Наши жизни состоят, в том числе, и из моментов, в которых нас формируют взаимоотношения, общество и культура. Одна из наиболее непростых ролей, которые многие из нас осваивают с раннего возраста, – роль «хорошей девочки». Но как происходит этот процесс и почему многие из нас выбирают этот путь?
1. Воспитание и ожидания. В большинстве культур существуют определенные стандарты и ожидания, связанные с женским полом. С младенчества девочек учат быть послушными, заботливыми и отзывчивыми. Это проявляется в играх, книгах и поведении взрослых, с которыми они взаимодействуют.
Пример: "Лена, девочки не должны пачкать свою одежду. Почему бы тебе не играть во что-то менее грязное?". Таким образом подчеркивается, что девочки должны быть аккуратными и изящными, в отличие от мальчиков. А Лена, возможно, хотела лепить куличики из песка, но скоро откажется от подобных идей, чтобы соответствовать ожиданиям родителей.
Ещё пример: На праздник Катя могла просить машинку или конструктор, но часто получала пупсов или что-то вроде набора кукольной посуды со словами: «Ты же будущая мама и хозяюшка». При этом мама и папа заставляли её благодарить.
2. Поощрение "желаемого" поведения. Когда девочка проявляет послушание, далее часто следует поощрение в виде похвалы, ласки или подарков. Таким образом, дети учатся ассоциировать свое "хорошее" поведение с одобрением взрослых и стараются вести себя соответственно.
Пример: "Катя, как хорошо, что ты так тихо сидишь за столом. Такая воспитанная девочка!".
Ещё пример: "Оля, молодец, что поделилась своими игрушками. Ты такая добрая!".
3. Наказание за "неправильное" поведение. Если девочка проявляет независимость, упрямство или свойственные детям капризы, родители могут наказывать ее либо физически, либо эмоционально. Так, девочка учится тому, что ее естественные желания и потребности "неправильные".
Пример: "Ира, почему ты так упрямая? Иди в свою комнату и подумай о своем поведении."
Ещё пример: "Мало ли, что ты не хочешь. Ты должна делать, как я говорю! Или гулять не пойдёшь!".
4. Сравнение с другими. Сравнение с другими может стать почти ежедневной реальностью ребенка. Сравнивая своё дитя с другими, родители невольно ставят его в рамки определенного поведения, а ребенок привыкает и старается быть не собой, а кем-то еще. Чтобы родители любили.
Пример: "Соня, ты заметила, как Мария помогает своей маме? Может, тебе пора вести себя так же?".
Ещё пример: "Алина, посмотри на свою подругу Аню, она такая улыбчивая. Почему бы тебе не быть такой же?".
5. Подавление эмоций. "Девочки не кричат", "Настоящие девочки не злятся" – такие установки подавляют естественное проявление эмоций, заставляя ребенка прятать свои чувства и адаптироваться к ожиданиям окружающих.
Пример: "Тома, сейчас же прекрати плакать. Это не стоит слез».
Ещё пример: «Посмотри, какая ты страшная, когда злишься. А, ну, прекрати!».
6. Поиск одобрения дома. Все люди стремятся быть принятыми и любимыми. Когда девочка получает похвалу за «хорошее» поведение, она усваивает этот опыт и понимает, что такое поведение приносит ей блага в виде внимания и любви.
Пример: Дома маленькая Аня вне зависимости от того, что думает и чувствует, всегда старается ответить на вопрос мамы, так, как та хочет. Когда ей это удается, она получает похвалу и чувствует, в итоге, себя хорошо.
Ещё пример: Лена, хотя и очень любит, никогда не рисует при папе. Папа считает рисование баловством. Зато, когда папа дома, Лена старательно демонстрирует ему, как много она читает, поскольку тот несколько раз её за это уже похвалил.
7. Влияние социума за пределами семьи. С возрастом давление со стороны сверстников и общества усиливается. Быть «хорошей девочкой» часто означает избегание конфликтов, получение одобрения и укрепление своего социального статуса.
Пример: В старших классах, когда все обсуждают последние модные тренды, Вика считает необходимым купить такую же одежду и обувь, чтобы "быть как все", чтобы не быть отвергнутой одноклассниками. Если ей это удается, к ней относятся с одобрением.
Ещё пример: На рабочем месте Ольга старается всегда улыбаться и быть дружелюбной, даже если ей плохо, потому что это соответствует образу "хорошей" коллеги.
8. Защитный механизм. В мире, где женщинам часто грозит опасность или обесценивающее отношение, быть «хорошей девочкой» может стать способом защиты. Это может помочь избежать конфликтов, получить поддержку или даже просто облегчить себе жизнь, но маска «хорошей девочки» прирастает все больше.
Пример: На улице Татьяна старается вести себя скромно, не привлекать внимания, чтобы избежать неприятных ситуаций, а когда темнеет, она, по возможности, выбирает самую невзрачную одежду, которая самой и не нравится.
Ещё пример: В компании незнакомых людей Юлия часто соглашается со всеми, чтобы избежать конфликтов и непонимания.
9. Внутренние убеждения. С течением времени маска «хорошей девочки» может стать частью самоидентификации. Мы начинаем верить, что это настоящая наша сущность, и отпускать этот образ становится все труднее.
Пример: Надежда часто принимает на себя все хлопоты по дому, даже если ей тяжело, а муж постоянно играет в "танки", потому что считает, что это работы по хозяйству – это ее "женская" роль.
Ещё пример: Мила, работая в команде, никогда не предлагает свои идеи, потому что верит, что ее мнение может быть не так важно, как мнение других.
Как мы видим из примеров, маска "хорошей девочки" не возникает внезапно, ни с того, ни с сего. Соответствующие убеждения и поведенческие паттерны обычно уходят корнями в детство и лежат достаточно глубоко. Но осознание этих моментов – первый шаг к изменению и личному росту.
Вживание в роль «хорошей девочки» – не мгновенный процесс. Важно помнить, что под маской скрывается много живого и настоящего, жаждущего самовыражения и свободы. Осознав это, можно начать путь к своему истинному «Я» – путь освобождения от навязанных стереотипов, ожиданий и прочих сковывающих свободу ограничений.
Записаться на психологическую консультацию можно по телефонам и мессенджерам: +79609850834, +79963962674 и ЗДЕСЬ
Автор: Нестерова Лариса Васильевна
Психолог, Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru