Многие убеждены, что масляные фильтры тонкой очистки лишь немногим сложнее марлевой маски. Действительно, нет в этих расходниках ни прецизионных механизмов, ни даже самого простого чипа. Заполнить, вроде бы, простейший металлический «стакан» фильтрующей начинкой из бумаги, натуральных или синтетических волокон по силам любой мастерской в подворотне. Или нет?
Судя по количеству случаев, когда ДВС отправлялся на капиталку из-за откровенно «левого» или некачественного масляного фильтра, простота этого элемента лишь кажущаяся. Будь иначе, из-за огромного количества производителей такие расходники стоили бы копейки, но на ценниках мы видим другие суммы. А, собственно, почему?
Начнем с того, что технологиями изготовления фильтрующей шторы обладают в мире считанные компании. Такие материалы должны иметь исключительно точно просчитанные показатели пористости, чтобы, с одной стороны, улавливать мельчайшие металлические частицы износа деталей, пыль и прочие абразивные примеси, которые образуются при неполном сгорании топлива и остающегося в камере сгорания небольшого количества масла, а с другой – не препятствовать свободной циркуляции лубриканта во избежание чреватого задирами масляного голодания. Кроме того, от фильтрующих материалов требуется стойкость к высоким температурам и химически агрессивной среде. Наконец, правильно упаковать штору оптимального размера в металлический корпус – тоже целое искусство. Поврежденный фильтрующий элемент будет расслаиваться и забивать масляные каналы с понятными последствиями для двигателя.
В точной калибровке в зависимости от модели ДВС нуждается и перепускной клапан (он же предохранительный, он же обводной, он же байпасный). Ошибка в одну сторону приведет к тому, что масло через постоянно открытый клапан пойдет в двигатель, минуя фильтрующий элемент, в другую – к блокировке клапана в ситуации, когда штора забита и «прямоток» становится меньшим из зол по сравнению с прекращением подачи масла под нужным давлением. Для некоторых особо нежных механизмов, вроде фазовращателей, перевод на голодный паек может быстро обернуться летальным исходом. Ничего хорошего не сулит и отсутствие (ради удешевления производства) противодренажного клапана, призванного предотвращать слив масла из корпуса фильтра при заглушенном моторе. Без такого помощника при каждом пуске двигатель 5-7 с будет работать на сухую, и его износ многократно усилится.
На глазок не выйдет проверить качество не только шторы и клапанов, но даже «стакана» фильтра, если речь не идет о явных дефектах, вроде трещин в местах вальцовки и следов сварки. Между тем, корпус из слабого металла, не выдержав резкого повышения давления в маслосистеме, может раздуться и дать течь…
Неприятно, но не смертельно, если обращать внимание на индикатор, предупреждающий о падении давления масла, и звук работы двигателя. Впрочем, отделаться легким испугом и минимальными тратами на «устранение последствий» удастся лишь тем, кто не скупится на приобретение качественного моторного масла. Сочетание бурды и контрафактного масляного фильтра – смертельная комбинация для ДВС.
Вопрос в том, как не нарваться на подделку после ухода производителей смазочных материалов под раскрученными брендами с российского рынка. Альтернативы в виде масел от компаний-ноунэймов или поставляемых по не вполне прозрачным каналам параллельного импорта особого доверия не вызывают. Не все однозначно и с продукцией отечественных компаний, вынужденных заменить ряд компонентов, которые импортировались из недружественных стран, «политкорректными», в основном китайскими.
Но выход есть. «Аллея Групп» — известная российская компания, дистрибьютор топовых европейских и азиатских смазочных материалов, наладила официальные поставки моторных масел от южнокорейской SHL Co. Ltd., являеющейся ведущим поставщиком ГСМ для промышленности Страны утренней свежести, и в частности, для на сборочные конвейеры корейских автоконцернов. Имея за плечами более чем полувековой опыт деятельности и располагая собственным исследовательским центром, SHL Co. Ltd. сегодня поставляет технологии и моторные масла своего производства более чем в 20 стран, включая Индию, Китай и даже исключительно разборчивую Японию.
В России южнокорейская компания предлагает линейку разработанных три года назад полностью синтетических масел The Beast, что в переводе с английского означает «Зверь». Использующему высококачественные базовые масла в сочетании с продуманным пакетом высокотехнологичных присадок лубриканту по зубам любые задачи. Идет ли речь о бензиновых и дизельных турбомоторах, легкотопливных многоклапаных ДВС, работающих на обедненной смеси, двигателях со сложными системами нейтрализации отработавших газов или силовых установках гибридов, в линейке The Beast найдется оптимальный вариант. Южнокорейский «Зверь» не спасует и перед LSPI. Этому коварному, разрушительному явлению преждевременного воспламенения рабочей смеси подвержены суперэкологичные бензиновые наддувные моторы малого рабочего объема, получившие распространение в последние годы. При этом масла The Beast отлично подходят не только для моделей корейских марок. Соответствие продукта SHL Co. Ltd. спецификациям BMW Longlife-04, GM DEXOS 2, Mercedes-Benz 229.31/229.51/226.5, Porsche A40, Renault RN0700/RN0710, VW 502.00/505.01 говорит о многом.
Наконец, «Зверь» из Юго-Восточной Азии не неженка. С показателями вязкости от 0W-30 до 5W-40 этим маслам не страшны температурные качели от -40º С до +40º С даже регионов с резко континентальным климатом. Так что если кто-то сознательно или волей обстоятельств использует некачественные масляные фильтры, у The Beast, похоже, найдутся силы, чтобы предотвратить – пусть и на время – превращение возникших в связи с этим проблем в нерешаемые.
Однако не стоит недооценивать значимость масляных фильтров. Для корректной работы двигателя важна не только смазка, но и работа фильтра, который не должен обесценивать работу присадок масла. Каким бы технологичным не было масло, если фильтр его не пропускает в должном количестве, то надолго его не хватит. Даже хорошее масло при масляном голодании не сможет долго защищать трущиеся элементы мотора, так как его (масла) там просто не окажется в какой-то момент.