Её сегодня называют «старой дамой», «пыльным пережитком», а то и «собранием усталых старых придурков» (Фредерик Бегбедер) или «моргом языка, полицией словаря». Вот уже 300 с лишним лет она занимается составлением словаря французского языка и в 2015 г. вышло только 9-е (!) издание, устанавливает языковые нормы, стандарты произношения и грамматики – Французская академия, основанная еще в 1635 г. Ришелье на основе литературного кружка, собиравшегося на ул. Сен-Мартен в доме королевского секретаря, поэта Валентина Конрара, не выпустившего ни одного стихотворения, но обладавшего большим авторитетом в литературных кругах.
Ришелье наделил литераторов уставом и придал их деятельности официальный характер, с тем чтобы они служили монархии, ну и контролировать так было легче. И он же даровал новой академии девиз – «К бессмертию», который сначала относился к их деятельности, а со временем перешел и на самих академиков, они и по сей день именуются «бессмертными», бывших академиков не бывает.
За время правления Людовика XIV было создано несколько академий:
Академия живописи и скульптуры начала действовать в 1649 г., но только после реорганизации Людовика и Кольбера в 1665 г. художники, как и литераторы, были поставлены на службу монархии, а значение и престиж Академии значительно возросли. Академия будет формировать и повышать профессиональное мастерство своих членов, устраивая для них специальные лекции: например, бессменный канцлер Академии художник ле Брен читает лекцию о физиогномике. Стать академиком можно было после одобрения представленных работ по выбранной членами Академии теме и жанру. Интересно, что до революции в Академию принимали женщин, а в 19 веке перестали: Катрин Дюшемен была принята в 1663 году, Элизабет Виже-Лебрен - в 1783 году.
Академия устраивала выставки, первая из них состоялась в 1667 г. в Пале-Рояль, под открытым небом, потом Людовик для выставок предоставит большую галерею Лувра и в 1699 г. будет выпущен первый каталог. С 1725 выставка переедет в Квадратный салон Лувра и навсегда получит название "Салон", тот самый, великий и ужасный, разрушитель надежд и антагонист художников второй половины XIX века, когда он станет довольно косной и негибкой структурой, как и сама Академия художеств.
В 1661 г., сразу после смерти Мазарини, Людовик основывает королевскую Академию танцев и предоставляет тринадцати ее членам, учителям танцев, своему, королевы, брата, привилегию преподавать, дабы довести искусство танца до совершенства. Эта Академия была создана по причине великой увлеченности монарха балетом, она была королевская, но не государственная, к тому же он считал, что при дворе мало людей, умеющих действительно хорошо танцевать. Людовик, «король танцоров», дебютировал в балете в 13 лет, а это эскиз костюма к «Балету ночи», проходившему в Париже в отеле Пти-Бурбон (1653), где Людовик в 15 лет впервые предстал в образе Аполлона, т.е. того солнечного божества, которое станет его символом и частью его мифа. Академия прекратила существование в 1780 г.
Академия надписей и медалей (позже переименованная в Академию надписей и словесности) образовалась в 1663 г. Шарль Перро, тот самый, сказочник, секретарь этой академии рассказывает, что сам король заявил академикам во время заседания: «Вы можете судить, господа, о моем уважении к вам, поскольку я доверяю вам самое важное для меня в мире – мою славу». Эта академия действительно должна присматривать за памятниками, воздвигнутыми в его славу, выбирать статуи и их расположение в садах, мотивы гобеленов королевских покоев, программы картин. Она же корректирует буклеты оперы и придумывает девизы, увековечивающие деяния короля. После смерти Людовика XIV освобождается от этой миссии.
Про Академию наук уже немного говорили в Королевском саду растений, основана была еще Французская академия в Риме (1666 г.), принимавшая на обучение художников, выигравших по конкурсу поездку в Рим, Королевская музыкальная академия (1669 г.) и Королевская академия архитектуры (1671 г.). Все Академии, кроме музыки и танцев, похоже, к к. XVII в. размещались в Лувре, Людовик, не сильно жертвуя, отдавал им одно помещение за другим.
В 1793 г. все академии будут расформированы, создается институт с длинным революционным названием, целью которого было «совершенствование наук и искусств посредством непрерывных исследований, через публикацию открытий, через переписку с учеными и зарубежными обществами". В 1801 г. по приказу Наполеона эта объединенная структура переезжает из Лувра, окончательно ставшего музеем, ровно напротив, через реку по мосту Искусств, тоже построенному по приказу Первого консула, (о нем пару слов нужно будет сказать отдельно), в колледж Четырех наций и обоснывавается там под название Институт Франции, а в 1816 г. в эпоху Реставрации, новый король Людовик 18 возвращает прежние академии.
Итого, сегодня под крышей Института Франции на набережной Конти имеются: Французская академия, Академия наук, Академия надписей и изящной словесности, Академия изящных искусств и Академия моральных и политических наук (право, история, география, философия), основанная в 1795 г, отмененная Наполеоном и вновь открытая в 1836 г.
Под куполом бывшей часовни создали зал заседаний, все академики Института Франции имеют парадное одеяние, так называемый "зеленый костюм", который не зеленый, а просто вышит оливковыми ветвями и кажется таковым. Специальный костюм, как отличительный признак членов Института Франции они сами запросили и получили в 1801 г. Правильный костюм сегодня стоит примерно 30 тыс. евро, простой - около 15, сшитая во Вьетнаме подделка - все равно около 5 тыс.
Кроме того, члены Института Франции носят мечи, на торжественных мероприятиях, при принятии в Академию, сегодня даже женщины могут себе позволить меч, если могут себе его позволить. Для приобретения мечей есть специальный фонд, который может взять на себя часть суммы, а остальное собирают по друзьям и родным. И он может быть любым, историческим, самурайским, сделанным на заказ у Картье. Откуда это традиция пошла не очень известно.
Вот такая организация сегодня занимает огромные помещения 17 века на набережной Сены. Над ней добродушно посмеиваются, серьезно критикуют. говорят о ненужности, особенно самой престижной Французской академии с ее словарем и ее неспешностью, называют словарь Библией, вскрывают финансовые злоупотребления и подают иски о клевете, хотят попасть в состав или категорически отказываются, пишут о ней книги, художественные, документальные и журналистские расследования, снимают, как вручную делают вышивку на парадных мундирах, в общем, жизнь под куполом не затихает, несмотря на всю пыль.
Про колледж Четырех наций здесь
И подписывайтесь на телеграм-канал, там бриллианты сейчас