Найти тему
ПОЗНАВАЯ ПРУССИЮ

Междуречье-Норкиттен (ч.1/2): Священное Ромове, смерть Мантаса и «старый Дессауец», возродивший земли провинции.

Этот населённый пункт стоит в месте, где река Голубая (в прошлом Ауксине) впадает в Преголю (бывш. Прегель), а расстояние от него до городов Калининград, Советск и Нестеров примерно равны, что определяет его срединное положение на карте Калининградской области. Можно только поаплодировать тем, кто в 1946 году переименовал восточно-прусский Норкиттен в посёлок Междуречье. Во-первых, название точно определяет его географию. Во-вторых, ряд историков уверены, что именно через него проходила граница Малой Литвы, а значит он находится на ментальной и в какой-то степени языковой границе. Да и ещё множество этих исторических «между» делают посёлок одним из самых уникальных в нашем крае.

Леопольд Анхальт-Дессау на фоне улицы Норкиттена, коллаж.
Леопольд Анхальт-Дессау на фоне улицы Норкиттена, коллаж.

Начать повествование следует с того, что район современного Междуречья являлся обжитым очень задолго до начала Орденской эпохи. Археологические экспедиции доказали, что жизнь здесь началась ещё в эпоху бронзы, а в начале IX века, вероятно, была стоянка викингов. В этой части прусских земель исторически пересекалось два важнейших направления: судоходный торговый путь по реке Прегель и сухопутная дорога на юг (вдоль реки Ауксине) от солевых месторождений в Гросс Поннау (совр. Краснооктябрьское) и Заалау (ныне Каменское). Второй маршрут являлся весьма прибыльным, т.к. в те времена соль была «на вес золота».

Историки не сомневаются, что в период начала вторжения Тевтонского ордена на земли пруссов, из Натангии в Надровию было перенесено Ромове – резиденция языческого жреца Криве Кривайто, место жертвоприношений пантеону богов, главное святилище. Расхождения есть только в вопросе расположения нового культового места. Большинство считает, что во второй половине XIII века Ромове перенесли в Варапилс-Шлоссберг, а по мере продвижения рыцарей, языческий Верховный жрец ушёл дальше - на территорию Великого княжества Литовского.

Ромове.
Ромове.

Шлоссберг («Замковая гора») - прусское городище южнее Междуречья, находилось в районе современного посёлка Бочаги. Это большая (примерно 350х250 метров) и высокая (возвышается над рекой на несколько десятков метров) площадка с двумя валами (внешним и внутренним) разной высоты, которая располагалась в точке резкого и причудливого изгиба реки Ауксине. Сохранившиеся очертания укрепления-святилища и сегодня являются атмосферным местом и давят на каком-то мистическом уровне на любого, кто окажется в этих краях. Вероятно поэтому в Бочаги не зарастает тропа экстрасенсов и любителей всякого рода сомнительных ритуальных обрядов.

Городище Варапилс-Шлоссберг, рисунок, авторы: Кроме и Грюнерт, 1935 г.
Городище Варапилс-Шлоссберг, рисунок, авторы: Кроме и Грюнерт, 1935 г.

Есть мнение, что между современными посёлками Междуречье и Бочаги на закате Второго прусского восстания закончился мирской путь предводителя натангов Геркуса Мантаса. Его особо почитают в Литве, считая почти мифологическим героем, именем Мантаса названы улицы в Вильнюсе и Клайпеде, в последнем установлен памятник талантливому и смелому прусскому полководцу, бросившему вызов самому Тевтонскому ордену, который Геркуса и обучил всем военным хитростям (в детстве рыцари забрали его в Магдебург в статусе ребёнка-заложника). По этой причине в 1994 году несколько инициативных литовцев установили на холме, предполагаемом месте смерти Мантаса, памятник. Когда об этом узнала местная администрация, приняв это за политических жест, снесла несогласованный монумент. И в какой-то степени она была права, т.к. прямых доказательств, что смерть Мантаса связана именно с этой землёй нет, а вот косвенные …

Казнь Геркуса Мантаса. Миниатюра XV век.
Казнь Геркуса Мантаса. Миниатюра XV век.

Хронист Тевтонского ордена Петр из Дусбурга утверждает, что в 1273 году Геркус Мантас был схвачен и повешен на дереве, предварительно будучи проколотый мечом, братьями Генрихом из Сконеберга (комтур Христбурга) и Хельвиком из Гольбаха. О конкретном месте он не говорит, но позже на немецких картах, где сейчас располагается посёлок Привалово, появляется название горы Мангарбен (нем. Mangarben) или Мантегарбен (нем. Mantegarbe), в котором литовские историки улавливают связь с именем Мантаса. Калининградские же краеведы возражают, например, Кретинин Г.В. использует следующий аргумент: в немецком языке есть существительное «der mantel», которое он переводит как «опушка леса», поэтому Мантегарбен, по его мнению, следует трактовать не иначе как «гора, покрытая лесом».

Геркус Мантас, Вымышленный образ, автор Каздайлис.
Геркус Мантас, Вымышленный образ, автор Каздайлис.

С другой стороны, и не без основания, немецкие историки предполагают, что способ ухода из жизни Мантаса очень напоминает ритуальный. И логика в этом есть. Так прекрасно начинавшееся в 1260 году восстание к 1273 году подходило к своему завершению с плачевным для пруссов результатом. Генрих, хотя и был воспитан в христианстве, остался язычником и знал один способ изменить положение вещей: ещё со времён праотцов Прусской конфедерации Видевута и Брутено была заведена практика приношения себя в жертву ради исполнения прошения у богов удачи в боях и счастья потомков. Подобного рода ритуалы совершались исключительно в Ромове. Очень вероятно, что Мантас действительно отправился в эту местность близ современного Междуречья с целью совершения обряда самопожертвования.

Валы, сегодня
Валы, сегодня

Как бы то ни было, но даже если прусский вождь исполнил задуманное (а не был казнён), успеха это не принесло. Уже в следующем году самое крупное и длительное восстание было подавлено, а в 1275 году тевтонское войско под предводительством Конрада фон Тирберга разрушило священное городище, оставив от него лишь два вала. Языческие боги покинули это место.

Предположительно в 1380-1381 годах на возвышенности севернее прусской крепости, недалеко от Мангарбен, рыцари возвели орденское укрепление в виде небольшого замка. По всей видимости именно он и получил название Норкиттен (нем. Norkitten). Рядом начало формироваться одноименное поселение. Этимология не совсем понятна: возможно, происходит от слова «nerviketos» - «непотопляемый».

Междуречье на карте Калининградской области.
Междуречье на карте Калининградской области.

Известно, что в августе 1390 года в замке останавливался на ночлег Генри Дерби, будущий король Англии Генрих IV Болингброк, основатель Ланкастерской династии. Тогда он, сопровождаемый 32 рыцарями прибыл в Пруссию для того, чтобы поучаствовать в так называемых «Прусских путешествиях» (нем. preußische reisen) – походы, которые организовывали тевтонские рыцари на земли Великого княжества Литовского. Участие в таких мероприятиях позволяли иностранным рыцарям получить, скажем так, «международную» категорию, что повышало их военный статус и политический вес.

В 1440 году монахи Францисканского ордена, чей монастырь веком ранее был открыт в Велау (совр. Знаменск), построили для жителей Норкиттена первую кирху. «Серые братья» снабдили её всем необходимым для богослужений. А это значит, что к этому времени деревня разрасталась: здесь уже был трактир и несколько хозяйств.

После окончания Тринадцатилетней войны землю Норкиттена, ввиду опустошения Орденской казны, использовали в качестве платы за работу военным помощникам: в 1469 году Магистр Генрих Ройсс фон Плауэн передал замок и поселение близ него в собственность капитану немецких наёмников Феликсу Вальдману, который решил обосноваться в Пруссии и даже вложил средства в перестройку замка под усадьбу.

Норкиттен на карте Восточной Пруссии.
Норкиттен на карте Восточной Пруссии.

В 1521 году имением распоряжался секретарь последнего магистра Ордена Альбрехта Кристоф Гаттенхофен. Эта семья взяла шефство над кирхой, которую перестроили в 1600 году. Спустя 16 лет была достроена башня, которая в будущем уничтожит храм. Род Гаттенхофенов оставался собственником Норкиттена до 1721 года.

В 1655 году у пастора кирхи Норкиттена родился сын Кристиан Вальтер. На учёбу его отправили в школу Кнайпхофа, после чего он поступил в Кёнигсбергский университет, обучение продолжил в Лейпцигском и Йенском высших учебных заведениях. В 1702 году Бранденбургский университет во Франкфурте присвоил ему степень доктора богословия. С 1704 года Кристиан являлся преподавателем на теологическом факультете в своей альма-матер, став её ректором в зимнем семестре 1716-1717 годов.

Леопольд Анхальт-Дессау.
Леопольд Анхальт-Дессау.

Страшная чума 1709-1710 годов буквально опустошила восточные земли Пруссии. Ситуация была катастрофическая, поэтому ставший в 1713 году королём Фридрих Вильгельм I в начале своего правления посчитал улучшение демографии и возрождение сельского хозяйства первоочередной задачей. Он лично отправился в путешествие по «вымершим» владениям, взяв с собой в путь друга и одного из выдающихся полководцев своего времени – князя Леопольда Анхальт-Дессау, которому предложил выкупить и вернуть к жизни эти земли, в обмен на отмену налогового бремени.

Здесь стоит немного остановиться на личности человека, который вскоре добьётся перерождения «сибирской пустыни» (так эту местность после периода эпидемии называл окружной начальник Райнхардт). Леопольд родился 3 июля 1676 года в Дессау в семье бранденбургского фельдмаршала и князя Иоганна Георга II Анхальт-Дессау и его голландской супруги Генриетты Катарины Нассау-Оранской.

Улица Норкиттена.
Улица Норкиттена.

В 1698 году Леопольд начал личное правление в унаследованном княжестве Анхальт-Дессау, которое после Тридцатилетней войны влачило жалкое существование. Невзирая на то, что с детства отец занимался только его военным воспитанием, молодой князь смог проявить себя прекрасным управленцем и не только спас владения от полного банкротства, но и сделал их экономически успешными. Он инициировал и реализовал множество реформ в сфере сельского хозяйства, налогов, инфраструктуры.

Параллельно князь сделал головокружительную военную карьеру и считался главным армейским реформатором. В 17 лет Леопольд стал полковником Бранденбургского пешего полка, участвовал во всех важных войнах и сражениях государства того времени. Проявив себя не только мужественным бойцом, но и великолепным стратегом, уже в 1712 году в возрасте 36 лет был назначен королём Фридрихом I прусским фельдмаршалом (вторым в истории королевства).

Леопольд Анхальт-Дессау.
Леопольд Анхальт-Дессау.

Леопольд Анхальт-Дессау ввёл в прусской армии железный шомпол и усовершенствовал штык, унифицировал калибры орудий. Большое внимание уделял строевой подготовке пехоты, доведя её маневренность и скорострельность до подавляющего превосходства над противником: три шеренги могли делать по девять залпов в минуту, в то время, когда другие армии всё ещё использовали четыре шеренги и давали восемь залпов.

Фельдмаршал составил первый регламент для военных инженеров, руководил строительством многих крепостей, используя личный опыт написал пособие по их осаде. Невзирая на суровый нрав и навязываемую жёсткую дисциплину, солдаты и офицеры любили Леопольда, называя его ласково «Старый Дессауец» (нем. der alte Dessauer).

Открытка из Норкиттена: Замок, кирха, гостевой дом, 1920 г.
Открытка из Норкиттена: Замок, кирха, гостевой дом, 1920 г.

С полководцем был знаком и наш Пётр I, который отзывался о нём с симпатией, отмечал искренность и прямолинейность высказываний князя. Кстати, душевные качества позволили Леопольду повлиять на историю. В 1730 году прусский наследный принц Фридрих II бежал из казармы, воспротивившись требованию отца Фридриха Вильгельма I заниматься армейским делом и навсегда позабыть об искусстве и музыке. Король был готов даже казнить сына за дезертирство, но его отговорил князь Анхальт-Дессау, тем самым сохранив жизнь будущему легендарному Фридриху Великому.

Убранство кирхи.
Убранство кирхи.

Но вернёмся в 1721 год. Согласившись на предложение короля, Леопольд Анхальт-Дессау приобретает обширные владения от предместий Велау (совр. Знаменск) до Инстербурга (ныне Черняховск), включая и Норкиттен. Применяя все свои навыки управления княжеством и вкладывая немалые средства, он достаточно быстро добивается возрождения сельского хозяйства и помогает обжиться на новой земле прибывшим из Зальцбурга (по личному приглашению Фридриха Вильгельма I) переселенцам. Как и в армии, во своих владениях Леопольд тоже снискал почтение, а эту территорию в Пруссии стали называть «земли старика Дессау».

-14

В 1731 году Норкиттен оказался в центре сильнейшего урагана. Он накренил башню кирхи, которая упала на неф. Храм пришлось строить заново. Леопольд настоял на том, чтобы новая божественная обитель была возведена по образу кирхи Георга в родном Дессау.

Кирха и дом пастора.
Кирха и дом пастора.

Так восточная провинция Пруссии в 1733 году получила необычное для этих мест строение: овальное оштукатуренное кирпичное здание с большими окнами в полукруглых арках. В 1746 году храм отреставрировали, внутри установили: плоский потолок, кафедру и алтарь в стиле рококо, орган. Два колокола разместили в построенной (в 1781 году) отдельно от кирхи фахверковой колокольни.

Фахверковая колокольня и кирха.
Фахверковая колокольня и кирха.

В 1737 году Леопольд Анхальт-Дессау серьёзно перестроил замок. Великий фельдмаршал и хозяйственник умер в 1747 году, поэтому не увидел разрушений своего господского дома и трагедии Восточной Пруссии в Семилетней войне …

Продолжение следует ...

© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).

Друзья, нам важно знать, что материал вам нравится. Для этого подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, поставьте лайк.

P.S.: Подборка статей «История Междуречье-Норкиттен»:
- Часть 1: Священное Ромове, смерть Мантаса и «старый Дессауец», возродивший земли провинции.
-
Часть 2: От Гросс-Егерсдорфа до наших дней.