Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Внесение изменений в ПНООЛР в случае изменения контрагентов, которым в соответствии с ПНООЛР должны передаваться отходы

Необходимо ли внесение изменений в ПНООЛР в случае изменения контрагентов, которым в соответствии с ПНООЛР должны передаваться отходы?

Отвечает Генеральный директор Центра Кокотов Борис:

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ФЗ «Об отходах производства и потребления») в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с п. 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50 (далее – Порядок) (утратил силу с 1 января 2021 г.) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В соответствии с п. 7 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349 (далее – Методические указания) (утратили силу с 1 января 2021 г.) в целях подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период, хозяйствующими субъектами (их филиалом(ами) или обособленными подразделениями) ежегодно составляется и представляется в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора технический отчет по обращению с отходами.
В соответствии с п. 8 Методических указаний технический отчет по обращению с отходами составляется с целью:

  • подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период;
  • подтверждения фактического использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам отходов, образовавшихся за отчетный период.

В соответствии с абз. 1 п. 11 Порядка (в редакции, действовавшей с 22 февраля 2011 года по 2 февраля 2015 года) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 4 данного Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В соответствии с п. 35 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703 (действовал с 25 апреля 2008 г. по 09 февраля 2015 г., утратил силу в связи со вступлением в силу Приказа Ростехнадзора от 12 августа 2014 г. № 358) технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами подтверждает, что сведения о перечне, свойствах и количестве разрешенных к размещению отходов, внесенные в ПНООЛР, не изменились в течение отчетного периода (года) в связи с неизменностью технологических процессов и использованного сырья.
Таким образом, условием действия документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (в период до 2 февраля 2015 года) являлось ежегодное подтверждение техническим отчетом неизменности производственного процесса и используемого сырья.
При этом с 3 февраля 2015 года технический отчет не является подтверждением неизменности производственного процесса и используемого сырья.
На основании изложенного уменьшение количества отходов, переданных для размещения в отчетный период для целей составления технического отчета, с 3 февраля 2015 г. не имеет самостоятельного правового значения.
При этом с 1 января 2021 года вступили в силу:

  • Приказ Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;
  • Приказ Минприроды России от 7 декабря 2020 г. № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Необходимо отметить, что указанными нормативными правовыми актами представление технического отчета по обращению с отходами не предусмотрено.
При этом Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от 7 декабря 2020 г. № 1021) не содержат положений, устанавливающих необходимость внесения изменений в ПНООЛР в случае изменения организаций, которым передаются отходы.
В соответствии с п. 18 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1029) утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение подлежат переоформлению в случаях:

а) изменения сведений, содержащихся в заявлении индивидуального предпринимателя или юридического лица, в том числе:

  • изменения наименования юридического лица;
  • изменения организационно-правовой формы юридического лица;
  • изменения места нахождения юридического лица;
  • изменения фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность;

б) изменения данных об объектах размещения отходов - самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и (или) об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения.

Таким образом, в случае изменения контрагентов которым в соответствии с ПНООЛР должны передаваться отходы, – обязанность по внесению изменений в ПНООЛР и получению нового документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо внесению изменений в комплексное экологическое разрешение отсутствует.
Указанный вывод подтверждается в т.ч. Письмом Росприроднадзора от 8 ноября 2013 г. № АА-03-03-32/16634 «По вопросу изменения контрагентов, указанных в ПНООЛР».
В соответствии с правовой позицией, изложенной в указанном Письме при смене организацией контрагентов, осуществляющих обезвреживание, использование и транспортировку отходов, переоформление и утверждение новых нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не требуется.
На основании изложенного изменение контрагентов, которым в соответствии с ПНООЛР должны передаваться отходы, – не является нарушением действующего законодательства.