Найти в Дзене
Фатима

Гурджибети Блашка Хангериевич.

Когда мы хотим показать жизненный портрет человека, то как правило, подразумеваем рассказ его биографии. А что такое биография? Это даты, должности, вклады, регалии, финансовый, социальный статус и другие «одежды по которым встречают»? Или это внутренний стержень, который невозможно «снять» и скрыть, его самость, тот «ум сердца по которому провожают»? Наверно и то, и другое, лишь время судит о том, что ценностью в вечность уходит, а что только временная шелуха… Конечно, в человеке «должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», дети и семья, общественное и личное, и всё в балансе и в гармонии. И мы есть то, что от нас не зависит, и мы есть то, что можем выбирать… И данность землян такова - никто не без греха, и совершенным быть не возможно, и каждая жизнь уникальна, и у каждого своя высота... Но почему то, во все века, считалось, что Человечность это то, к чему призван каждый, и пока, важнее цели нет, ибо человечество без Человечности - общество роботов, стадо зверей! Л

Гурджибети Блашка

Гурджибети/Гурдзибеев Блашка Хангериевич (род. 22.04.1937- ум. 30.06.2011гг.)
Гурджибети/Гурдзибеев Блашка Хангериевич (род. 22.04.1937- ум. 30.06.2011гг.)

Когда мы хотим показать жизненный портрет человека, то как правило, подразумеваем рассказ его биографии. А что такое биография? Это даты, должности, вклады, регалии, финансовый, социальный статус и другие «одежды по которым встречают»? Или это внутренний стержень, который невозможно «снять» и скрыть, его самость, тот «ум сердца по которому провожают»? Наверно и то, и другое, лишь время судит о том, что ценностью в вечность уходит, а что только временная шелуха…

Конечно, в человеке «должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», дети и семья, общественное и личное, и всё в балансе и в гармонии.

И мы есть то, что от нас не зависит, и мы есть то, что можем выбирать…

И данность землян такова - никто не без греха, и совершенным быть не возможно, и каждая жизнь уникальна, и у каждого своя высота...

Но почему то, во все века, считалось, что Человечность это то, к чему призван каждый, и пока, важнее цели нет, ибо человечество без Человечности - общество роботов, стадо зверей!

Лишь жизнь прожив, во всём её многообразии, узнав людей со всех сторон, вдруг осознаём, что это качество даётся не с рожденья и обладают им далеко не все. Оказывается, в этом мире, Человечность - «тяжкий крест», «венок терновый», это «высший подвиг личности, высший уровень духовности, выше морали, нравственности, идеологии, религии! А «доброта и нежность - это не признаки слабости и бессилия, а проявление силы и решимости»! … И взойти на этот «Эверест» под силу только тем, чьё сознание, мироощущение, понимание Человека и Вечной Вселенной, предвосхищают нашу будущность, когда земляне поверят или узнают, что «высший эгоизм, т. е. истинная выгода каждого «я», или атома, требует величайшего милосердия ко всему живому!»

Гурдзибеев Бласка Хангериевич, фото 4.03.1965г., г. Орджоникидзе
Гурдзибеев Бласка Хангериевич, фото 4.03.1965г., г. Орджоникидзе

Гурдзибеев Бласка (Владка, Борис) Хангериевич, родился 22 апреля 1937 года в селении Дур-Дур. Его родители Гурдзибеев Хангерий Асланбекович и Дзансолова Верка Темурциевна, уроженцы селения Ханаз (горная Дигория) дали ему имя Блашка-Бласка (по местному говору и правилам правописания «ш» меняется «с»)в честь близкого родственника и яркой личности – поэта Гуржибекова Блашка Майран-Сауовича (1868-1905гг., уроженца ст. Ново-Осетинская).

Его детство - разрушительные и голодные годы войны, с семи лет все тяготы и последствия без отцовщины... Его отец в 1942г. в период пребывания немцев в с.Дур-Дур, был ими схвачен и под угрозой расправы его семьи и семей родных , вынужден был (в числе ещё нескольких), работать в немецкой полиции, при этом он не причинил никому никакого вреда, а наоборот, дезинформируя фашистов спас многие жизни и предотвратил многие бесчинства . Через несколько месяцев, после освобождения села от оккупантов в январе 1943г., Хангери был арестован органами НКВД, обвинялся по ст.58-1а. «Измена Родине» , осуждён к 10 годам лишения свободы, всё имущество (кроме дома) было конфисковано у его семьи и навешан ярлык «предателя» , через год погиб в лагерях… Почему? По большому счёту потому, что Хангери «букве закона» предпочел человечность! В селе его знали добропорядочным, не способного никому навредить, а солагерники, отмечали его способность в любых ситуациях, не ронять своего человеческого достоинства.

Ещё в школе, Бласка проявлял большой интерес к истории и литературе. В дальнейшем писал стихи, рассказы, очерки для районной газеты, периодически публиковался.

Его юность и молодость – время больших планов, исканий и надежд, совпало с такими - же настроениями в стране и мире… Как истинный представитель поколения «шестидесятых» - идеалистов и романтиков, молодых физиков и лириков, коммунистов и атеистов, бородатых геологов и юных мечтателей, стремящихся посредством своего вклада, сделать мир лучше, он следовал принципам коллективизма и социализма, всеобщей любви и равенства, добровольно подчиняя свои интересы, интересам общества, принося себя в жертву на благо этого общества.

Гурдзибеев Бласка Хангериевич, фото 1959г., г. Алагир (справа первый)
Гурдзибеев Бласка Хангериевич, фото 1959г., г. Алагир (справа первый)

Зрелость и пожилой возраст, пришлись на «перестройку», «пост перестройку» и т.д., вплоть до сегодняшнего дня, когда изменения в мире и стране, неизменно вносили значительные коррективы и в его жизнь, давая свои порой жестокие уроки, меняя многие взгляды, разрушая определённые стереотипы. Но не изменным, в нём оставалось чувство благородства, доброты и милосердия, являясь стержнем поступков и чаяний на протяжении всей жизни.

Обладая тонкой душевной организацией, искреннее сопереживание «чужим» радостям и горю, было его естественной чертой, для эмпатии, чужого не существовало, все люди и природа мира были ему близки.

Помочь, принести радость другому, было для него, как в знойный день, воды ключевой напиться, а «пить» хотелось каждый день. Даже, когда за свои благодеянья, получал насмешки и клевету, коварство и хамство, когда в обществе прагматичных дельцов, искусных воров и лицемеров, его искренность, сочувственность и доброту принимали за глупость и идиотизм, а скромность и великодушие, за трусость и слабость, и его «непротивление злу насилием» с лихвой использовали, не чистые на совесть и руку люди.

Завистью, тщеславием и популизмом не страдал, совести и чести не продавал, перед мундиром не склонялся. В людях ценил в первую очередь душевные, морально-нравственные качества, не помнил их зла, но стократ возвращал их доброе. Радовался победам конкурентов, сопереживал горю врагов, не умел обманывать, не мог никому отказать.

Был очень трудолюбивым, владел многими навыками, умениями. Его первой страстью были фотография и журналистика, потом садоводство. В скольких альбомах хранятся семейные фотографии, сделанные им, а у скольких в садах растут привитые, посаженные его рукой фруктовые деревья? Притом с радостью сам это предлагал, делал всё бесплатно и бескорыстно, хотя никогда не был богатым и даже в достатке. Его добродетельность, была именно проактивной - не на показ, не для афиши, не для вознаграждений и оценок.

Ценитель образования, науки, искусства, много читал: классику, научно-популярную литературу, имел свою библиотеку, на досуге играл в шахматы, шашки, заражая этим своё окружение.

Поражала его любовь и бережное отношение к природе: животным, растениям, насекомым, казалось, и природа ему платила тем же.

Обладал особой творческой индивидуальностью, виденьем Жизни, не чужд ему был и дар оракула.

Очень часто с ним случались необычные, почти сказочные ситуации, и всегда ему помогали его везение и удачливость, похоже которых он лишился последние года жизни.

Если рассматривать его учебно - трудовые и др. факты, то:

• "В 1959-60г поступив в Северо-Осетинскую школу десятников по строительству в г. Алагир, где получил квалификацию-мастера десятника по строительству, совмещал с курсами юных корреспондентов в г. Орджоникидзе при редакции «Молодой коммунист, став её активным корреспондентом.

• В 1961-63г. учился в финансовом техникуме г. Орджоникидзе, получил квалификацию - финансист. По распределению был направлен в Приморский край, в Карсунский районный финансовый отдел в должности инспектора по бюджету.

Во время учёбы в финансовом техникуме, г. Орджоникидзе, фото 1962г. (слева направо) Туаев Владимир, Кушхов Борис, Гурдзибеев Бласка, Пшуков
Во время учёбы в финансовом техникуме, г. Орджоникидзе, фото 1962г. (слева направо) Туаев Владимир, Кушхов Борис, Гурдзибеев Бласка, Пшуков

В 1963-68г. работал плотником на пищекомбинате г. Усурийск. В том же году поступил в Дальневосточный Государственный университет, на филологический факультет.

• 1964г. работал в должности старшего инспектора финансового отдела Приморского края.

• 1965г. поступил в Ростовский Государственный университет, одновременно работал завхозом в средней школе г. Ростов-на-Дону.

Гурдзибеев Бласка Хангериевич во время работы в редакции газеты г. Дигора, фото Агузарова Саукуя., 1966г., Грузия
Гурдзибеев Бласка Хангериевич во время работы в редакции газеты г. Дигора, фото Агузарова Саукуя., 1966г., Грузия

• 1966-71г. работал фотокорреспондентом в редакции газеты «Коммунист» г. Дигора. Фотоискусство-это была его страсть, которое он познавал самостоятельно по книгам и учебникам, и весь не простой процесс изготовления фотографии делал сам.

· В сентябре 1969г. в возрасте 32 лет Бласка женился на односельчанке, одной из первых красавиц, хорошей, скромной, трудолюбивой девушке - Зураевой Раисе Сулеймановне (1946 г.р.).

В 1971г. переехал в Кабардино-Балкарию, несколько лет жил с семьёй на съёмных квартирах.

Гурдзибеев Бласка Хангериевич, (слева направо третий), фото 1969г., г. Нальчик
Гурдзибеев Бласка Хангериевич, (слева направо третий), фото 1969г., г. Нальчик

• 1972г. окончил Кабардино-Балкарский Государственный университет по специальности «Русский язык и литература», квалификация-филолог, литературный работник

• 1971-73гг. бригадир дерево обработочного цеха; плотник на хлебном заводе г. Нальчик.

• 1972-88гг. член союза журналистов СССР, литературный псевдоним - «Аланти».

• 1974-86гг. журналист, фотокорреспондент Кабардино-Балкарской газеты «Знамя», село Чегем.

Гурдзибеев Бласка Хангериевич, Кайсын Кулиев, фото 1984г., с. Чегем
Гурдзибеев Бласка Хангериевич, Кайсын Кулиев, фото 1984г., с. Чегем

• 1986-87гг. нач. хоз. отдела Министерства Мелиорации КБР.

• 1988-91гг. столяр плотник Нальчикского завода полупроводниковых приборов…»

• С 1991г. по 2011г. работал плотником в разные годы в разных учреждениях г. Владикавказ, куда он переехал с семьёй в 1991г. из г. Нальчик, на пенсию вышел в 1997г.

С 1971г. по 1991г. прожил с семьёй в Кабардино-Балкарии, и после всегда с благодарностью, большой любовью и ностальгией вспоминал эти годы. Снова приехав в Осетию, жил и работал в г. Владикавказ, выдал замуж двоих дочерей, радовался четырём внукам. В родном селе Дур-Дур купил участок, посадил сад, в котором души не чаял, начал строить домик, хотел завести коня и пчёл, мечтал на старости лет жить на лоне природа, в окруженье любимых людей, радуя их плодами своего труда…

Более 10 лет прошло со дня гибели Гурдзибеева Бласка (Владка, Борис) Хангериевича (22.04.1937- 30.06.2011гг.), но до сих пор болит о нём душа, у всех кто его знал, любил и помнит. А помнят его как добрейшей и честнейшей души Человека, искреннего человеко- и - жизнелюбца! Об этом красноречиво свидетельствуют глаза людей, которые при упоминании его имени, загораются нежностью и теплом, полученных от него когда-то. Помнят его мягкий нрав, радушный, светлый взгляд, возвышенное и глубоко отзывчивое сердце. Помнят как скромного и бескорыстного, чистого и доверчивого, не умеющего грубить и лгать, заискивать и лицемерить, но умеющего прощать и просить прощения, быть снисходительным и великодушным. Помнят и последние часы его жизни, когда сам, тяжело раненный, находясь в крайне критическом состоянии, тихо превозмогая нарастающую боль, просил помочь и спасти не себя, а других…

Гурдзибеев Бласка Хангериевич, фото 2010г.
Гурдзибеев Бласка Хангериевич, фото 2010г.

…Тот субботний солнечный день в частном владикавказском дворе, где на свадьбу собирались родственники, друзья, соседи, на первый взгляд не предвещал ничего, кроме застолий и танцев, а вот заочно, предвестий и предчувствий оказывается, было много и у многих. Как и у Блашка, после странных снов, сердце и интуиция подсказывало одно, упрашивая не ехать на свадьбу, а разум и долг, утверждали обратное… Наверняка, он предчувствовал свою смерть, поэтому накануне, в пятницу, он дотемна наводил порядок в своём сельском дворе, огороде, а в субботу, рано утром, перед отъездом в город, позвонил другу, которого хотел повидать в последний раз (не застал дома). Потом позвал брата (жившего по соседству), угостил его рюмкой, желая ему, вместо себя, прожить до ста лет... На улице, отправляясь в город на свадьбу, как всегда приветливо и с улыбкой попрощался с соседями, на их шутливую просьбу: «Привезти им угощенья», ответил, что угощения будут целый год...

Приехав в городскую квартиру, застал свою семью спешащих убегать, в дом к жениху (двоюродному брату), помогать в свадебных приготовлениях. Почти на пороге, они с ним приветственно обнялись, но он это делал с какой- то особенной теплотой и любовью…

Сделав кое-какие дела на работе (итоговые), Бласка на свадьбу пришёл ближе к обеду, хотя его ждали ближе к вечеру. И как раз приехал автобус с многочисленными гостями из с. Дур-Дур, которые дружной и весёлой толпой направились во двор и дом жениха. Как всегда он искренне радовался своим землякам, гостям, радушно пожимал им руки, желал добра.

Но вдруг, в момент когда основная часть гостей с музыкой, смехом, шутками уже вошли во двор, там раздался страшный взрыв, откидывая волной и обжигая огненным торнадо всё вокруг. Находящиеся во дворе люди, ринулись кто в дом, кто на улицу… Дым, крики, суматоха и ужас. В один момент радость превратилась в трагедию. Через минуту поняли, что во дворе взорвался один из двух газовых баллонов, боялись взрыва второго баллона.

Блашка оказывается, в это время тоже был во дворе, получив ожоги 70-80% поверхности тела, он молча лежал лицом вниз возле забора у ворот, в полутора метрах от газового баллона, был в сознании. Немного отойдя от шока, осмотревшись, не дожидаясь помощи, ничком сам вылез за ворота на улицу. В общей неразберихе и суматохе его никто не узнал.

Увидев лежащего мужчину с обгоревшими лицом и одеждой, первая на помощь подбежала Раиса, даже не подозревая, что это её муж (она не знала, что Бласка уже пришёл на свадьбу, ведь он должен был прийти ближе к вечеру):

- Вы можете встать, что у вас болит?

- Ничего не болит – стараясь её успокоить, тихо ответил он.

Услышав голос мужа, и не веря своим ушам, она стараясь сдержать свой ужас, спросила:

- Владка, это ты? Ты Гурдзибеев Владка?

-Да. Не переживай, у меня всё нормально. Как там другие? Я видел там кто- то сильно пострадал, где они, что с ними?...

К ним начали подходить люди, предлагая свою помощь. Тихо превозмогая нарастающую боль, теряя сознание, единственное и последнее чего он хотел и о чём просил, это спасение других пострадавших…

Подоспевшие кареты скорой помощи, делая всем пострадавшим обезболивающие, начали срочно доставлять их в Клиническую больницу скорой помощи г. Владикавказа, где после пяти дней комы, не приходя в сознание Бласка умер.

В результате взрыва, получили ранения и ожоги разной степени тяжести более 50 человек, из них, в течение месяца от ран скончалось 9 человек .(Рохсаг уæнтæ!) То, что тогда пережили люди, с чем столкнулись, какие открывались самые лучшие или самые отвратительные стороны нашего личного и общественно-государственного устройства, это отдельный большой разговор.

2 июля похоронили его измученное тело, но осталась нетленным навечно его благостная сердечность и светлая душа!

Адæн цийнæмæ цудæнцæ, ма син зианмæ рахизтæй…

Сугъдæ сæбæл ку'рцудæй, ех сæбæл ку ниууардтæ,

Ристæй хор ку батар æй, цæстисугæй Хус-дон ку райвулдæй…

Уау, уау, Владка, куд неци фæцæй дин нæ бон,

Ка æнгъæл адтæй уотæ уодзæй дæ кæрон?...

Æдæн, æрдзæ, гъæу дæ кæдзос зæрдæй берæ ку уарзтай,

Дæ адзал тухсти дæр уони мæтæ ку кодтай,

«Мæнæн неци 'й, кæстæрти фæййервæзун кæнтæ», ку дзурдтай,

Уæд нæ зæрдæристæй цæмæн ниууагътай?…

(Рохсаг уо! Рохсаг уæнтæ!)

На траурные мероприятия собиралось большое количества народа, его родных, знакомых, односельчан, земляков. Скорбь, слёзы, слова горечи большой утраты для семьи, всех его знакомых. И воспоминания о его деяниях, о которых сам он никогда не говорил (это было в его духе, не помнил большое добро сделанное им, но помнил даже самое малое, сделанное для него).

Вот несколько рассказов очевидцев:

«…Школьниками мы часто работали в колхозе на полях. Однажды, возвращаясь обратно в село, как обычно, ехали в большом грузовике, полным кузовом детей и взрослых, усталых, но весёлых. Уже было темно, горели фары машины, освещая ухабистую, полевую дорогу. Как вдруг, Бласка, (ему было лет 16) выскочил из кузова, преграждая собой дорогу и размахивая руками, что то кричал шофёру. Шофёр резко остановил машину: «Ты, что сумасшедший под колёса бросаешься, жить надоело?!» В ответ Бласка указывает на высокую траву, по дороге, метров через 20-25, объясняя что здесь ехать нельзя. Шофёр подойдя ближе, рассмотрев в траве большой овраг, ужаснулся, ведь не остановись они вовремя, машина неизбежно перевернулась бы. Обогнув этот овраг, мы благодаря Бласка все благополучно доехали до дома живыми и здоровыми».

«…Как то в Дигоре, ещё в 1967-69 годах, мы: старики, молодые, дети, человек 10, шли по дороге в Дур-Дур, ожидая попутный транспорт. Навстречу нам шёл высокий коренастый мужчина, сильно пьяный, не управляемый в своём гневе и ярости. Приблизившись к нам, вытащил из - за пазухи большой нож угрожая всех порезать. Мы не на шутку испугались, от пьяного дурака всё можно ожидать. Уговоры и попытки вразумить хулигана, имели обратный эффект. А Бласка шёл от нас подальше, видя происходящее, он быстро зашёл к нему сзади, ловко повалив на землю, отобрал нож и усмирил его. Что взять с пьяного, отпустили его с порицаниями, а Бласка поблагодарили».

« …Помню, как Бласка (а мы его называли Владка или Борис) живя в студенческом общежитии, помогал нам, студентам-новичкам, Ростовского Государственного университета, обживаться и учиться. Как искренне он за нас «болел», с какой радостью делился всем, что у него было, будучи сам в не лучших житейских условиях…»

«…Нас впечатляло его бесстрашие и талант журналиста. Блашка (Борис), в своих статьях освещал не только светлые трудовые будни, но и отстаивал честных людей и справедливость, разоблачал воров и бюрократов, безобразия в обществе и в человеке, хотя за это имел угрозы и большие неприятности…»

И подобных историй очень много. Наверно каждый, кто знал Блашка, может рассказать свою историю о нём, о его неординарности, о его доброте и удивительной красоте души, высота которой скрывалась за его скромностью, немногословностью, мягким нравом и простотой.

«Алцæмæй æнхæст неке æй» - «никто не совершенен», были у него промахи, грехи, ошибки, угрызенья совести, наверно и за то, что на этот раз не спас людей от гибели и увечий. Но никто не сомневается, если бы мог, любой ценой бы это сделал…

Гурджибети Бласка, один из тех, кто любил людей и делал всё для их счастья не благодаря, а вопреки «невежеству толпы, предательству друзей, непониманию любимых», не для славы и денег, а потому, что иначе не может!

Да, поистине, его главное жизненное кредо, превратилось в сущность - подлинную Человечность, дающая право на высокое и нелёгкое право бессмертия!

Рохсаг уæд! Светлая и вечная ему память!

(Гурджибети Ф.Б.  2021г.)