Кубанские казаки. СССР, 1950. Режиссер Иван Пырьев. Сценарист Николай Погодин. Актеры: Марина Ладынина, Сергей Лукьянов, Владимир Володин, Александр Хвыля, Сергей Блинников, Клара Лучко, Екатерина Савинова, Владлен Давыдов, Юрий Любимов, Борис Андреев и др. 40,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Иван Пырьев (1901–1968) поставил 18 полнометражных игровых фильмов, 15 из которых («Богатая невеста», «Партийный билет», «Трактористы», «Любимая девушка», «Свинарка и пастух», «Секретарь райкома», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки», «Испытание верности», «Идиот», «Белые ночи», «Наш общий друг», «Свет далекой звезды», «Братья Карамазовы») вошли в тысячу самых кассовых советских лент.
Режиссер Иван Пырьев подошел к съемкам «Кубанских казаков» официально признанным комедиографом, лауреатом пяти (!) Сталинских премий. Отсюда ясно, что его яркая цветная картина была позитивно встречена государственными чиновниками – фильм получил еще одну Сталинскую премию.
Любопытно, что «Кубанские казаки» стали последней работой Ивана Пырьева, решенной в жанре музыкально–мелодраматической комедии. В год выхода «Кубанских казаков» во всесоюзный кинопрокат, его ждал большой успех у аудитории.
Тогдашний министр кинематографии СССР И.Г. Большаков писал, что главный персонаж «Кубанских казаков» – «Галина Пересветова – передовая женщина нашего времени, председатель колхоза–млн.ера, обладает широким кругозором общественного деятеля сталинской эпохи. … Но фильм не лишен и недостатков. В нем, в частности, имеется несколько эпизодов, напоминающих собой сцены из старомодных водевилей» (Большаков, 1952: 14–15).
Уже в XXI веке кинокритик Наталья Рулева отметила, что «фильм «Кубанские казаки» не ставит своей целью отражение реальной жизни кубанских колхозников. Он изображает желаемое, воображаемое, а не действительное. Картина построена по принципу чрезмерного преувеличения реального и сверх–отождествления с идеей победоносного развития социалистического колхоза и сталинской коллективизации (желаемого). До крайности преувеличены достижения кубанских колхозников, приукрашен их стиль жизни и т.д.» (Рулева, 2012: 167).
А композитор Владимир Дашкевич раскрыл главную причину популярности ленты И. Пырьева у послевоенной публики: «В фильме же «Кубанские казаки» я чувствую глубокую искренность, которая рождалась в конкретном времени и была после победительной войны попыткой не столько указать конкретную дорогу к счастью, сколько воплощённой полуторачасовой утопией, позволяющей человеку пожить фантастически счастливой жизнью, перевести дыхание, освободиться хотя бы на время киносеанса от тягот, нищеты, неблагополучия реального существования. Что и помогало людям той поры выжить» (Дашкевич, 2001).
Культуролог и киновед Майя Туровская (1924–2019) была убеждена, что «Кубанские казаки» демонстрировали «чистоту жанра и простоту морфологии. Две любовные пары — старшая и младшая — суммируют все излюбленные элементы пырьевской фабулы. … Немногочисленность и устойчивость основных ситуаций, равно как и разнообразие вариаций, свидетельствует о сказочнофольклорной традиции, на которую инстинктивно опирался Пырьев. … Это была та собственная, близкая ему и богатая возможностями условность, на которую в поисках «своего» кинематографа он натолкнулся в «Богатой невесте». Из сказочной, фольклорной традиции он заимствовал основную структуру развития действия через ряд препятствий к свадьбе. … Фабуле пырьевских картин изначально чужды личностные категории, и то, что героям сопутствуют «мужской» и «женский» хоры, обнаруживает с очевидностью эту внеличность» (Туровская, 1988).
Режиссер и киновед Олег Ковалов считает, что «Иван Пырьев, бесспорно, самый народный режиссер советской и российской кинематографии. Но парадокс заключается в том, что он одновременно и автор самых спорных ее картин. Пырьевские картины внешне были очень просты, но, по сути дела, они ставили в тупик, даже благожелатели его отказывали ему в эстетической ценности, и не какие–нибудь снобы, а сам Хрущев объявил фильм «Кубанские казаки» крайним воплощением лакировочного искусства сталинизма. Что уж говорить о молодежи? Пырьев был не просто классиком советской музыкальной комедии, как писали учебники, и не просто создателем советского китча, как пренебрежительно говорили о нем либералы. Нет, он сделал большее, чем жанр, и нечто качественно иное, чем самовыражение, — он воплотил грезы народа о должном.
Самые популярные комедии Пырьева вышли на экран в страшные годы. О чем пели герои этих фильмов? В их песнях–грезах был и милый, трогательно–наивный мир обытизированных, частных, маленьких желаний рядового человека, то есть то, что в советскую эпоху получило бранную кличку «мещанского индивидуализма». Но, одновременно, была и некая всеохватная жажда счастья для всех и иррациональная вера в то, что это счастье для всех скоро наступит, рано или поздно, и что рай, несмотря на все испытания, все–таки настанет. В этом отношении фильмы Пырьева лежали в русле того явления, которое мы называем «русская идея» (Ковалов, 2011).
Мнения зрителей XXI века о «Кубанских казаках» четко делятся на «за» и «против»:
«За»:
«Один из самых многострадальных советских фильмов. Сначала Хрущев обвинил эту комедию во всех смертных грехах, и где–то с 1960 года до середины 70–х годов фильм исчез. В семидесятые под насмешки интеллигенции фильм все–таки выпустили в прокат, а в конце 80–х на картину накинулась либеральная часть интеллигенции. Помню, как в одной из телепередач одна умная дама, профессорша с серьезным видом убеждала нас, что все это ложь. Эту даму было жаль. Она не понимала, что искусство должно, прежде всего, преображать мир, нести добро и радость. Зачем умножать зло, когда его и так хватает. Зачем доводить людей до отчаяния, а наше кино в перестройку этим и занималось» (Кинолюбитель).
«Это прекрасный фильм и очень светлый. Ну и что с того, что многие его называют сказкой о социализме?.. Вы еще сделайте нечто подобное о так называемом капитализме. Пусть это пропаганда, пусть – что угодно. Только почему–то очень светлое и чистое остается в душе после его просмотра. Удивительное кино» (Астра).
«Очень нравится этот фильм! Мажорный, яркий… У Пырьева есть свое зерно. Каждый из его фильмов имеет свой положительный момент. Не нужно углубляться в детали и искать какую–то недействительность или расхождения с реальными событиями, происходящими на Кубани в то время, о котором повествует этот фильм. Я, вообще, не сторонник подобных анализов, причем в любом жанре искусства. Нужно просто смотреть и наслаждаться. Это отдых для души! … Этот фильм уводит и вдохновляет, а это немало! Задача режиссера выполнена» (С. Гриненко).
«Против»:
«Очень многих весь этот пырьевский фильм рассмешил. И не столько юмором, сколько абсолютно запредельной концентрацией фальши на один квадратный метр экранного пространства . Чувства меры явно не хватило Ивану Александровичу: ну куда столько ''энтузиазма''? Столько наигранных улыбок и практически беспричинного смеха?» (В. Маслов).
«Плюнули на народ те, кто ради так называемой коллективизации уморил голодом миллионы людей. А потом снимал эти мифы. Результат: оболваненный "советский человек"… Не стоит пессимизировать действительность. Это любимый прием коммунистов: то они царскую Россию выставляли за затхлую окраину мира, теперь вот пытаются всех уверить, что все мы живем только благодаря тому, что было при них создано. В общем, сплошная ложь, как в этом фильме. Плюнул я не на народ, а на тех, кто эту ложь снимал и по указке самозванных властей компостировал народу мозги, получая от этой власти награды и звания» (Алан).
Киновед Александр Федоров
Осторожно, бабушка! CCCР, 1961. Режиссер Надежда Кошеверова. Сценарист Константин Исаев. Актеры: Фаина Раневская, Ариадна Шенгелая, Людмила Маркелия, Светлана Харитонова, Нина Ургант, Юлиан Панич, Леонид Быков, Сергей Филиппов, Ролан Быков и др. 40,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Надежда Кошеверова (1902–1990) поставила 19 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Аринка», «Весна в Москве», «Золушка», «Каин XVIII», «Медовый месяц», «Осторожно, бабушка!», «Сегодня – новый аттракцион», «Укротительница тигров», «Шофёр поневоле») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Надежда Кошеверова прославилась «Золушкой» и «Укротительницей тигров», хотя на ее счету было еще немало популярных фильмов (в основном – в сказочном жанре).
Однако самым кассовой, вошедшей в первую сотню самых популярных фильмов СССР, у Н. Кошеверовой стала комедия с Фаиной Раневской «Осторожно, бабушка!», в год выхода на экран буквально разгромленная кинокритиками.
Киновед Марина Жежеленко писала, что «и режиссер, и сценарист К. Исаев в этой комедии пытались приспособиться к требованиям нового времени. Здесь юной Лене, только что назначенному директору еще не достроенного Дома культуры, бюрократические строительные организации ставят препоны, перебрасывая рабочих на другой объект. На помощь Лене приходит ее бабушка (Ф. Раневская), участница еще гражданской войны, которая призывает своих друзей, старых большевиков, достроить Дом культуры. Старики красят, белят и т.д. И тут молодежь, приятели Лены, устыдились и тоже засучив рукава взялись за дело. Дом культуры был достроен вовремя. В те годы тема передачи эстафеты «ленинской гвардии» сегодняшним юным была весьма популярной. … Не спасло и участие Раневской» (Жежеленко, 2008: 61).
Впрочем, и многие сегодняшние зрители к этому фильму относятся без восторга:
«Мне «Осторожно бабушка!» показалась одной из самых слабеньких комедий, где только одна Раневская и вытягивает надуманные и примитивные сцены фильма. А актёры – трое друзей тоже выглядят как то нелепо на фоне симпатичных молоденьких героинь уже зрелыми мужиками» (Мими).
«Фильм очень слабый. Даже Раневская не спасает. Мне скучно» (Надьза).
«Да простят меня поклонники фильма, он действительно слабоват, несмотря на прекрасных актеров, видимо это вина сценария. В те годы было много замечательных, смешных и не примитивных комедий, но "Бабушка", увы, к ним не относится» (А. Мак).
«Фильм считался слабым со дня выхода на экран. Увы, это так. Другое дело, что сейчас людьми, после просмотра современной чернухи, овладела ностальгия по старому советскому кино» (Дальний)
Но, разумеется, у комедии «Осторожно, бабушка!» и в наши дни есть немало сторонников в зрительской аудитории:
«Замечательный фильм. Он один стоит дороже всей шелухи западной, да и отечественной» (Ю. Агапов).
«Люблю эту прекрасную добрую комедию, с любимыми актерами» (Раиса).
«Хороший фильм, но я бы смотрела его только из–за Раневской, обожаю эту актрису!» (С. Войтюк).
«Хороший, добрый, музыкально–комедийный фильм про любовь, про молодых энтузиастов, и про ветеранов, которые не хотят отставать от молодых. Я думаю, его нужно смотреть каждому. Я обожаю эту ленту … за то, что в нем участвуют: моя любимая Фаина Раневская и моя любимая Ариадночка Шенгелая, а также Сергей Филиппов и оба Быковых. … Ариадна Шенгелая отличалась редкой интеллигентной красотой, а Раневская острым–преострым умом и своеобразным актерским стилем, присущем только ей и никому более» (Людмила).
Киновед Александр Федоров