Каждый человек сталкивается с критикой в свой адрес – как конструктивной, так и нет.
Однако не все способны адекватно воспринимать замечания, даже обоснованные. Одни обижаются и расстраиваются, другие выходят из себя, что неизменно приводит к конфликту. Чтобы не испортить настроение себе и окружающим, стоит научиться правильно реагировать на критику. В этом помогут советы психологов.
Как реагировать на обоснованную критику.
Некоторым людям свойственно остро реагировать, если кто-то укажет им на их ошибки. Болезненная реакция может быть следствием комплексов, страхов, неуверенности в себе, пережитого в прошлом негативного опыта либо, напротив, раздутого самомнения, когда человек не желает признать, что он в принципе может быть неправ.
Если замечания, которые вам высказывают, обоснованны и выражены в корректной, вежливой форме, это конструктивная критика. Это не способ унизить человека или продемонстрировать своё превосходство над ним.
Конструктивная критика: похвала, замечание что сделано некорректно и объяснение, как нужно сделать.
Её следует воспринимать как повод для самосовершенствования. Разбор ошибок и взгляд со стороны дают возможность узнать что-то новое, научиться более эффективно решать поставленные задачи. Конструктивная критика выводит на новый уровень, расширяет возможности для роста и развития, позволяя в следующий раз получить более качественный результат.
Пример конструктивной критики: «Ты- молодец, что быстро закончил проект, только есть небольшие уточнения. Вот это и это стоит делать так, чтобы было еще лучше».
Как себя вести:
1. Сначала выслушайте до конца, затем отвечайте.
2. Поблагодарите за обратную связь и совет.
3. Не скрывайте эмоции: если замечания вас расстроили, не пытайтесь сделать вид, что всё в порядке.
4. Будьте вежливы, не грубите.
5. Не пробуйте в ответ на критику называть какие-либо недостатки собеседника.
6. Задавайте вопросы. Если вам указали на то, что вы что-то сделали не так, спросите, как сделать правильно.
7. Обдумайте замечания, примите их во внимание и попробуйте применить советы на практике.
Как реагировать на деструктивную критику.
К сожалению, не всегда замечания, которые мы получаем, обоснованны. Иногда собеседник действительно преследует лишь одну цель: задеть за больное, вызвать негативные эмоции, заставить сомневаться в себе.
Отличить деструктивную критику можно по следующим признакам:
1. Она высказана в грубой и неэтичной форме.
2. Она исходит от человека, который вообще не имеет права вас критиковать.
3. Она направлена на вашу личность, а не на действия;
4. Она содержит исключительно оценочные суждения, а не факты;
5. Она не даёт руководства к действию.
Пример деструктивной критики: «Работа сделана плохо! Всё не так! Вы вообще не профессионал! Переделайте!» или такой пример деструктивной критики: «Ты неправильно моешь полы!».
Как себя вести:
1. Сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь эмоциям.
2. Игнорируйте деструктивную критику, если это возможно. Продолжайте заниматься своими делами, не придавая значения неуместным замечаниям.
3. Опровергните критику, приведя логичные аргументы в пользу своей правоты.
4. Вступите в диалог, попросив научить вас, как нужно сделать правильно.
5. Если человек регулярно критикует вас без оснований, сведите общение с ним к минимуму.
Удачи вам в работе над собой!
Автор: Юлия Таланцева
Психолог, Клинический психолог Семейный
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru