На пленарном заседании в Госдуме вице-премьер России , казалось бы, очевидный факт: страна испытывает острую нехватку учителей. По приблизительной оценке, сфера образования сейчас нуждается в 11 тысячах педагогов.
Татарстан в этом плане тоже не самый позитивный регион. На начало учебного года потребность в учителях составляла около 2 000 человек, на августовском совещании педагогических работников министр образования и науки республики .
— Наибольшее количество вакансий имеется по таким предметам, как математика, физика, русский и иностранный языки, начальные классы, — пояснил глава Минобрнауки Татарстана.
Работа в этом направлении, безусловно, идет: целевые направления, снижение уровня бюрократии, рост зарплаты и дополнительные выплаты. Тем не менее проблему это не решает — подобных мер явно недостаточно. Почему? «Учиться на учителей» выпускники школ идут не слишком активно.
Для примера: потребность в преподавателях математики в текущем учебном году составляла (по данным на начало сентября) 306 человек. При этом педагогический университет в Челнах и КФУ выпустили только 147 подобных специалистов. Нужно 149 учителей физики — выпускников вузов лишь 40. А ведь школы в Татарстане : девять школ на 7 218 мест в 2022 году, еще 11 объектов — в 2023-м.
Да и рассчитывать на то, что все получившие педагогическое образование выпускники пойдут работать по специальности, весьма наивно. А кто-то, как собеседница KazanFirst из Челнов (имя изменено) сбежит через несколько месяцев работы.
— У нас была практика во время учебы. Приходишь, отводишь урок. Мне нравилось. И работа с детьми, и то, как в школе принимали другие педагоги. Наверное, поэтому сложилось ошибочное мнение о процессе в целом, — рассказывает Татьяна. — Когда уже попала «в систему» полноценно, поняла, что это, если мягко выразиться, производственный ад. Конвейер, где тебя высасывают досуха. А потом еще сверху накидывают нагрузку.
Татьяне дали первоклашек. Но класс оказался сложным. Половина учеников не умела толком читать, какая-то часть вообще с трудом разговаривала по-русски (дети семей мигрантов). Но проблема оказалась даже не в уровне знаний — в конце концов, именно в школу приходят за образованием. Дело в отношении.
— Детки шести-семи лет. Но все с телефонами, в которых сидят безвылазно. Девчонки были поскромнее. Мальчишки — тихий ужас. Матерятся, какие-то фразы с сексуальным подтекстом бросают. Был персонаж, который мог спокойно на парту плюнуть. Просто так, захотелось ему, — вспоминает собеседница KazanFirst. — Родители… Большинство адекватные. Но некоторые просто считали меня обслугой. По крайней мере, так себя вели. Я в один момент подумала, что престижней быть сантехником, чем учителем. Там хотя бы тебя уважают, когда ты кран чинить приходишь, знают, что в тебе нуждаются. А в школе как будто не понимают, зачем приходят, зачем учатся, зачем знания получать.
Вдобавок ко всему — жуткая бюрократия, которая теперь стала не настолько «бумажной», но оттого не менее выматывающей.
— Регистрация на каких-то сайтах, электронные ведомости, дневники, отчеты. Каждый день распечатки на 30 с лишним детей то на один урок, то на другой. Постоянно что-то догоняешь, доделываешь. Нет такого, что вот 17:00, тетради закрыла, забыла до следующего утра, — рассказывает Татьяна. — В какой-то момент просто устала. Задумалась: зачем столько лет в вузе провела, если занимаюсь тем, о чем там даже не говорили? Хотелось ведь учить, воспитывать новое поколение. Но детям как будто это самим не нужно.
Сейчас Татьяна работает менеджером в крупном строительном магазине. Говорит, что специализация, конечно, не ее. Но работа нравится: график четкий, коллектив молодой. И хотя проблемные клиенты тоже встречаются, они не собираются по 30 человек каждый день, чтобы вывести тебя из себя.
— По зарплате даже лучше выходит. В школе получала 25 000 рублей. Иногда бывало больше с учетом выплат, дополнительной нагрузки. Это все до вычета налогов. Сейчас — с удовольствием зарабатываю 40 000, еще и иногда репетиторство беру, — рассказала собеседница издания. — Некоторые получают в школе и 35 000, и под 50 000 бывает. Но для меня оно того не стоит.
Татьяна признается — работала бы в школе и за меньшие деньги, если бы понимала, что это нужно, что это важно. Что и родители, и начальство, и вся «машина» образования хотят получить «на выходе» грамотных, интеллигентных, воспитанных граждан. А не «нарисованную» оценку за четверть, кучу отчетов и выдающуюся статистику по сдаче единого госэкзамена.
Немного иная точка зрения у из Казани (имя изменено). В школе она работает уже больше 20 лет. Признается — с приходом «цифровой эпохи» работать стало сложнее. Во-первых, у возрастных педагогов страх перед гаджетами вытравить сложно, хотя «вацап» они успешно освоили. Во-вторых, сама техника не лучшего качества.
— У меня свой компьютер дома стоит. Но очень уж он медленный. Иногда только загружается по пять минут. Я бы уже от руки все давно написала, пока он думает, — смеется учительница. — Но делать нечего, освоили и это. Молодым коллегам благодарность - помогают.
За годы «службы» в школе, продолжает Роза, были и неприятные моменты: то с начальством «покусаешься», то в бухгалтерию приходится идти ругаться из-за сомнений в правильности подсчета отработанных часов, то родители недовольны учебным процессом. Что помогло продержаться, несмотря на сложности? Педагог утверждает — осознание того, что это ее призвание.
— Хотелось, конечно, пару раз хлопнуть дверью. Но потом думаешь: а как детей оставлю? Я же их веду несколько лет, всех знаю как облупленных. Они ко мне привыкли. А как учебный год кончается, летом сил наберешься. Уже снова в школу тянет. Так и работаю, — объясняет педагог. — Мне кажется, это призвание — в школе работать. И учитель должен быть в первую очередь сам достойным человеком. Иначе… Помните, как в «Республике ШКИД»: «Образованный негодяй во сто раз хуже необразованного». Вот тут так же. Личный пример. Ответственность, добропорядочность, воспитание, дисциплина. И любовь к детям. Это те качества, которые должны быть у учителя. Вот этому надо в вузах учить, это проверять. А не навыки заполнения бумажек.
На вопрос, почему в школах такая острая нехватка кадров, педагог отвечает до банальности просто — недостаточно желающих работать. А мало их потому, что система образования не нацелена на то, чтобы именно учителю было комфортно. Когда преподаватели будут чувствовать, что они защищены, что могут полностью посвятить себя любимому делу, не жертвуя жизнью вне школы, — только тогда дефицит учителей исчезнет и на каждую вакансию будет претендовать множество соискателей.