Справедливости ради, притеснениям при бандитском разгуле в Чечне начала 1990-х подверглись не только русские. Но и все те, кто не имел собственного оружия и вооруженных родственников, не был защищен правом чIир - кровной мести.
То есть, жертвами вооружившихся брошенным российской армией оружием бандитов становились русские, армяне, евреи, и даже городские чеченцы из интеллигентных семей. В их дома врывались ночью бандиты, они вынуждены были под страхом смерти часто бежать из родной республики.
Многие чеченцы, нередко бросались на защиту на своих друзей другой национальности, не способной защитить себя. Как например, поступил знаменитый чеченский ученый, доктор физико-математических наук Абдул-Хамид Бислиев, пытавшийся в ноябре 1991-го года спасти от бандитов своего начальника, ректора Чечено-Ингушского государственного университета Виктора Кан-Калика. Оба погибли...
Сегодня в Чечне многим известно имя Сайпуддина Гучигова, руководителя общественной организации «Наш дом — город Грозный», восстанавливающего могилы на христианских кладбищах Чечни. В 1990-е он не раз вставал на защиту своих русских друзей и соседей, не давая боевикам их обижать.
Но что же говорил о притеснениях нечеченцев сам Джохар Дудаев, первый лидер так называемой Ичкерии?
По воспоминаниям Павла Грачева, Дудаев в личной беседе с ним на вопрос о притеснениях нечеченцев ответил просто:
- Ничего поделать не могу. Если сейчас попробую что-то делать, то меня просто не поймут свои же.
То есть, остановить разгул отъявленного бандитизма в родной республике Джохар Дудаев просто никакой возможности не имел. При всем своем желании. Да и вряд ли испытывал само такое желание - будущее Чечни первый президент "Ичкерии" явно видел не только без России, но и без русских на ее территории... Но и при этом сам Дуки оставался лишь жалкой пешкой в руках западных и московских кукловодов...
Однако после 1993-го Дудаев принялся активно выходить из-под контроля тех самых кукловодов. Как говорится, пешка захотела стать ферзем. Что и привело к закономерному результату в виде большой войны и ликвидации самой мятежной фигуры бывшего советского генерала.