Найти тему
Манжета театроведа

Возрождённый "Тиль". Удивительная история одной пластинки

В одном из недавних постов я дала ссылку на альбом с песнями из мюзикла "Тиль". Просто так, безо всяких комментариев.
А между тем, история этой пластинки заслуживает не просто комментария – отдельного поста. Ведь за ней стоит интереснейшая история о «смерти» и «возрождении» целого спектакля. А еще - колоссальный труд всех участников.

Сегодня я хочу исправить своё упущение и написать этот пост.

Тиль - Н.Караченцов, Ламме - Г.Костельцев
Тиль - Н.Караченцов, Ламме - Г.Костельцев

Вышедший в "Ленкоме" в 1974 году "Тиль" сразу прогремел – сначала на всю театральную Москву, а потом и на весь Советский Союз. Зрителей покорило магнетическое обаяние Тиля - Николая Караченцова (сразу ставшего знаменитостью) и Неле - Инны Чуриковой (позже на эту роль ввелась и Елена Шанина). Они на долгое время определили облик новых героев времени – не канонических красавцев, а романтиков вне времени и пространства, с огромными горящими глазами и лицами крупной лепки. И, конечно же, всех пленили звонкие, запоминающиеся песни. В память западали выразительные строчки-афоризмы Юлия Кима:


Мне заявили воспитатели,
Что я нуждаюсь в эскулапе.
Обычно посылали к матери,
А вот теперь послали к Папе!

Когда шагают гёзы,
Шагают с ними слёзы,
Шагают с ними слёзы их невест.
Свобода - нам невеста,
Здесь ревновать не место,
А то солдатам это надоест!
В центре: Е.Фадеева, Г.Костельцев, М.Захаров (стоит спиной), И.Чурикова, Г.Горин, Н.Караченцов, М.Лифанова(?)
В центре: Е.Фадеева, Г.Костельцев, М.Захаров (стоит спиной), И.Чурикова, Г.Горин, Н.Караченцов, М.Лифанова(?)

Прекрасную музыку к спектаклю написал Геннадий Гладков. Он вспоминал, с каким удовольствием и отдачей работал. Он, по его словам, приступил к написанию музыки с таким азартом, словно боялся, что работу отдадут кому-то другому.

И.Чурикова, Н.Караченцов
И.Чурикова, Н.Караченцов

Спектакль с успехом игрался до начала 90-х годов и... ушёл из репертуара, не оставив после себя ни записи, ни даже пластинки. Он уступил место другим спектаклям – ещё в 1981 году прогремела премьера «"Юноны" и "Авось"», оперы, которая приобрела впоследствии оглушительную славу, неоднократно записывалась и издавалась. А "Тиль" просто исчез, канул в Лету.

Точнее, канул бы... Но в 2020 году его судьба совершила крутой поворот.

Рок-группа "Inna Pivars & the Histriones"
Рок-группа "Inna Pivars & the Histriones"

Идея воссоздать мюзикл, чтобы записать пластинку, принадлежала музыкальному продюсеру Малику Аминову, работавшему с Геннадием Гладковым.
Одной из участниц проекта, заодно исполнившей все женские партии, от Неле до обитательниц весёлого дома, стала Инна Пиварс. Актриса "Ленкома", одна из исполнительниц роли Кончитты в легендарной "Юноне", она рада была вновь соприкоснуться с "Тилем", в котором успела когда-то сыграть.

И.Пиварс и Н.Караченцов в спектакле «"Юнона" и "Авось"»
И.Пиварс и Н.Караченцов в спектакле «"Юнона" и "Авось"»
Н.Караченцов и И.Пиварс в спектакле «"Юнона" и "Авось"»
Н.Караченцов и И.Пиварс в спектакле «"Юнона" и "Авось"»

Для записи пластинки была создана группа "ТЕМП-77", в которую объединились ансамбль Инны Пиварс "Inna Pivars & the Histriones", участники рок-группы "Octopus Maiden" и Алексей Черняев из группы "The Thunderbeats". Именно ему доверили исполнить партию Тиля. Задача вжиться в образ знаменитого шута оказалась нелегкой, и партию записали далеко не с первой попытки. Черняев не пытается имитировать неповторимую манеру Караченцова – у него получился свой собственный Тиль, вполне самобытный.

Алексей Черняев. Из открытых источников.
Алексей Черняев. Из открытых источников.

Запись выполнили с безграничным уважением к первоисточнику. Её курировал лично Геннадий Гладков. Музыкальным руководителем стал Кирилл Безродных. Участники проекта не поддались искушению создать современную аранжировку – принципиальной позицией Безродных, Аминова и всех вовлечённых в процесс музыкантов было хотя бы приблизительно воссоздать звучание, которое слышали зрители "Ленкома" в 70-е годы. Специально были использованы советские музыкальные инструменты. "На выходе" получилась тонкая и добросовестная стилизация – действительно, несмотря на качество записи, трудно сразу поверить, что она сделана позже хотя бы 80-х годов.

Так была спасена для нас знаменитая и несохраненная работа Геннадия Гладкова и Юлия Кима. И теперь, слушая пластинку, мы можем хотя бы отчасти представить себе тот восторг, который когда-то царил в зрительном зале "Ленкома" на том самом мюзикле "Тиль". И подхватить когда-то ставший знаменитым припев:


Ой, Тили-Тили-Тиль, будем петь и веселиться!..
...Ой, Тиль, Тили-Тили-Тиль!
Ой, Тиль, Тили-Тили-Тиль!


©Ольга Гурфова
--
За помощь при создании и редактировании поста спасибо Михаилу Сибирцеву и Дмитрию Куприянову!

--
Удобный путеводитель по моим постам -
здесь . Он регулярно пополняется.

Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!

Второй мой канал – развлекательный. Здесь я публикую тексты, не связанные с театром: Любопытная В.

Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))