Найти тему
Юрист-юморист

А чего это судья в носе ковырялся? Подать его сюда!

Изображение с сайта stylishbag.ru
Изображение с сайта stylishbag.ru

Вот вам, наверное, сразу смешно стало от заголовка одного. А я такие вещи иной раз в серьезных процессуальных документах читаю. Точнее, в тех документах, которые должны быть процессуальными и серьезными.

Есть такая категория клиентов-доверителей, которые считают, что качество работы юриста в суде определяется объемом написанных им жалоб и количеством заявленных ходатайств. Чем громче их представитель в суде вопит, чем толще пачка бумаг, которыми он размахивает, тем, значит, выше качество его работы.

Что там внутри этих жалоб, какими именно бумагами тычет представитель в лицо судье, о чем ходатайства, им заявленные и какое отношение они имеют к рассматриваемому делу - да вообще пофигу. Главное, что словеса умные и про справедливость много.

Четыре месяца назад обращается ко мне подписчица из родного города: сын у нее сидит за сбыт наркотиков. Давно сидит, пятый год уж заканчивается. Приговор вынесли - влепили парню 10 лет за покушение на сбыт наркотиков в значительном размере по части 3 статьи 228.1 УК РФ. Апелляцию прошли - без изменений, кассацию проскочили - нет нарушений в деле. Помогите, посмотрите, стоит ли в самый наш Верховный суд обращаться. Разумеется, категорический невиновник. Не брал, не продавал, подкинули, оговорили.

Понятно, оно всегда так. Привозите документы, будем разбираться.

Читаю приговор - ничего не понимаю.

У человека покушение на сбыт каки нехорошей в значительном размере. Плюс явка с повинной. Понятно, что сам по себе он ни с какой повинной не являлся, не бежал в отдел полиции своим пешком и не бил себя в грудь со словами о том, что он хочет немедленно сообщить о своей попытке сбыть наркотические средства неопределенному кругу лиц.

Нет. Судя по тексту приговора, его приняли в лесополосе около одной закладки, отобрали у него телефон, обнаружили в нем фотографии с других закладок, и он все эти самые места показал. Потому что вариантов не было. Это так в приговоре написано. Как там было на самом деле - понятия не имею: может, его там еще и уговаривали немного руками и ногами. Но явка в приговоре упоминается.

А если у человека и явка и покушение, то 10 лет по такой статье он получить не может - ну никак!

Щаз объясню.

Коли человек замысленное им страшное преступление до конца не довел, то максимальный срок, который ему суд может назначить, не превышает трех четвертей от максимального наказания, которое статьей предусмотрено. От 15-ти лет это получается 11 лет и 3 месяца. Это предел, который может быть назначен за покушение на сбыт наркотиков в значительном размере.

А ежели человек к тому же написал явку с повинной, то максимальный срок, который ему суд вправе назначить, не может быть выше двух третей от максимального наказания, предусмотренного за преступление, в котором он сознался. И от 11 лет и 3 месяцев это 7 лет и 6 месяцев лишения свободы, а никак не 10 годочков!

Но судья в приговоре берет и лепит человеку десятку с барского плеча.

Беру апелляционное определение - а суд апелляционной инстанции в упор этого не видит.

Оно и неудивительно. Наша местная уголовная апелляция - это нечто совершенно умопомрачительное. В девяти случаях из десяти там судьи на рефлексах решения выносят - удаление в совещательную комнату занимает примерно двадцать секунд. Но такое, блин, пропустить!

В кассации - та же самая история. Не усматривает кассационная коллегия никаких нарушений в вынесенных судебных решениях.

Может, я чего-то не понимаю? Может, я что-то не заметил? Может, что-то в законодательстве поменялось?

Все проверил, все перечитал, и тут натыкаюсь на фамилию защитника в приговоре и в определениях. И ситуация становится понятной и прозрачной.

Называть фамилию этого человека я не буду, потому что помер он около двух лет назад и больше никому навредить своей деятельностью околоюридической просто физически не сможет. Адвокатом он не был, позиционировал себя, как правозащитник, работал по уголовным делам, как и я, защитником наряду с адвокатом. Имелось ли у него юридическое образование - убейте меня, не знаю, но выступал этот товарищ всегда с размахом и помпой, целые спектакли в судах разыгрывал. И как-то раз, уже после его безвременной кончины от вируса заморского, довелось мне войти в дело, которое он вел с переменным успехом до меня три года.
Подготовленная им кассационная жалоба занимала девяносто две страницы двенадцатым кеглем с одинарным интервалом. В ней было написано...
В общем, в ней всё было написано.
Что судья во время процесса зевал и ковырялся в носу - было написано.
Что следователь во время допросов ухмылялся - было написано.
Что принципы отечественного судопроизводства не соответствуют всем международным конвенциям - было написано.
Что наше местное следствие погрязло в коррупции - тоже было написано!
Там главного не было написано: почему же именно обжалуемые им решения надо отменить и в чем их незаконность.
Он в просительной части указал, что требует от кассационного суда восстановить справедливость и выпустить осужденного на свободу.
Но знаете, что было самым страшным во всей той старой истории?
Когда я из всего этого ужаса сделал нормальную кассационную жалобу, в которой на пяти страницах описал те нарушения, которые в деле действительно были, мне мой тогдашний доверитель устроил жесткий разнос. Жесточайший.
Как это так - всего пять страниц? Что это за жалоба такая кассационная - на пять страниц? Да они там столько всего нарушили! Да судья меня вообще не слушал! Да они все подкинули, подстроили, подделали!
Да, возможно. Возможно - подкинули, подделали, подстроили. Но никаких доказательств в деле тому нет. Потому что даже если подкинули, подделали и подстроили, то сделали это очень и очень качественно. Зато в деле при судебном рассмотрении допущены жесткие нарушения закона, которые видны. Только их ваш предыдущий защитник, земля ему пухом, похоронил в девяноста двух страницах воплей о несправедливости и злобном умысле окрысившихся на вас правоохранителей. Потому что для вас, дорогой мой человек, важно было не качество его работы, а ее количество. Он вам количество и показывал, потому что иначе работать никогда не мог.
Ни один вменяемый судья не станет внимательно читать жалобу такого объема. Пролистает по диагонали и отдаст помощнику на подготовку отказа в удовлетворении. Потому что если в деле действительно есть какие-то нарушения, которые могут повлечь отмену или изменение судебного решения, то они умещаются на пяти, семи, много - десяти страницах жалобы. Все остальное - от лукавого. Хоть всю душу в этой жалобе излейте, хоть обпишитесь вашими претензиями к правосудию.
Хотите, чтобы я вот по этой жалобе работал? Я не стану. Я либо подаю свою - мотивированную, короткую и конкретную - либо вы ищете другого специалиста.
Он нашел. Нашел другого защитника, который за пятьдесят тысяч рублей подал готовую жалобу на девяносто две страницы, выступил в судебном заседании и пожал плечами, когда суд отказал в удовлетворении жалобы. А чего? Заработал человек, я его не осуждаю, особенно с учетом того, как доверитель настаивал на том, что жалоба должна быть подана именно в таком виде.

В нынешней истории - та же самая картина. Я когда фамилию того защитника увидел - спросил у подписчицы, остались ли у нее копии жалоб, которые покойный подавал.

Остались, чего ж не остаться. Вот они. Апелляционная на сорок одну страницу и кассационная на семьдесят. Почитайте, может пригодятся.

Почитал. Все, что угодно в тех жалобах есть, кроме главного: той самой чертовой явки, на которую три суда никакого внимания не обратили. Вот такой замечательный был специалист. И ведь денег прилично всегда за свои труды брал, умница такой.

Зато работу показывал. Много работы. Всем своим видом в судах всегда демонстрировал, как много он над делом трудится, сколько жалоб пишет, сколько ходатайств подает. Куда только не писал - разве что реально в "Спортлото" от него жалобы не уходили. Губернатору и президенту на судей жалобы писал. Потом клиентам пачками отказов в лицо тыкал и возмущался беспределом системы.

Честно сказать, когда я подписчице канала начал объяснять, что кассационная жалоба, которую подготовлю я, будет в разы меньше, я очень серьезно опасался, что и в этот раз наткнусь на непонимание и требование писать много и обильно. Ан нет: получилось довольно быстро объяснить, что в деле есть совершенно конкретные нарушения, которые надо описать коротко и предметно.

Жалоба вышла на четыре страницы.

И что мы имеем в итоге? В итоге мы имеем полученное на прошлой неделе подписчицей постановление судьи ВС РФ о передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции в связи с существенными нарушениями применения уголовного закона. Все, как по ноткам. В мотивировочной части постановления текст жалобы слово в слово переписали.

На выходе человек получит снижение срока минимум на два с половиной года. Можно будет сразу на УДО подавать - он в лагере не хулиганит, ведет себя прилично, так что все шансы имеет.

Я, конечно, понимаю, что непременно под этой статьей появится несколько комментариев, в которых будет написано, что юрист-юморист бессовестный, он всяких наркоторговцев защищает и помогает им на свободу выйти.

Нет, дорогие мои. Юрист-юморист защищает закон и право.

Причем старается защитить их не только от судей, которые иногда мышей не ловят, но и от таких вот... защитников.

Подробнее об авторе канала и о его контактах для получения консультации по юридическим вопросам можно узнать, нажав на эту ссылку.

Адрес электронной почты для связи с автором находится в шапке канала.