На 75-м году жизни ушла заслуженный художник России Людмила Богатова
2005 год, безусловно, оказался для Людмилы Ивановны поворотным. Тогда отмечалось 750-летие Калининграда, и символом юбилея «назначили» Королевские ворота. Впервые после войны их отреставрировали, создав здесь новый музей. А одним из первых его экспонатов стал хранитель городских ключей – Прусский кот, которого изваяла Богатова.
На 750-летие приехал президент РФ. Осматривая экспозицию в Королевских воротах, Владимир Путин обратил внимание на Прусского кота. И даже погладил его – на удачу, на счастье. Так Прусский кот стал знаменитостью. А имя его автора теперь порой знают даже те, кто далёк от любого вида искусств.
Потом Людмила Ивановна создала ещё одного кота – для Фридрихсбургских ворот. Но № 2 более традиционен. Ему сложно конкурировать с гротескным старшим братом, который уже давно известен далеко за пределами янтарного края. Его бесчисленные копии охотно покупают туристы. Так что Прусского кота можно встретить не только по всей России, но и во многих других странах.
– Наверняка она и сама по жизни кошатница, – говорили про неё. И очень удивлялись, что «мама» Прусского кота на самом деле – собачница.
– Дома у меня живут две собаки, – призналась она, в частности, во время празднования своего 70-летия.
Сильно удивлялся народ и узнавая о том, что ставший звездой Прусский кот – всего лишь штрих к портрету заслуженного художника РФ Людмилы Богатовой. Творческий диапазон которой соответствовал фамилии.
Её родители – потомственные железнодорожники. Прокладывали стальные магистрали в Средней Азии. Там и родилась у них дочка.
Ещё маленькой она начала рисовать картины и лепить из пластилина скульптуры, удивляя окружающих тем, как здорово у неё получалось. Сперва училась в художественной школе, затем – в институте, на книжного графика. Во время учебы познакомилась со скульптором Олегом Сальниковым. И с тех пор два талантливых мастера шли по жизни вместе, часто вместе и создавая свои произведения.
В Ташкенте у них всё складывалось удачно, уезжать оттуда и не думали. Однако в 1991 году распался СССР, и семья, которой ещё вчера гордился Узбекистан, вдруг стала там чужой. «Бегство» – таким жёстким словом определяла Людмила Ивановна то, как они с супругом были вынуждены спешно покинуть Ташкент. Многое пришлось бросить…
Почему поехали именно в Калининград?
– По наитию, – говорила Богатова. – Откуда-то из Прибалтики были наши предки.
Новая жизнь на новом месте – всегда непросто. Особенно если эту новую жизнь навязали, а ты – уже взрослый, сложившийся человек. Но переехав в Калининградскую область, они ни разу об этом не пожалели, обретя здесь, без преувеличения, новую родину.
Людмила Ивановна была главным художником Калининграда, затем много лет работала в издательстве «Янтарный сказ». Последнее время преподавала на кафедре «Рисунок» местного филиала Московского государственного университета технологий и управления. И при этом по-прежнему была «играющим тренером». Активно творила как скульптор, как график, как живописец. А на днях вот Богатову и Сальникова попросили отреставрировать скульптуру «Мальчик на дельфине», которая была найдена на берегу реки Преголи. Теперь эту работу Олегу Васильевичу придётся делать уже одному…
В скульптурах и картинах Богатовой – и древность, и современность. Строгий реализм – и вдруг нечто причудливое. Люди из народа – и мировые знаменитости. К слову, последним часто перепадало от щедрот фирменного авторского юмора. Судить о чём можно даже по названиям. «Не грустите, господин Эйнштейн». «Где Вы, доктор Ватсон?» «Царь. Просто царь». Конечно, не могла Людмила Ивановна обойти «наше всё» для калининградцев – Иммануила Канта. У неё набрался целый цикл работ, связанных с великим философом. И одно из произведений, посвящённое его «Критике чистого разума», художник назвала так: «Опять никто ничего не понял»…
А рядом – работы совсем другого настроения. Скажем, памятный знак «чернобыльцам» на Гвардейском проспекте. Или надгробный памятник на могиле актёра Тахира Матеулина. А вот – «Бородинский хлеб». Его, кстати, можно встретить не в одном российском городе. Необычная скульптура многим пришлась по душе, заказывают копии.
Впрочем, описывать скульптуры-картины – занятие неблагодарное. Как говорится, лучше один раз увидеть. Правда, многое из богатого наследия Богатовой увидеть своими глазами не так-то просто. Как, например, её памятник Петру I.
В конце 90-х был заказан петровский монумент для Балтийска. Но по ходу дела возникло сомнение: будет ли заказ выполнен в срок? И Людмилу Иванову попросили сделать свой вариант – на всякий пожарный. Выручила, сделала. Что, возможно, подстегнуло коллег, которые изначально получили этот заказ. В итоге в Балтийске стоит всё-таки их вариант царя-реформатора. А что же богатовский Пётр?
Посольство РФ в Великобритании объявило конкурс на памятник первому российскому императору. В нём приняли участие такие мэтры, как Михаил Шемякин, в жюри был даже представитель семьи Романовых. Однако когда судьи увидели проект нашей землячки, все в один голос сказали: вот то, что нужно!
Но если сам памятник в Лондон ещё можно было доставить на самолёте, то гораздо более весомый постамент – уже только по воде. Выручил Владимир Егоров, который в ту пору командовал Балтийским флотом (а потом стал губернатором Калининградской области).
– Делегация Балтфлота тогда как раз должна была нанести визит в эту страну, – рассказывал Егоров. – И флагман БФ эсминец «Беспокойный» взял постамент на борт.
Так старейший флот России помог увековечить память о своём отце-основателе. К слову, монумент из Калининграда, установленный на территории посольства, стал первым памятником Петру I во всей Англии. «Виват Богатова!» – сказали бы, наверное, в петровские времена.
К сожалению, случались в творческой биографии Людмилы Ивановны и нереализованные проекты. А с памятником Владимиру Высоцкому вышло вовсе некрасиво. Над созданием этого монумента для Калининграда Богатова увлечённо работала вместе с супругом. 1 ноября 2002-го состоялась презентация гипсовой модели. Её одобрили, вскоре гипс должна была сменить бронза. Однако время шло, а дело не двигалось.
И вдруг весной 2006-го стало известно, что в День города долгожданный памятник будет открыт. Только он почему-то был уже другой. А имя нового автора скрывалось…
Автором «гориллообразной» фигуры, которую ныне можно лицезреть в Центральном парке, оказался некий Бахтияр Саипов. Одно время он работал форматором-увеличителем у Богатовой и Сальникова. При этом явно считал себя способным на нечто большее.
Как получилось, что в последний момент его «шедевр» оттеснил действительно стоящую работу, история до сих пор умалчивает. Но кто знает, возможно, однажды в Калининграде будет установлен другой Высоцкий. Тот, которого на самом деле должны были открыть в Центральном парке 1 июля 2006-го. КП