Найти в Дзене
Японский центр СФУ

Японская живопись - кинпэкига

Термин кинпэкига (金碧画, нефритово-золотая живопись, буквально: «сине-зелёно-золотая живопись») имеет несколько значений. Раньше он использовался для обозначения «сине-зелёно-золотого пейзажа». В более распространенном и общеупотребимом смысле кинпэкига, или «дами-э» (濃絵) - это декоративный стиль монументальной японской живописи с использованием в качестве фона золотой фольги, хаку (箔) (редко - серебряной фольги), ярких минеральных красок и рельефных поверхностей. «Нефритово-золотая живопись» встречается в основном на раздвижных перегородках фусума, но также на стенах, и на складных ширмах. Хотя цветные картины с золотым фоном создавались ещё в 10 веке художниками ямато-э, документальные сведения о «золотых» картинах появляются в период Муромати (13 век). Термин же кинбёобу («золотая складная ширма») впервые встречается в исторических записях 15-го века. Из характерных работ кинпэкига художников, творивших в стиле ямато-э, часто встречаются картины со сценами из «Повести о Гэндзи» - одно

Термин кинпэкига (金碧画, нефритово-золотая живопись, буквально: «сине-зелёно-золотая живопись») имеет несколько значений. Раньше он использовался для обозначения «сине-зелёно-золотого пейзажа».

Кано Санраку. «Пионы». Храм Дайкаку-дзи. Киото.
Кано Санраку. «Пионы». Храм Дайкаку-дзи. Киото.

В более распространенном и общеупотребимом смысле кинпэкига, или «дами-э» (濃絵) - это декоративный стиль монументальной японской живописи с использованием в качестве фона золотой фольги, хаку (箔) (редко - серебряной фольги), ярких минеральных красок и рельефных поверхностей.

Кано Эйтоку. «Китайские львы». Агенство Императорского двора.
Кано Эйтоку. «Китайские львы». Агенство Императорского двора.

«Нефритово-золотая живопись» встречается в основном на раздвижных перегородках фусума, но также на стенах, и на складных ширмах.

Кано Сансэцу. «Заснеженный берег и водоплавающие птицы». Частная коллекция.
Кано Сансэцу. «Заснеженный берег и водоплавающие птицы». Частная коллекция.

Хотя цветные картины с золотым фоном создавались ещё в 10 веке художниками ямато-э, документальные сведения о «золотых» картинах появляются в период Муромати (13 век). Термин же кинбёобу («золотая складная ширма») впервые встречается в исторических записях 15-го века.

Дзякутю Ито. «Кактусы, петухи и курицы». Храм Сайфуку-дзи. Токио.
Дзякутю Ито. «Кактусы, петухи и курицы». Храм Сайфуку-дзи. Токио.

Из характерных работ кинпэкига художников, творивших в стиле ямато-э, часто встречаются картины со сценами из «Повести о Гэндзи» - одного из величайших произведений японской классической литературы.

Тоса Мицуёси. «Гэндзи-моногатари». Иллюстрация к главе «Лодка на волнах».
Музей искусств Метрополитэн.
Тоса Мицуёси. «Гэндзи-моногатари». Иллюстрация к главе «Лодка на волнах». Музей искусств Метрополитэн.

В дальнейшем на протяжении всего периода Эдо (17 век) многие художники создавали картины в стиле кинпэкига.

Кано Мотонобу. «Цветы и птицы четырёх сезонов». Музей изящных искусств Хакуцуру. Кобэ. Префектура Хёго.
Кано Мотонобу. «Цветы и птицы четырёх сезонов». Музей изящных искусств Хакуцуру. Кобэ. Префектура Хёго.

Стиль кинпэкига пользовался популярностью и по окончании периода Эдо. К нему обращались многие художники в период Мэйдзи (20 век) и в современную эпоху.

Корин Огата. «Слива в красном и белом цветении». Музей искусств МОА.
Корин Огата. «Слива в красном и белом цветении». Музей искусств МОА.

Сейчас характерным образцом кинпэкига являются парные складные ширмы с использованием золотой фольги по всей поверхности художественного полотна.

Маруяма Окё. «Заснеженные сосны». Мемориальный музей Мицуи.
Маруяма Окё. «Заснеженные сосны». Мемориальный музей Мицуи.