Начну статью с информационного посыла: летом 2023 года, главой государства был подписан закон, который ввел понятие "автоматизированный интеллектуальный агент", используемый для взыскания долга. Граждан должны предупреждать, что с ним разговаривают роботы. И роботы обязаны быть неназойливыми.
А теперь суть вопроса.
Еще в начале сентября к нам начали поступать первые обращения с жалобами на банки, которые злоупотребляли правом в области коллекторских действий.
Напомню, что законом установлено предельное количество звонков не более 2 раз в неделю и 8 раз в месяц. Нельзя звонить чаще, чем положено. Нельзя тревожить человека по ночам. И до осени этого года банки четко соблюдали это правило. Поэтому обращения к нам граждан, нас слегка удивило и было подвергнуто сомнению, а не совершают ли эти нарушения сторонние лица?
Выяснилось, что звонки осуществляет робот-коллектор, банки применили искусственный интеллект.
И вот тут я пропишу одну формулировку: законом установлена частота взаимодействия банка с должником.
А вот позиция банкиров: робот-коллектор только осуществлял набор номера, а непосредственного разговора с заемщиком по телефону не было. Иными словами, мол, тревожить частыми звонками человека - не проблема. Такова была логика банкиров.
Когда две стороны не могут договориться, суд в помощь.
Рассмотрев аргументацию обеих сторон, решение вынесено следующее: суд, выслушав доводы, ответил категоричное "нет": банкиры не правы. Они обязаны держать своих роботов в узде.
На роботов-коллекторов распространяются те же правила, что и на обычных коллекторов. Потому банкиры должны заплатить 60 тысяч рублей штрафа.
Друзья мои, если вас третируют с использованием искусственного интеллекта, а в дальнейшем хотят подменить понятия справедливости и законности, суд накажет виновного.