Согласно данным окладных книг, усадебным местом по нынешней Садовой, 92 с 1856-го по 1882-й годы владел самарский мещанин Михаил Тимофеевич Колпин.
К началу 1880-х на обширном участке располагались двухэтажный деревянный дом на каменном полуэтаже по улице и хозяйственные постройки во дворе.
В 1884-м усадьба от наследников перешла к купеческому сыну Константину Федоровичу Плотникову. Новый хозяин в том же году, получив соответствующее разрешение, пристроил к дому со стороны двора двухэтажную террасу. Дальнейших усовершенствований не производил, а в 1887-м продал дворовое место купцу Ивану Николаевичу Александрову.
Александров, известный в Самаре как владелец одного из многочисленных кирпичных заводов, первым делом возвел в глубине усадьбы небольшой дом для собственной семьи – жены Екатерины Яковлевны, дочери Веры и сыновей Александра, Николая, Сергея и Василия.
Деревянный особнячок, скрытый от любопытных взглядов с улицы, снаружи украшала нарядная резьба, внутри – богатая лепнина потолков и стен.
3 июня 1888-го года Иван Николаевич, видимо, решив, что не годится просторной усадьбе и дальше пустовать, подал в городскую Управу прошение о возведении на принадлежавшем ему дворовом месте каменной лавки по Садовой с пристроенным со стороны двора жилым корпусом. 28 июня Управа разрешение выдала, и в 1889-м году одноэтажное с подвалом кирпичное здание с дворовым пристроем уже фигурировало в городских окладных книгах.
Возводилась «кирпичная» часть усадьбы не из изделий своего завода, а, как сообщают многочисленные клейма, из кирпича завода Федора Рябова.
Удивительный факт использования продукции конкурента вместо собственной объясняется просто, поскольку справочник «Фабрично-заводские предприятия Российской Империи на 1909 год» сообщает о кирпичном заводе Ивана Николаевича Александрова в Самаре следующее: «Год основания завода 1896 год, число рабочих 79 человек, годовое производство 19.000 рублей».
Архитектурное решение в стиле кирпичной эклектики отличалось пластичной пространственной композицией и гармоничным сочетанием декоративных элементов из фигурного кирпича и нового модного материала – бетона. Обращенный во двор главный фасад имел 4-частную композицию, сформированную выступами-ризалитами и уступами. Цокольный этаж отделялся карнизом из фигурного кирпича, лучковые окна цоколя с выступающей перемычкой и замковым камнем. раскрывались в приямки вдоль фасада.
В средней части раскрывался лучковый проем парадного входа, декорированный перемычкой с замковым камнем, окно над входом освещало лестничную клетку. Лучковые окна первого и второго этажей – широкие одинарные и узкие парные – декорированы перемычками с замковым камнем, подоконными карнизами с сухариками и прямоугольными нишами с поребриком. Этажи разделены карнизным поясом с сухариками, углы ризалитов скошены в виде расширяющихся кверху треугольников. В уровне венчающего карниза с сухариками углы ризалитов акцентированы элементами, напоминающими декоративные машикули.
Самый нарядный фасад, выходящий на Садовую, имел симметрично-осевую композицию. Цоколь отделялся карнизным поясом, три лучковых окна обрамляли по периметру наличники из фигурного кирпича, украшенные контрастными замковыми камнями с растительным орнаментом, выполненным методом бетонной отливки.
В той же технике выполнены кронштейны, капители с желобками- каннелюрами, пальметты в верхней части угловых пилястр. Над замковыми камнями расположены опирающиеся на узкие кронштейны полуциркульные дуги с декором из фигурного кирпича и поясом мелких зубчиков. Углы акцентированы каннелированными пилястрами на базах с квадратными нишами. Венчает уличный фасад фигурная аттиковая стенка над карнизом .
Слева к дому примыкает лучковая проездная арка, обрамленная по верхнему краю перемычки поясом из фигурного кирпича. Опирается арка справа на стену здания, слева – на кирпичную колонну, оформлением повторяющую угловые пилястры, венчается фигурной парапетной стенкой с волютами. Ниши в центре – крупная в середине и меньшего размера по обеим сторонам - изначально предназначались для размещения «защитных» икон.
Служил кирпичный особняк доходным домом с лавкой в уличной части и съемными квартирами в дворовой. По словам нынешних жильцов – потомков жильцов дореволюционных – среди квартирантов было много офицеров. Доставшийся Ивану Александрову от прежних владельцев незатейливый, но прочный и вместительный двухэтажный деревянный дом, выходящий на Садовую, тоже не пустовал, служа «ведомственным жильем». В нем находились комнаты рабочих хозяйского завода и домашней прислуги.
Весной 1907-го И.Н. Александров скончался. Дворовое место в июле перешло в совместную собственность его вдовы и детей, кирпичный завод возглавил сын Александр. В «Списке фабрик и заводов всей России на 1910 год» предприятие еще называется заводом Ивана Николаевича Александрова, год спустя тот же «Список» сообщал, что заводом владеет купеческий сын Александр Иванович Александров, причем выпуск продукции снизился вдвое, а число рабочих сократилось до 30 человек. В дальнейшем предприятие смогло вернуться к прежним объемам и упоминалось в справочниках до 1916-го года.
Совместное проживание в одной усадьбе хозяина, работников и квартирантов длилось до революции. Затем всякое строительство в городе и стране прекратилось, производство кирпича остановилось, завод закрылся, дома национализировалась, что стало с хозяевами – неизвестно. Можно предположить, что часть жильцов того времени никуда не переселилась и осталась на прежнем месте. Во всяком случае, жильцы нынешние хранят передаваемую из поколения в поколение историю усадьбы и ее бывших владельцев.
Этим летом музей имени П. Алабина открыл в сохранившем пространство и атмосферу дореволюционном дворе выставку-игру в рамках проекта «Сохранить как...», построенную на сюжетах жигулевских сказок