Найти тему

Проблемы соотечественников зарубежом

Источник: Новостной портал RUS.IS – об Исландии на русском
Источник: Новостной портал RUS.IS – об Исландии на русском

Впервые понятие «соотечественник» было официально определено в Декларации о поддержке российской диаспоры и о покровительстве российских соотечественников, утвержденной постановлением Государственной Думы от 8 декабря 1995 года № 1476 СЗ РФ. 1995. № 521.

В этом документе соотечественниками признаются выходцы из СССР и России и их прямые потомки, если они не являются гражданами Российской Федерации, которые заявили явным образом о своей духовной или культурно-этнической связи с Российской Федерацией или с любым из ее субъектов и подтвердили эту связь. При этом национальная и этническая принадлежность, язык, вероисповедание, род и характер занятий, место жительства данных лиц существенного значения не имеют.

Более четкое определение понятию «соотечественник» дал принятый в 1999 г. Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», регламентирующий основные направления деятельности в данной сфере, ее организационные формы и методы. В нем уже был отражен опыт накопленной работы с соотечественниками как в России, так и за рубежом.

Точной статистики по количеству этнических русских, проживающих за рубежом, нет. По некоторым данным, эта цифра составляет от 20 до 30 млн. человек.

Источник: составлено на основе данных Иммиграция, релокация, визовый центр Uway, https://visatravel.ru/about/
Источник: составлено на основе данных Иммиграция, релокация, визовый центр Uway, https://visatravel.ru/about/

Федеральный закон от 24.05.1999 г. № 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" дает следующие определения:

1. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
2. Соотечественниками за рубежом являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации.
3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства»

Особое внимание следует уделить пункту 3 и словам «к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации» и «в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР».

Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников основывается на принципах партнерства и сотрудничества, а также на признании:

  • неотчуждаемости и принадлежности каждому от рождения основных прав и свобод человека и гражданина;
  • необходимости обеспечения гражданских, политических, социальных, экономических, культурных и иных прав и свобод соотечественников, а также их законных интересов в государствах проживания в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • взаимодействия государств в области обеспечения прав и свобод соотечественников.

Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.

  • использовать русский язык и родные языки народов Российской Федерации для развития духовного и интеллектуального потенциала;
  • устанавливать и свободно поддерживать связи между соотечественниками и связи с Российской Федерацией, а также получать информацию из Российской Федерации;
  • создавать национально-культурные автономии, общественные объединения и религиозные организации соотечественников, средства массовой информации и участвовать в их деятельности;
  • участвовать в работе неправительственных организаций на национальном и международном уровнях;
  • участвовать в развитии взаимовыгодных отношений между государствами проживания и Российской Федерацией;
  • осуществлять свободный выбор места жительства или реализовать право на возвращение в Российскую Федерацию.

Российская Федерация содействует получению соотечественниками образования на русском языке и родных языках народов Российской Федерации, включая изучение российской истории и российского культурного наследия. Соотечественники имеют право на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательными правовыми актами Российской Федерации в сфере гражданства.

Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, принята указом Президента РФ 22 июня 2006 года. Программа направлена на переселение людей, оказавшихся после распада СССР за пределами РФ и желающих переселиться в Россию. 14 сентября 2012 года президентом В.В. Путиным был подписан указ, содержащий новую редакцию программы и сделавший её бессрочной.

Поддержка и помощь в реализации данной программы осуществляется Россотрудничеством. Государственной программой дополняется система мер, направленных на стабилизацию численности населения Российской Федерации, в первую очередь на территориях, стратегически важных для России.

Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - соотечественники), является одним из направлений решения демографической проблемы. Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.

Источник: составлено на основе данных Информационного портала о Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, https://pereselenie.com/
Источник: составлено на основе данных Информационного портала о Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, https://pereselenie.com/

Основные принципы:

  • добровольность участия соотечественников в Государственной программе;
  • финансовая обеспеченность мероприятий, предусмотренных Государственной программой, сочетание безвозвратного и возвратного принципов социально-экономической поддержки участников Государственной программы (переселенцев);
  • обеспечение баланса интересов переселенцев, принимающего сообщества, Российской Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также предпринимателей;
  • приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих рамочные условия и характер переселения, а также направленность этого процесса;
  • адресность государственных гарантий и социальной поддержки, обусловленность их предоставления соблюдением участниками Государственной программы условий участия в ней и социально-экономическими характеристиками субъектов Российской Федерации, разрабатывающих региональные программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников;
  • взаимосвязь содержания мероприятий, предусмотренных Государственной программой, с задачами государственного, социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации в целом и ее субъектов;
  • доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Государственной программы, объемах государственных гарантий и социальной поддержки, а также о социально-экономических характеристиках территорий, предлагаемых для переселения.

Основные факторы, мешающие выполнить программы по переселению: незавершенность процесса нормативно-правового обеспечения, отсутствие координации между ведомствами и субъектами Федерации, недостаточное информирование соотечественников о программе, отсутствие у работодателей необходимой мотивации для приема на работу соотечественников.

Однако, признается особо важным недопущение утраты культурного капитала у соотечественников, особенно у русскоговорящей молодежи, в целях развития русской культуры за рубежом; укрепление дружественных отношений стран их проживания с Российской Федерацией и всеобщего сотрудничества с различными организационными объединениями по поддержке духовной и культурной связи с Россией. Поддержка и развитие русской культуры зарубежья является важным фактором многообразия и интернационализации мирового сообщества.