Этот населённый пункт стоит в месте, где река Голубая (в прошлом Ауксине) впадает в Преголю (бывш. Прегель), а расстояние от него до городов Калининград, Советск и Нестеров примерно равны, что определяет его срединное положение на карте Калининградской области. Можно только поаплодировать тем, кто в 1946 году переименовал восточно-прусский Норкиттен в посёлок Междуречье. Во-первых, название точно определяет его географию. Во-вторых, ряд историков уверены, что именно через него проходила граница Малой Литвы, а значит он находится на ментальной и в какой-то степени языковой границе. Да и ещё множество этих исторических «между» делают посёлок одним из самых уникальных в нашем крае.
Начать повествование следует с того, что район современного Междуречья являлся обжитым очень задолго до начала Орденской эпохи. Археологические экспедиции доказали, что жизнь здесь началась ещё в эпоху бронзы, а в начале IX века, вероятно, была стоянка викингов. В этой части прусских земель исторически пересекалось два важнейших направления: судоходный торговый путь по реке Прегель и сухопутная дорога на юг (вдоль реки Ауксине) от солевых месторождений в Гросс Поннау (совр. Краснооктябрьское) и Заалау (ныне Каменское). Второй маршрут являлся весьма прибыльным, т.к. в те времена соль была «на вес золота».
Историки не сомневаются, что в период начала вторжения Тевтонского ордена на земли пруссов, из Натангии в Надровию было перенесено Ромове – резиденция языческого жреца Криве Кривайто, место жертвоприношений пантеону богов, главное святилище. Расхождения есть только в вопросе расположения нового культового места. Большинство считает, что во второй половине XIII века Ромове перенесли в Варапилс-Шлоссберг, а по мере продвижения рыцарей, языческий Верховный жрец ушёл дальше - на территорию Великого княжества Литовского.
Шлоссберг («Замковая гора») - прусское городище южнее Междуречья, находилось в районе современного посёлка Бочаги. Это большая (примерно 350х250 метров) и высокая (возвышается над рекой на несколько десятков метров) площадка с двумя валами (внешним и внутренним) разной высоты, которая располагалась в точке резкого и причудливого изгиба реки Ауксине. Сохранившиеся очертания укрепления-святилища и сегодня являются атмосферным местом и давят на каком-то мистическом уровне на любого, кто окажется в этих краях. Вероятно поэтому в Бочаги не зарастает тропа экстрасенсов и любителей всякого рода сомнительных ритуальных обрядов.
Есть мнение, что между современными посёлками Междуречье и Бочаги на закате Второго прусского восстания закончился мирской путь предводителя натангов Геркуса Мантаса. Его особо почитают в Литве, считая почти мифологическим героем, именем Мантаса названы улицы в Вильнюсе и Клайпеде, в последнем установлен памятник талантливому и смелому прусскому полководцу, бросившему вызов самому Тевтонскому ордену, который Геркуса и обучил всем военным хитростям (в детстве рыцари забрали его в Магдебург в статусе ребёнка-заложника). По этой причине в 1994 году несколько инициативных литовцев установили на холме, предполагаемом месте смерти Мантаса, памятник. Когда об этом узнала местная администрация, приняв это за политических жест, снесла несогласованный монумент. И в какой-то степени она была права, т.к. прямых доказательств, что смерть Мантаса связана именно с этой землёй нет, а вот косвенные …
Хронист Тевтонского ордена Петр из Дусбурга утверждает, что в 1273 году Геркус Мантас был схвачен и повешен на дереве, предварительно будучи проколотый мечом, братьями Генрихом из Сконеберга (комтур Христбурга) и Хельвиком из Гольбаха. О конкретном месте он не говорит, но позже на немецких картах, где сейчас располагается посёлок Привалово, появляется название горы Мангарбен (нем. Mangarben) или Мантегарбен (нем. Mantegarbe), в котором литовские историки улавливают связь с именем Мантаса. Калининградские же краеведы возражают, например, Кретинин Г.В. использует следующий аргумент: в немецком языке есть существительное «der mantel», которое он переводит как «опушка леса», поэтому Мантегарбен, по его мнению, следует трактовать не иначе как «гора, покрытая лесом».
С другой стороны, и не без основания, немецкие историки предполагают, что способ ухода из жизни Мантаса очень напоминает ритуальный. И логика в этом есть. Так прекрасно начинавшееся в 1260 году восстание к 1273 году подходило к своему завершению с плачевным для пруссов результатом. Генрих, хотя и был воспитан в христианстве, остался язычником и знал один способ изменить положение вещей: ещё со времён праотцов Прусской конфедерации Видевута и Брутено была заведена практика приношения себя в жертву ради исполнения прошения у богов удачи в боях и счастья потомков. Подобного рода ритуалы совершались исключительно в Ромове. Очень вероятно, что Мантас действительно отправился в эту местность близ современного Междуречья с целью совершения обряда самопожертвования.
Как бы то ни было, но даже если прусский вождь исполнил задуманное (а не был казнён), успеха это не принесло. Уже в следующем году самое крупное и длительное восстание было подавлено, а в 1275 году тевтонское войско под предводительством Конрада фон Тирберга разрушило священное городище, оставив от него лишь два вала. Языческие боги покинули это место.
Предположительно в 1380-1381 годах на возвышенности севернее прусской крепости, недалеко от Мангарбен, рыцари возвели орденское укрепление в виде небольшого замка. По всей видимости именно он и получил название Норкиттен (нем. Norkitten). Рядом начало формироваться одноименное поселение. Этимология не совсем понятна: возможно, происходит от слова «nerviketos» - «непотопляемый».
Известно, что в августе 1390 года в замке останавливался на ночлег Генри Дерби, будущий король Англии Генрих IV Болингброк, основатель Ланкастерской династии. Тогда он, сопровождаемый 32 рыцарями прибыл в Пруссию для того, чтобы поучаствовать в так называемых «Прусских путешествиях» (нем. preußische reisen) – походы, которые организовывали тевтонские рыцари на земли Великого княжества Литовского. Участие в таких мероприятиях позволяли иностранным рыцарям получить, скажем так, «международную» категорию, что повышало их военный статус и политический вес.
В 1440 году монахи Францисканского ордена, чей монастырь веком ранее был открыт в Велау (совр. Знаменск), построили для жителей Норкиттена первую кирху. «Серые братья» снабдили её всем необходимым для богослужений. А это значит, что к этому времени деревня разрасталась: здесь уже был трактир и несколько хозяйств.
После окончания Тринадцатилетней войны землю Норкиттена, ввиду опустошения Орденской казны, использовали в качестве платы за работу военным помощникам: в 1469 году Магистр Генрих Ройсс фон Плауэн передал замок и поселение близ него в собственность капитану немецких наёмников Феликсу Вальдману, который решил обосноваться в Пруссии и даже вложил средства в перестройку замка под усадьбу.
В 1521 году имением распоряжался секретарь последнего магистра Ордена Альбрехта Кристоф Гаттенхофен. Эта семья взяла шефство над кирхой, которую перестроили в 1600 году. Спустя 16 лет была достроена башня, которая в будущем уничтожит храм. Род Гаттенхофенов оставался собственником Норкиттена до 1721 года.
В 1655 году у пастора кирхи Норкиттена родился сын Кристиан Вальтер. На учёбу его отправили в школу Кнайпхофа, после чего он поступил в Кёнигсбергский университет, обучение продолжил в Лейпцигском и Йенском высших учебных заведениях. В 1702 году Бранденбургский университет во Франкфурте присвоил ему степень доктора богословия. С 1704 года Кристиан являлся преподавателем на теологическом факультете в своей альма-матер, став её ректором в зимнем семестре 1716-1717 годов.
Страшная чума 1709-1710 годов буквально опустошила восточные земли Пруссии. Ситуация была катастрофическая, поэтому ставший в 1713 году королём Фридрих Вильгельм I в начале своего правления посчитал улучшение демографии и возрождение сельского хозяйства первоочередной задачей. Он лично отправился в путешествие по «вымершим» владениям, взяв с собой в путь друга и одного из выдающихся полководцев своего времени – князя Леопольда Анхальт-Дессау, которому предложил выкупить и вернуть к жизни эти земли, в обмен на отмену налогового бремени.
Здесь стоит немного остановиться на личности человека, который вскоре добьётся перерождения «сибирской пустыни» (так эту местность после периода эпидемии называл окружной начальник Райнхардт). Леопольд родился 3 июля 1676 года в Дессау в семье бранденбургского фельдмаршала и князя Иоганна Георга II Анхальт-Дессау и его голландской супруги Генриетты Катарины Нассау-Оранской.
В 1698 году Леопольд начал личное правление в унаследованном княжестве Анхальт-Дессау, которое после Тридцатилетней войны влачило жалкое существование. Невзирая на то, что с детства отец занимался только его военным воспитанием, молодой князь смог проявить себя прекрасным управленцем и не только спас владения от полного банкротства, но и сделал их экономически успешными. Он инициировал и реализовал множество реформ в сфере сельского хозяйства, налогов, инфраструктуры.
Параллельно князь сделал головокружительную военную карьеру и считался главным армейским реформатором. В 17 лет Леопольд стал полковником Бранденбургского пешего полка, участвовал во всех важных войнах и сражениях государства того времени. Проявив себя не только мужественным бойцом, но и великолепным стратегом, уже в 1712 году в возрасте 36 лет был назначен королём Фридрихом I прусским фельдмаршалом (вторым в истории королевства).
Леопольд Анхальт-Дессау ввёл в прусской армии железный шомпол и усовершенствовал штык, унифицировал калибры орудий. Большое внимание уделял строевой подготовке пехоты, доведя её маневренность и скорострельность до подавляющего превосходства над противником: три шеренги могли делать по девять залпов в минуту, в то время, когда другие армии всё ещё использовали четыре шеренги и давали восемь залпов.
Фельдмаршал составил первый регламент для военных инженеров, руководил строительством многих крепостей, используя личный опыт написал пособие по их осаде. Невзирая на суровый нрав и навязываемую жёсткую дисциплину, солдаты и офицеры любили Леопольда, называя его ласково «Старый Дессауец» (нем. der alte Dessauer).
С полководцем был знаком и наш Пётр I, который отзывался о нём с симпатией, отмечал искренность и прямолинейность высказываний князя. Кстати, душевные качества позволили Леопольду повлиять на историю. В 1730 году прусский наследный принц Фридрих II бежал из казармы, воспротивившись требованию отца Фридриха Вильгельма I заниматься армейским делом и навсегда позабыть об искусстве и музыке. Король был готов даже казнить сына за дезертирство, но его отговорил князь Анхальт-Дессау, тем самым сохранив жизнь будущему легендарному Фридриху Великому.
Но вернёмся в 1721 год. Согласившись на предложение короля, Леопольд Анхальт-Дессау приобретает обширные владения от предместий Велау (совр. Знаменск) до Инстербурга (ныне Черняховск), включая и Норкиттен. Применяя все свои навыки управления княжеством и вкладывая немалые средства, он достаточно быстро добивается возрождения сельского хозяйства и помогает обжиться на новой земле прибывшим из Зальцбурга (по личному приглашению Фридриха Вильгельма I) переселенцам. Как и в армии, во своих владениях Леопольд тоже снискал почтение, а эту территорию в Пруссии стали называть «земли старика Дессау».
В 1731 году Норкиттен оказался в центре сильнейшего урагана. Он накренил башню кирхи, которая упала на неф. Храм пришлось строить заново. Леопольд настоял на том, чтобы новая божественная обитель была возведена по образу кирхи Георга в родном Дессау.
Так восточная провинция Пруссии в 1733 году получила необычное для этих мест строение: овальное оштукатуренное кирпичное здание с большими окнами в полукруглых арках. В 1746 году храм отреставрировали, внутри установили: плоский потолок, кафедру и алтарь в стиле рококо, орган. Два колокола разместили в построенной (в 1781 году) отдельно от кирхи фахверковой колокольни.
В 1737 году Леопольд Анхальт-Дессау серьёзно перестроил замок. Великий фельдмаршал и хозяйственник умер в 1747 году, поэтому не увидел разрушений своего господского дома и трагедии Восточной Пруссии в Семилетней войне …
Продолжение следует ...
© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
Друзья, нам важно знать, что материал вам нравится. Для этого подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, поставьте лайк.
P.S.: Подборка статей «История Междуречье-Норкиттен»:
- Часть 1: Священное Ромове, смерть Мантаса и «старый Дессауец», возродивший земли провинции.
- Часть 2: От Гросс-Егерсдорфа до наших дней.