Найти тему

Невольники высшей миссии

Семейные разборки между русскими и евреями в неделю о блудном сыне.

"Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю"( Мф 5,5).

Все почти толкователи сходятся в описании кротости, как незлобия, немстительности, безгневия.

Один лишь Св.Григорий Нисский толкует ее шире: как малоподвижность на всякую страсть. При этом качество "малоподвижности" считает переменным, так как утверждает, что кроткий вместе с тем может быть очень скор и даже неудержим, когда следует исполнить угодное Богу.

Но осадочек остается: кроткий- это такая "мокрая курица", бей его, тащи, грабь- он и пальцем не пошевелит. Да ладно бы его только: круши всех вокруг, а он будет улыбаться и кротко потуплять глаза. Это не мое личное. Приходилось говорить о кротости с военными людьми- очень трудно даже слова подобрать: вроде бы и заповедь("научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем и найдете покой душам вашим"), а как же воинский долг, героизм? Или объявить им, что они- преступники закона, по определению вне христианства?

Эти невеселые думы прерывает воскресное чтение: младший сыночек потребовал от отца ПОЛОЖЕННОГО ему по закону.

"и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение."( Лк 15,12)

Откуда столь наглое требование? Какой закон обязывает отца быть должником сына? "«Дай мне полагающуюся мне часть имения, по закону и по справедливости принадлежащую мне мою долю». И какой это закон и как может быть справедливым, чтобы отцы были должниками детей?! Напротив, конечно, сама природа явила, что дети должники отцам, как приявшие от них жизнь. Но и это его поведение показывает незрелость его мышления."( св.Григорий Палама)

"Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш."( Лев 19,3)

"Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем."( Лев 20,9)

"Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе."(Втор 5, 16)

Претензия младшего основана на обычае, который нигде не прописан, как "обязанность" отца. Древний обычай первородства подразумевал, что после отца власть и большую часть имения наследует старший сын, первенец. Обычно, при разделе наследства , старший получал вдвое больше, чем все остальные. На этом основан рассчет младшего: мне положена хоть и меньшая часть, но часть имения.

Обычай  проистекает из естественной любви отца и предупреждает  вражду при разделе имущества и власти( как разновидности имущества).  При этом как отец вправе не соблюдать этот обычай, так и сыновья -не вправе ничего подобного от отца требовать, так как это  сущее нарушение закона Моисея о почтении и страхе .

Закон первородства был "естественным" законом многих народов. Но его нет в законе Моисея . Новозаветные нормы так же его не знают :"Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения"( Лк 12,13)

Оказывается,  невозможно быть кротким,- и бороться за имущество/ власть. Младший сын не был кроток. Но не потому,что был разгульным и непочтительным, а потому что требовал имущества, причем даже не своего, а родительского.

Он стал кротким после того,как сказал сам в себе:"встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих."( Лк 15:18-19)- у наемника нет никаких претензий к имуществу заимодавца: он ничего "положенного" не требует, кроме, разве что ,поденной платы. Да и то, жизнь научила довольствоваться и свинным кормом, если случалось получить.

От мыслей младший перешел к делу. И вместо поденщика- стал законным сыном и наследником, к возмущению старшего брата, не знавшего, что " наследят землю" не "тии", которые готовы разорвать брата в войне за имущество.

Иакова купил у Исава  первородство . Но не имущественное, а то, что выражается словами:"больший из вас да будет меньшим и всем слуга"(  он  получил его немедленно, как  и любой желающий: незачем было устраивать трюки с чечевицей и переодеванием), а Исаву было важнее имущество.

Исав понял, что лишился первородства,  исполнился гневом, потому что под угрозой ( как он думал) были  бабло и власть.  Такое не прощается :" И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего."( Быт 27,41).

Пришлось Иакову бежать и спасаться.

Примирение произошло, когда Исав убедился, что Иаков не только не искал "положенного по закону", но сам принес брату  обильный дар из своего имущества , назвал себя -"рабом", а брата-"господином"( Великим Господином и отцом нашим/Его святейшеством/Вашим Величеством/Его превосходительством/благородием/владыкой etc.)

"И Исав был косматый, как написано (Быт. 25:25), красный, весь, как кожа, косматый (там же), Иаков же —гладкий и безволосый. Чермнота или краснота есть образ ярости и гнева, если верно то, что у находящихся в состоянии гнева всегда появляется краснота на коже. А что косматость и густота волос есть признак зверовидности, в этом кто может сомневаться? И всякий может видеть, что такого рода нравами отличается Израиль, который и духом или рассудком управляется соответствующим тому и очень склонен к дерзости и жестокости. Поэтому-то израильтяне и убили святых пророков, а в последние времена нечестиво поступили и с самим Еммануилом. Гладкость же служит ясным указанием на приличествующий человеку вид. Очень кроток и весьма склонен к скромности также и новый, и живущий в вере народ. Ибо красота уст будет служить ясным доказательством красоты и духовной, и наружной, как и наоборот несомненно косматость и красноту в Исаве мы сочли признаком дикости. "( св. Кирилл Александрийский. Толкование на Быт 25,19)( да простят мне эту цитату наши мохнатые братья -россияне. А гладкие -да не слишком много о себе подумают)

То же самое говорит и учитель покаяния:

"И спрашивал его народ: что же нам делать?Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем."( Лк 3. 10-13)

Тут все об имуществе, обратите внимание. Имущие приглашаются делиться с неимущими, мытарям сказано не желать больше положенного, воинам- довольствоваться жалованием.

Библейский пример кротости- Авраам, для которого материальные ценности не имеют значения. И ничто не имеет значения, кроме слушания и следования Слову. Подлинные дети Авраама не желают враждовать из-за имущества: Исаак послушен отцу и без прекословия соглашается расстаться не только с имуществом, но и с жизнью ради послушания Богу. Иаков с готовностью презирает имущественные выгоды первородства. И у тех, кого Бог называет "сыном Авраама " те же признаки:

"Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо"( Лк 19,1).

А тех, кто называли себя "детьми Авраама", но были серебролюбивы, Бог называет детьми дьявола. Они слышали от Христа слова о том, что невозможно служить двум господам- и смеялись над Ним. Не потому,что им было смешно, а потому, что досадовали и думали так возразить.   У всех людей эти ценности( богатство, власть, слава)- высоки и почетны, хотя и сказано:

"Ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом».И «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч. 16, 5)

Кроткий Авраам и Моисей, Иисус Навин и Давид - весьма храбрые и решительные воины, а значит, кротость- не есть пацифизм или добровольное бессилие перед лицом зла. Но вот признак кротости- нежелание враждовать из-за имущества.

Интересно то, что так называемые "национальные интересы"- это как правило, интересы имущественные. Или интересы власти и славы. Русский национализм никогда не был религиозным по-существу( хотя и всегда- религиозным по форме). Еврейские погромы всегда сопровождались страшными разграблениями или питались идеей" жиды все забрали". Украинский национализм питается идеей " нация( украинская)по над усе", а вражда к "сепарам"- это вражда рабовладельцев к беглым рабам.

Еврейский национализм- это букет из знаменитой денежной приверженности и мнения об "особом Божественном избрании".

Только ленивый не кричит о том, что все забыли о "русских национальных интересах", что "титульная нация" живет много хуже ,чем национальные диаспоры в ее составе или даже национальные окраины. Мы- меньшие из всех, наш исторический почерк- забвение "национальных интересов" . Мы вваливаем в национальные республики и страны огромные средства, вместо того,чтобы их грабить,как делают все приличные и цивилизованные люди. И из каждого либерального( и "патриотического" -удивительное согласие )утюга несутся вопли и плач о поруганных денежных средствах, о засилии "черножопых", о потере благосостояния. Наконец, этот плач становится всеобщим и хныкать начинают уже и великороссы: жалко себя ,и досада берет, когда видишь, что в кране опять нет воды. Русские начинают сжимать кулаки.

Страшная идея- быть "нацией без нации". И от этого почетного удела - все народы бегут без оглядки, предпочитая привычный и хорошо знакомый национализм.

Национальная идея быть нацией не в национальном, а в христианском смысле-  это бремя русских, странное и никому не нужное сокровище. Правда, таковы и все  сокровища христианства, не исключая и Самого Христа:

"Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своегои послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их."(Мф 22:2-6)

Прочих же Царь УБЕЖДАЕТ воспользоваться дарами. Но нормальных людей интересуют серьезные вещи: поле, волы, дом, супруга и прочее, что составляет "национальные интересы".

Призрак особой русской "национальной идеи ,сами того не понимая ,воплотили "богоборцы-большевики": это идея  "наднациональности"- героическая( и страшно модерновская) попытка быть превыше "национальных интересов". По милости церкви( из-за ненависти к ее тогдашнему безобразию)- без Христа, взамен которому- "пролетарское сознание", "где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем .."( 1 Кол 3,11) и "нет ни мужеского пола, ни женского; нет ни иудея, ни эллина; ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем .. (Гал 3:28).

Самые яросные противники- русские патриоты, монархисты, белые, зеленые, и другие, для которых русский национализм- это идея  этноса, крови и плоти. Реже- культуры. И никогда- христианства.

Потому что христианство прямо отрицает этническую исключительность . А  в идеале - призывает к крайности: "быть из всех- меньшим и всем-слуга".

Это и есть наша (как легко убедится)НЕВОЛЬНАЯ "историческая миссия", "русская идея", основа   ценности для всех остальных народов. И мы мечтаем и бредим от нее отказаться раз и навсегда: точно так же, как наши старшие братья-иудеи.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц