В Иисусовой молитве заложено бездна смыслов. Одно только Имя Его чего стоит! Иисус говорил своим ученикам, что именем Моим будете изгонять демонов. Но не только из бесноватых людей, но и страсти из собственной души. О чем не попросите во имя Мое - говорил Иисус Христос, - дам вам. Это и слова стали своего рода завещанием от Господа Своим ученикам.
Ученики же произносили Его имя непрестанно, даже не только для помощи в их делах, а через имя Его действовала в них и по сей действует Божья благодать. Сам Господь является нам в этом имени в Своей Божественной славе.
Слава эта безграничная. Только мы ощущаем ее в силу нашей ревности по Бозе, в силу нашего достоинства, нашего преуспеяния...
Молитв много, но именно в этой краткой такое глубокое содержание. В других молитвах наше внимание непросто удержать, а здесь мы по неволе возвращается ум к сосредоточенности на имени Божием и заставляет нас вновь и вновь представать пред Господом невидимо и духовно.
Иисусова молитва учит нас предстоять пред Богом везде, где бы мы не находились, что бы не делали в нашей мирской суете. Духовная жизнь не может быть статической, это жизнь духа, она не может прекращаться ни на одно мгновение, всегда у человеческий имеет общение, но либо с Богом,
либо с запретным. Пустоты не бывает. А еще очень важно, что благодаря Иисусовой молитве человек может сохранить внутреннюю свободу, не порабощаться непрестанно нечистыми, греховными, лукавыми помыслами, а вновь и вновь расторгать общение с ними и возносить свой ум ко Господу.
Но если впервой части мы делает акцент на имени Господнем, то во второй все наше упование, все наше стремлении и чувства содержатся в том, чтобы Господь нас помиловал.
Разными способами. Каждого по его потребе. Голодному дал пищу, огорченного утешил, разбутого обул, то есть просим милости, в чем сами нуждаемся. Всего того, чего не хватает. Но в первую очередь, конечно, Господу бы хотелось, чтобы мы просили милости о помощи в исполнении заповедей Своих, то есть помощи Божьей, чтобы приобрести любовь.
И последнее слово "грешного" напоминает нам о том, что мы грешны, чтобы не имели и доли гордости. И оно помогает нам приобрести терпении, память смертную, а самое главное побуждает к покаянию.
Покаянием, как говорит об этом святитель Игнатий, начинается и заканчивается Евангелие: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
И никакая занятость работа не может занять человека без остатка. Человек внутренне всегда свободен.
Все зависит от его ревения.
Ничто в какой бы мы суете не были, не помешает нам соединиться с Богом. Да, конечно, если есть обязанности перед начальником, семьей, государством, которые нельзя не исполнять (насколько христианская это соответствует нашему христианскому чувству). Но главное искать Бога и находит возможность, как можно чаще с Ним умом соединяться.
Ничто нам не помешает это сделать, лишь бы только мы сами стремились к этому.
Наоборот, Иисусовой молитвой мы должны вооружиться, ведь мы часто гневаемся, раздражаемся, чего-то не успеваем, а молитва Иисусова как раз помогает преодолевать их, конечно, не без нашего усилия, соединяет нас Богом утешает нас, помогает их, если не победить, то хотя бы ослабить, даёт сил смолчать, уступить.
В бытовых делах молитва Иисусова - лучший спаситель, даже среди сложной умственной работы можно прерваться и сказать 2-3 раза: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного", иногда Господь может даже такую вменить в непрестанную.
Нет такого человека, который не мог бы её приобрести в условиях даже самой большой занятости. Есть много примеров, когда люди не смотря на свою семейную, сенаторскую деятельность не оставляли молитвы, но имели самое важное, что необходимо для молитвы- чистую совесть.
"Ничто не может помешать человеку молиться, еще раз говорю и настаиваю, кроме нечистой совести - заметил схиархимандрит Авраам. - Да, у монашествующих больше благоприятных условий, но и мирянам не следует оправдывать свое нерадение обстоятельствами. Потому заповедям нужно следовать всем обязательно, а без помощи Божьей нам в этом поприще не справиться, да и сама молитва Иисусова - это также заповедь.
Почему же смеем ею пренебрегать?"