминова» написана в 1861 году.

Какими были купчихи в то время? К сожалению, в тот период было снято еще немного фотографий. Но, кое-что есть.

Портрет неизвестной купчихи. Неизвестный фотограф. 1860-е гг.
Портрет неизвестной купчихи. Неизвестный фотограф. 1860-е гг.
Портрет неизвестных купца и купчихи. Неизвестный фотограф. 1860-е гг.
Портрет неизвестных купца и купчихи. Неизвестный фотограф. 1860-е гг.
Портрет жены купца О.М.Миллер, урожденной Сутгоф с внучкой. Неизвестный фотограф. 1860-е гг.
Портрет жены купца О.М.Миллер, урожденной Сутгоф с внучкой. Неизвестный фотограф. 1860-е гг.
Купчиха Ольга Алексеевна Решетникова. 1860-1870-е гг.
Купчиха Ольга Алексеевна Решетникова. 1860-1870-е гг.
Арзамасская купчиха с дочерью. 70-е годы XIX в
Арзамасская купчиха с дочерью. 70-е годы XIX в
Кузнецова Александра Фёдоровна (1819-1887) - жена П.И. Кузнецова, красноярская купчиха 2-й гильдии, потомственная почётная гражданка. 1870-е гг.
Кузнецова Александра Фёдоровна (1819-1887) - жена П.И. Кузнецова, красноярская купчиха 2-й гильдии, потомственная почётная гражданка. 1870-е гг.

Настоящий бум фотографирования начался ближе к концу 19 века. В этот период портретов купчих уже побольше.

Портрет неизвестной купчиха (?) с четками. Вяткин М. Фотография Вяткина в Казани. 1870-е гг.
Портрет неизвестной купчиха (?) с четками. Вяткин М. Фотография Вяткина в Казани. 1870-е гг.
Шмелёв Пётр Александрович, купец-золотопромышленник, с женой Людмилой Григорьевной и сыном Алексеем. Неизвестный фотограф. 1876 г., не позднее 11 декабря
Шмелёв Пётр Александрович, купец-золотопромышленник, с женой Людмилой Григорьевной и сыном Алексеем. Неизвестный фотограф. 1876 г., не позднее 11 декабря
Трапезникова Зинаида Ивановна, купчиха. Фотография Мальмберга. 1880 г.
Трапезникова Зинаида Ивановна, купчиха. Фотография Мальмберга. 1880 г.
Шаврова Елизавета Алексеевна, купчиха. 1896 г.
Шаврова Елизавета Алексеевна, купчиха. 1896 г.
Неизвестная купчиха, родственница ложкарей-купцов Жидковых. Соколов А. А. Начало XX в.
Неизвестная купчиха, родственница ложкарей-купцов Жидковых. Соколов А. А. Начало XX в.
Купчиха Евдокия Ивановна Матвеева.
Купчиха Евдокия Ивановна Матвеева.
Колыгина (урожд. Немчинова) Христина Яковлевна, крупнейшая иркутская купчиха, занимавшаяся чайной торговлей с Китаем. Булатов И.В. 1910-е гг.
Колыгина (урожд. Немчинова) Христина Яковлевна, крупнейшая иркутская купчиха, занимавшаяся чайной торговлей с Китаем. Булатов И.В. 1910-е гг.
"Купчиха Сара Медведева" Конец 19 века
"Купчиха Сара Медведева" Конец 19 века

Итак, что мы видим.

Сходство:

Чем ближе к концу 19 века, тем чаще на купчихах можно увидеть "городской" тип платья (хотя, в 60-е годы многие могли носить еще и традиционные сарафаны и прочие классические народные элементы одежды).

Платья длинные, в пол и пышные, приталенные, обрисовывающие грудь, и, нередко, обшитые многочисленными украшениями.

У всех гладкие, прилизанные прически, правда без высокого пучка, как у героини Нонны Мордюковой.

Различие:

У Домны Белотеловой тоже имеется платок, который в реальности нужно было бы накинуть на плечи, плотно запахнув, но в фильме платок спущен и просто висит на полусогнутых руках.

Никто днем не носил платья с открытым декольте. Руки у Белотеловой оголены по локоть, но реальные купчихи середины 19 века руки тоже прикрывали. А вот когда позволили себе их открыть, платья уже изменили фасон и стали не столь пышными.

Мало кто из высших сословий к середине 19 века носил традиционные женские головные уборы, полностью закрывающие волосы (вроде повойника), но у всех на голове все равно присутствует какая-то наколка, или шляпка, или платок, частично закрывающие волосы. А вот к концу 19 века уже могли ходить совсем без головных уборов или иных украшений.

Но, как я написала вначале, купчиха, Домна Евстигнеевна Белотелова, гротескный персонаж и у нее все утрировано и претенциозно. Да и вдохновлялись создатели фильма, похоже, не реальными прототипами, а чем-то вроде картины Кустодиева.

Тем более, легко можно допустить, что дома, без посторонних, при паре близких друзей, купчихи бы выглядели более расслабленно. Очень сомневаюсь, что они ходили с утра в открытых вечерних нарядах, но накинуть какое-то условно домашнее платье, открывающее плечи и руки, возможно, могли бы. Хотя, даже на картине, заметьте, на купчихе головной убор. То есть плечи открыты, а волосы все равно прикрыла.

-19