"На каждой вышке дежурили конные караульщики". Фраза из статьи в Википедии о Билимбае, произвела на меня сильное впечатление. Когда-то кони сидели на пожарных вышках для охраны лесов, вместе с караульщиками, так надо понимать? Чтож, поедем, посмотрим... Добирался я часа полтора, при этом автобус долго стоял на автостанции в мрачном Первоуральске.
Первое, на что я обратил внимание, это на пустыри, поселок потихоньку вымирает. Впрочем, это происходит со всеми населенными пунктами в Свердловской области, за исключением Екатеринбурга и некоторых городов-спутников.
Мост через Билимбаевку великолепен.
Сто двадцать лет прошло, а бетон - как новый. Что-то корявое, наваленное сверху на конструкцию - это рук дело современных строителей.
Дальше я пошел к старому заводу. Его сносят при помощи экскаватора.
При мне обрушили одну из стен, подняли тучу пыли.
Металлургический завод, запущенный в 1734 году, входит в перечень объектов культурного наследия. Не знаю, весь ли его снесут, или только более современную часть.
Старая часть, примыкающая к плотине, представляет собой величественные развалины. Вандалы, охотясь за металлом, потрудились на славу.
По фотографии это как-то не воспринимается, но вблизи это сооружение производит сильное впечатление. Если вам интересны такие объекты, советую съездить, пока завод не сравняли с землей. Жаль, что доведен до такого состояния интереснейший промышленный объект. Что имеем - не храним...
Вот так завод выглядел в лучшие времена. Одна квадратная труба и осталась...
У меня особое отношение, к старому крепостному промышленному Уралу, и к реке Чусовой, как к главной транспортной артерии. С одной стороны, интересно, с другой-как-то не по себе.
Как жил крепостной рабочий? Он не голодал, имел корову, иногда лошадь. Были покосы, огороды. Для удовлетворения душевных потребностей заводчик строил храм. Некоторые (далеко не все) дети обучались в заводских школах, из выпускников которых набирались мелкие заводские служащие. В школах изучали арифметику, учили красиво писать, рисовать, чертить.
За эти блага приходилось расплачиваться двенадцатичасовым рабочим днем на заводе или руднике. Самым обычным делом была порка в машинной (сарае с пожарной техникой). К сорока годам рабочий превращался в беззубого старика, неспособного к тяжелым работам, если вообще до этого возраста доживал.
Уральские промышленности были неплохими психологами. Семь шкур с работного люда не драли, но три снимали. Ни одной лишней копейки рабочим не оставляли, но и до открытого недовольства дело редко доводили. Рядом - бескрайняя Сибирь, разбежится народец. Что и произошло после отмены крепостного права, люди стали уходить, кто на добычу золота и платины, кто на строительство железных дорог.
Глухая озлобленность поколений заводского населения как бы впитана рекой Чусовой. Я ее ощущаю, мне здесь неуютно.
Сохранился дом управляющего завода, построенный в конце 19 века, тоже не больно какие богатые хоромы.
Когда-то дом стоял посредине обширного Правленского сада. От него осталась одна лиственничная алея, да камень с памятной табличкой.
Через Билимбай проходил Сибирский тракт, о чем напоминает верстовой столб.
До Екатеринбурга 61 километр, до Парижа 4797 километров. Этой дорогой проезжал в 1824 году император Александр Первый, который даже соизволил один день в Билимбае отдохнуть и осмотреть завод.
Интересен памятник павшим войнам.
Бок обок стоят красноармеец и солдат времен Великой отечественной войны. В июле 1918 года белые, скорее всего чехословацкие легионеры, перебили в Билимбае рабочую дружину.
Тут же памятник чернобыльцам.
И пограничный столб.
Никаких табличек нет, но видимо это памятник погибшим пограничникам.
Я не стал переписывать немногочисленные подробности про поселок и завод, которые есть в интернете, ограничился передачей общего впечатления. Мне пришлось увидеть еще много интересного, продолжение следует...