Найти тему

59. Тема 56. Синтаксис и пунктуация. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

Оглавление
Исаак Левитан. Пароход на Волге.
Исаак Левитан. Пароход на Волге.

Задание 1. Подготовься работать в тетради. Напиши число, тему.

Задание 2. Рассмотрим основные сведения по теме.

Синтаксис (др.-греч. σύν-ταξις — составление, порядок) - это раздел грамматики, в котором изучаются словосочетания и предложения.

Пунктуация (от лат. punetum — точка) – это раздел науки о языке, в котором изучаются знаки препинания, правила их постановки и употребления. Знаки препинания в письменной речи указывают на паузы, которые человек делает в устной речи.

В русском языке каждая записанная мысль называется ПРЕДЛОЖЕНИЕ. (Другой человек как бы предлагает тебе выслушать его мысли, то, о чём он подумал и хочет с тобой поделиться).

Предложениеэто одно или несколько слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Грамматически - это когда слова приняли нужную форму - нужный падеж, склонение, спряжение и т.д.)
Одно предложение выражает одну законченную мысль.

Из записанных мыслей – предложений состоит ТЕКСТ (письменная речь).

Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу.

Предложение состоит из слов. Все слова, из которых сложилось предложение, являются его членами. Одни из них называются главными, потому что выражают основную мысль высказывания, а другие называются второстепенными, потому что поясняют главные и другие члены предложения.

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое.
Они являются смысловым  центром предложения и называются грамматической основой предложения.

Мысль может быть выражена - предложение может состоять только из подлежащего (Утро.), только из сказуемого (Вечереет.) или иметь и подлежащее, и сказуемое (Наступила зима. Пошёл первый снег.)

Если в предложении мы находим только одну грамматическую основу (подлежащее, сказуемое или подлежащее и сказуемое), то такое предложение называется ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Подлежащее и сказуемое — равноправные члены предложения, они не зависят друг от друга.
Подлежащее в предложении всегда стоит в Именительном падеже и отвечает на вопросы: кто? что?

Все остальные слова - члены предложения - называются
второстепенными. Они зависят от главных и других членов предложения и поясняют их.

Сказуемое и второстепенные члены предложения всегда стоят в грамматически нужной форме.

Как определить, где в предложении главные, а где второстепенные члены предложения?

Посмотрим пример - как нужно рассуждать. Рассмотрим предложение.

По реке плыл теплоход.

К каждому слову задаём вопрос. Сначала ищем подлежащее - слово, которое отвечает на вопрос ЧТО? О чём говорится в предложении? О теплоходе. Что? Теплоход. Теплоход – это подлежащее. По правилам подлежащее подчёркивается одной чертой.

Теперь ищем сказуемое. Задаём вопрос от подлежащего. Теплоход что делал? Плыл. Плыл – это сказуемое. Подчёркивается двумя чертами.

Теплоход плыл – это главные члены предложения. Они несут основную информацию и считаются грамматической основой предложения.

А теперь найдём второстепенный член предложения. в предложении осталось только одно слово с предлогом: по реке. От какого главного слова получится задать вопрос?
Конечно, от сказуемого! плыл
по чему? По реке.

-2

Задание 3. Потренируемся в определении главных и второстепенных членов предложения.

Прочитай и спиши предложения. Задай вопрос к каждому слову, найди и подчеркни главные члены предложения (грамматическую основу). Используй Пример - Как нужно рассуждать.

1. На берегу буйно зацвела черёмуха. 2. Налетел с речки ветер. 3. И закружились в воздухе белые лепестки.

Исаак Левитан. Черемуха
Исаак Левитан. Черемуха
-4

Задание 4. Проверь правильность своей работы.

1.На берегу буйно зацвела черёмуха. Рассуждение: Сначала ищем главные члены предложения. Чтобы найти подлежащее, ищем слово, которое отвечает на вопрос что? О чём говорится в предложении? Что? черёмуха. Черёмуха - это подлежащее. Подлежащее подчёркиваем одной чертой. Чтобы найти сказуемое, ищем слово, которое отвечает на вопрос что сделала? Черёмуха что сделала? зацвела. Зацвела - это сказуемое. Подчёркиваем слово двумя чертами. Черёмуха зацвела - это главные члены предложения - грамматическая основа предложения. Теперь ищем второстепенные члены предложения. Зацвела как? буйно. Зацвела где? на берегу. Буйно и на берегу - второстепенные члены предложения.

2. Налетел с речки ветер. Рассуждение: Сначала ищем главные члены предложения. Чтобы найти подлежащее, ищем слово, которое отвечает на вопрос что? О чём говорится в предложении? Что? ветер. Ветер - это подлежащее. Подлежащее подчёркиваем одной чертой. Чтобы найти сказуемое, ищем слово, которое отвечает на вопрос что сделал? Ветер что сделал? налетел. Налетел - это сказуемое. Подчёркиваем слово двумя чертами. Ветер налетел - это главные члены предложения - грамматическая основа предложения. Теперь ищем второстепенные члены предложения. Налетел откуда? С речки. С речки - второстепенный член предложения.

3. И закружились в воздухе белые лепестки.
Рассуждение:
Сначала ищем главные члены предложения. Чтобы найти подлежащее, ищем слово, которое отвечает на вопрос что? О чём говорится в предложении? Что? лепестки. Лепестки - это подлежащее. Подлежащее подчёркиваем одной чертой. Чтобы найти сказуемое, ищем слово, которое отвечает на вопрос что сделали? Лепестки что сделали? закружились. закружились - это сказуемое. Подчёркиваем слово двумя чертами. Лепестки закружились - это главные члены предложения - грамматическая основа предложения. Теперь ищем второстепенные члены предложения. Закружились где? В воздухе. В воздухе - второстепенный член предложения. В предложении осталось ещё одно слово - белые. От какого слова удобнее всего задать к нему вопрос? Это слово поясняет слово лепестки. От него и задаём вопрос. Лепестки какие? Белые. Белые - это ещё один второстепенный член предложения.

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

Домашнее задание. -

-5

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка и словесности полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Помогите продвижению знаний русского языка и словесности на просторах интернета!

Я буду рада и благодарна Вам.

***************

Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.