Пожилой человек — лёгкая цель для мошенников. Слишком доверчивые пенсионеры открывают двери незнакомым людям и верят тем, кто по телефону представляется полицейским или следователем. К тому же они обычно плохо разбираются в технологиях, из-за чего теряют сотни тысяч или даже миллионы накопленных с пенсии рублей. Расскажем о главных уловках мошенников и о том, как защитить от них старшее поколение.
Обманы по телефону
Родственник в беде
Схема простая. Мошенник звонит жертве и представляется сотрудником МВД, например лейтенантом полиции или майором-следователем. И пока собеседник не успевает опомниться, злоумышленник начинает рассказывать вымышленную историю о родственнике бабушки или дедушки, который якобы попал в беду. А затем просят взятку, чтобы спасти «пострадавшего» от тюрьмы. Иногда злоумышленники заранее узнают информацию о собеседнике (есть ли у него дети или внуки), но чаще они просто действуют наугад.
Реальная история: мошенник позвонил пенсионерке из Москвы, назвался полицейским и сказал, что задержал её внука с наркотиками. И если бабушка сейчас же не перешлёт 300 тыс. рублей, парень якобы моментально попадёт за решётку. Затем звонивший передал трубку какому-то плачущему подростку (якобы внуку), и тот умолял «родственницу» выполнить требование «полицейского». Перепуганная женщина моментально перевела деньги и только после этого решила позвонить внуку, который был в безопасности всё это время.
Как уберечься
Если человек представляется сотрудником спецслужб, это почти наверняка обман. Чтобы удостовериться в этом, позвоните родственнику, который якобы попал в беду, — он наверняка возьмёт трубку и скажет, что с ним всё хорошо.
«Вы смертельно больны»
Пожилые проводят много времени в поликлиниках и больницах, о чём знают аферисты. Злоумышленник представляется врачом и говорит, что у пенсионера очень плохие результаты анализов: якобы он сильно болен, чуть ли не при смерти и помочь может только дорогое лечение. К счастью, у «медика» есть чудодейственный препарат, который может вылечить любую хворь.
Обманщик договаривается с жертвой о встрече. Он осматривает «пациента» и подтверждает, что предварительный диагноз верный. А затем продаёт бабушке или дедушке «лекарства», которые на деле оказываются пустышками или обычными пищевыми добавками.
Как уберечься
В некоторых ситуациях врачи могут звонить своим пациентам. Например, если у человека подозрение на ВИЧ, гепатит или туберкулёз. Но даже в таком случае лучше перестраховаться: положите трубку и сами перезвоните в поликлинику.
Обман в интернете
Выигрыш и возврат денег
Популярные схемы — сообщения о выигрыше крупной суммы в лотерее или конкурсе. Ещё мошенники часто присылают электронные письма о том, что человек якобы переплатил в этом году налогов, поэтому может вернуть часть денег на карту. Или что ему хотят внезапно повысить пенсию. Цель у этих афер одна: получить деньги от пенсионера.
В первом случае злоумышленники обычно говорят, что для получения выигрыша нужно сперва уплатить налог. Во втором — просят написать реквизиты банковской карты, а затем ещё и прислать им проверочный код, который никому нельзя сообщать.
Как уберечься
Нужно вообще не реагировать на сообщения о том, что вы можете что-то выиграть или вернуть. Никто не будет просто так раздавать деньги и тем более просить перед этим заплатить им.
«Одолжи денег»
Это один из самых популярных способов обмана в соцсетях. Мошенники взламывают чужие страницы во «ВКонтакте» или «Одноклассниках» и пишут всему списку контактов однотипные сообщения с просьбой одолжить несколько тысяч рублей.
Как уберечься
Спросите у человека что-то, чего злоумышленник не может знать. Например, как вы познакомились или когда вы виделись в последний раз. Обычно после таких вопросов мошенники сразу перестают отвечать.
Обманы в квартире
Проверки на дому
Сотрудники газовой службы, полицейские, сантехники — такими профессиями любят прикрываться злоумышленники. Они приходят к жертве и говорят, что им нужно что-то проверить в квартире или опросить хозяина по какому-то срочному вопросу. И если пенсионер откроет дверь, его могут обокрасть или даже покалечить.
Как уберечься
Нельзя открывать дверь сразу. Если есть сомнения, уточните у гостя его имя и название компании, в которой он работает. Если это «участковый», позвоните в полицию и спросите, действительно ли это сотрудник МВД стоит перед вашей дверью.
Не стесняйтесь, что, если человек окажется не мошенником, а ему придётся стоять в подъезде и ждать: безопасность важнее всего.
Обманы в общественных местах
Бесплатные медики и юристы
В переходах, торговых центрах и просто на улицах часто можно увидеть зазывал, которые обещают бесплатные медицинские услуги. Обычно это мошенники — они действительно могут пообщаться с вами бесплатно и даже сделать какое-то обследование. Но потом они «находят» несуществующие болезни и навязывают дорогостоящее лечение, которое нужно начинать «как можно скорее».
Похожая схема и у лжеюристов. Они проводят бесплатную встречу, на которой обещают золотые горы и разобраться со всеми проблемами человека в суде. Но для этого сначала нужно заключить договор с юридической компанией. И обычно в этом документе услуги прописываются очень размыто: клиент не претендует ни на что, но обязан выплатить юристам десятки или сотни тысяч рублей при любом сценарии.
Как уберечься
Никогда не обращаться к бесплатным экспертам. Медицинское обследование можно сделать в любой поликлинике, а качественная юридическая помощь обычно стоит дорого — профессионал не будет помогать вам за спасибо.
Как не стать жертвой мошенников
Важно запомнить: сегодня никому нельзя верить на слово. Любую информацию нужно тщательно проверять, даже если кажется, что она из надёжного источника.
Нельзя доверять незнакомым людям, которые звонят вам по телефону, запугивают или требуют от вас какую-то информацию. Даже если они знают о вас то, что могут знать только настоящие полицейские, врачи или госслужащие. Любые данные можно найти в интернете или в утёкших базах — этим и пользуются злоумышленники.
Не ведитесь на бесплатный сыр. Нельзя выиграть в лотерею или конкурс, в котором вы не участвовали. И не давайте в долг людям, которые пишут вам в соцсетях или мессенджерах, — всегда перезванивайте им и спрашивайте, действительно ли им нужны деньги.