История одного преступления
"После сего Авессалом завел у себя колесницы и лошадей и пятьдесят скороходов. И вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у ворот, и когда кто-нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал: из какого города ты? И когда тот отвечал: из такого-то колена Израилева раб твой, тогда говорил ему Авессалом: вот, дело твое доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя.
говорил Авессалом: о, если бы меня поставили судьею в этой земле! ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде. И когда подходил кто-нибудь поклониться ему, то он простирал руку свою и обнимал его и целовал его. Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином, приходившим на суд к царю, и вкрадывался Авессалом в сердце Израильтян. По прошествии сорока лет царствования Давида, Авессалом сказал царю: пойду я и исполню обет мой, который я дал Господу, в Хевроне; ибо я, раб твой, живя в Гессуре в Сирии, дал обет: если Господь возвратит меня в Иерусалим, то я принесу жертву Господу. И сказал ему царь: иди с миром. И встал он и пошел в Хеврон. И разослал Авессалом лазутчиков во все колена Израилевы, сказав: когда вы услышите звук трубы, то говорите: Авессалом воцарился в Хевроне. С Авессаломом пошли из Иерусалима двести человек, которые были приглашены им, и пошли по простоте своей, не зная, в чем дело. Во время жертвоприношения Авессалом послал и призвал Ахитофела Гилонянина, советника Давидова, из его города Гило. И составился сильный заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома. И пришел вестник к Давиду и сказал: сердце Израильтян уклонилось на сторону Авессалома. И сказал Давид всем слугам своим, которые были при нем в Иерусалиме: встаньте, убежим, ибо не будет нам спасения от Авессалома; спешите, чтобы нам уйти, чтоб он не застиг и не захватил нас, и не навел на нас беды и не истребил города мечом. И сказали слуги царские царю: во всем, что угодно господину нашему царю, мы - рабы твои. И вышел царь и весь дом его за ним пешком. Оставил же царь десять жен, наложниц своих, для хранения дома"[1]
* сердце израильтян уклонилось на сторону Авессалома не ранее, чем сердце царя уклонилось к угождению плоти. Жена Давида и мать Авессалома была дочь царя Гессурского. *
"«Гессур» же толкуется как "руководитель стены". Стена же есть тело, а руководитель его – закон тела или чувство, от которого и рождается Авессалом; [имя] его толкуется как «считающий себя за мир отца», что ясно указывает на самомнение. Ведь считая, что умиротворили страсти, мы доказываем свое самомнение. "[2]
*Давид соблазнился женской красотой и совершил беззаконие с женой Урии хеттеянина. Чтобы скрыть преступление, он послал Урию на смерть. Но сделал это с коварством и лицемерием, думая утаить свое беззаконие. Но чем больше человек именит- тем труднее ему укрыться от людей. А от Бога и вовсе невозможно. За Вирсавией он посылал слуг, которые знали о беззаконном деле. И когда Вирсавия стала беременной- она послала известить о себе царю, так что это дело не могло укрыться, а стало предметом обсуждения и дурным примером.
Не без причины израиль уклонился за Авессаломом, а по беззаконию царя, ставшего соблазном для всех.
Когда пришел пророк и изобразил преступление царя в виде притчи о богатом и бедном*:
" И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный;
у богатого было очень много мелкого и крупного скота,
а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь;
и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему.
Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания.
И сказал Нафан Давиду: ты - тот человек. Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула, и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого для тебя мало, прибавил бы тебе еще больше; зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян;<...>
И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын."[3]
*"Странником", ради которого богатый не пожелал взять от стад своих, а заколол овечку бедняка называется беззаконный помысл дьявола. Давид, у которого было много жен, имел средство не разжигаться страстью ,но не пожелал утешиться со своей женой, а отнял жену у бедного и благородного человека. Не смутился его благородством, но желая утаить зло послал того на смерть.
Началом покаяния Давида был сильный гнев на беззаконное дело, о котором он услышал из притчи пророка. Серединой- когда он узнал в беззаконнике из притчи- самого себя. А окончанием- готовность перенести справедливые определения Бога о бедствиях, которые постигнут его за сделанное.
Только ради этого пророк, которому открыто сердце Давида свидетельствует:" и Господь снял с тебя грех твой. Не умрешь"- это и есть то, о чем евангелие* :
" Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся"[4]
*потому что как пророк не имел власти "оставить" грехи не кающемуся, так и апостолы. Как пророк не "связывал" тех, кто не был связан своим грехом прежде- так и епископы.
Возвещение пророка Нафана есть ни что иное, как свидетельство о том, что Давид- "связан". Если бы царь ожесточился обличением, как это обычно бывает, то остался бы не разрешенным. Но он произнес :"согрешил я пред Господом" с изъявлением готовности понести и наказание. И это покаяние тотчас разрешило его от уз, о чем возвестил и пророк.
Из этого видно, что не может быть обличителем ближнего( малого или великого) тот, кто не был послан для этого Духом Святым, который есть Дух кротости и смирения, а не осуждения и неприязни. Если же не быв посланным, кто-либо начинает обличать ближнего- то ведет себя ,как лжепророк и бывает не средством к покаянию, а причиной вражды. Поэтому сказано:"не суди, да не судим будешь".
*
"Дует и дает им Святаго Духа. Теперь Он уделяет им не совершенный дар Святаго Духа, ибо таковой Он даст им в Пятидесятницу, НО ДЕЛАЕТ ИХ СПОСОБНЫМИ к принятию Духа. Ибо слова: «примите Духа Святаго» - то же, что будьте готовы принять Духа. Можно сказать и то, что Он дал им некоторую власть и духовную благодать, только - не воскрешать мертвых и творить силы, но - прощать грехи. Посему и прибавил: «кому простите грехи, тому простятся», показывая, что Он дал им этот именно вид духовных дарований - прощение грехов."[5]
*Можно сказать так: не может принять Дар Святого Духа тот, кто чужд Духу и не способен принять. А способностью является дар кротости,смирения и покаяния, который и сообщен апостолам. У Петра такой дар был сугубым, потому что по причине предательства и тройного отречения он почитал себя худшим и меньшим из всех. И на нем сбылось сказанное *:
"Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится"[6] и тем лишь объясняется и первенство Петра: Христос приметил в нем эту силу, когда сказал :"но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих"[7]
"Но можно относить эти слова не к одним только апостолам, которых должен был утвердить тогда Петр, но и ко всем верующим до скончания века. Петр! Ты, обратясь, для всех будешь прекрасным примером покаяния, и никто из верующих в Меня не будет отчаиваться, смотря на тебя, который, будучи апостолом, отрекся и, однако же, чрез покаяние снова получил свое прежнее значение среди всех апостолов и среди избранников Божиих из всей вселенной"[8]
*Это и есть "камень", на котором утверждается церковь: способность "принять дар Духа Святого"- покаяние. Только на способных к этому может почить благодать в виде огненных языков, а вовсе не благодаря роду/приемственности обряда/сана/звания.
Как пророк был свидетелем властью Духа Святого , с вЕдением покаяния Давида и возвещением о том ,что тот "связан" и "разрешен"- так и всякий пророк, возвещающий волю Божью грешнику- возвещает о "связывании" чтобы побудить того к покаянию. И если грешник- каялся, то не взирая на то, что был прежде виновен- получал разрешение по мере своего покаяния, как Ахав, а не произволом или желанием самого свидетеля.
Поэтому жалкое зрелище представляют из себя те священники и епископы, которые надуваясь самомнением воображают себя имеющими "особую власть вязать и решить".
Они похожи на тюремных надсмотрщиков, которые мечтают, будто в их власти по произволу удерживать или отпускать из тюрьмы, хотя такая власть им и не прилична, и недоступна. Оттого они домогаются почестей звания "учителя" и "отца"( а особенно -"владыки"), что не имеют настоящего величия *
" кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою"[9],
*усиливаются называться так из тщеславия, которое есть признак отсутстстия веры:*
"Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от Единаго Бога, не ищете"[10].
*А если кто не окажет им ( архиереям) этой жалкой почести- начинают "бедне гневатися" и "престати <> о мнозе, лающе<> , ищуще уловити нечто от уст <>, да нань возглаголют", вменяя такое "непочтение"- в богохульство или в преступление против церкви.*
"Ни учителем, ни отцом не должно называть кого-либо другого, кроме Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Он Отец, потому что все от Него; а Тот - Учитель, потому что все через Него, или потому, что через домостроительство плоти Его мы все примирились с Богом. Спрашивается теперь, почему же апостол вопреки этому повелению называет себя учителем языков (2 Кор. 5:20); или каким образом на простонародном языке, особенно в Палестине и Египте в монастырях, взаимно называют один другого отцами? Этот вопрос разрешается так: иное дело быть отцом по природе, как и учителем, а иное - по милости (indulgentia). Если мы называем человека отцом, то показываем этим почтение к его возрасту, а не то, что он виновник нашей жизни. Также и учитель называется этим именем ПО УЧАСТИЮ В ДЕЛЕ ИСТИННОГО УЧИТЕЛЯ. Но чтобы не расширять возражение в бесконечность [скажу]: подобно тому, как по естеству один Отец и один Сын не препятствуют другим, чтобы они по усыновлению назывались богами и сынами, и единый Отец и Учитель не препятствует другим, чтобы они назывались несвойственными им именами отцов и учителей (abusive appelentur patres et magistri)."[11]
*То же и о свидетельстве Моисея, о котором сказано* :"Моисей же был кротчайшим из всех людей":
"Не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу: есть, иже на вы глаголет, Моисей, наньже вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте (убо и) Мне: о Мне бо той писа. Аще ли того писанием не веруете, како Моим глаголом веру имеете"[12],
*потому что "реченное Моисеем" есть ни что иное, как дух кротости, смирения и покаяния, дар "быть последним", а не буква. *
"А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали" [13]
*Может показаться, что Давид плакал о лишении царственных почестей и об изгнании.
Если бы это было так, то нельзя было бы сказать, что Давид покорился сказанному* :
"итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою.
Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем; ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем."[14]
*Давид запретил убивать злословящего и злорадствующего Семея, который поносил и кидал камнями в Давида и его людей со словами *:"уходи, уходи убийца и беззаконник"- это означает, что беззаконие Давида было известно всем, и что беззаконие стало соблазном, ради которого от царя отвернулись большинство (11 колен) израильтян. А Давид согласился терпеть и выносить потому, что это и есть дух покаяния, который разрешает связанных и бывает причиной Даров.*
"Давид показал, что тот, кто считает себя повинным пред Богом и покается, должен понести справедливое и выносимое оскорбление и бесчестие в отношении себя со стороны других. Ибо, после того, как совершил грех, он, слыша оскорбления со стороны Семея, сказал желающим отомстить за него: «Оставите его и тако да проклинает, яко Господь рече ему проклинати Давида», говоря этим, что за допущение им греха, он имеет от Бога заповедь поносить его; хотя в то время Давид боролся со страшной и великой бедой, поскольку как раз тогда Авессалом восстал против него. И, вот, с нестерпимой скорбью поневоле оставляя Иерусалим, затем убегая, он прибыл к подножью Елеонской горы, и нашел прибавление в огорчении: Семея, бросающего на него камни и нещадно проклинающего, и бесстыдно поносящего и называющего его кровопийцею и беззаконником, как бы приводя в порицание пред очи царя его тяжкое преступление, которое он совершил в отношении Вирсавии и Урии. И не раз, и не два прокляв и бросив камнями и словами более острыми, чем камни, он прекратил это делать, но – шел, говорится, царь и все люди его с ним, а Семей шел по окраине горы, со стороны его, злословя и бросая камнями с боку и обсыпая царя пылью. Царь не имел недостатка в желающих заступиться за него. Так, Авесса воевода, не будучи в силах снести это, сказал Давиду: «Почто проклинает пес умерший сей господина моего царя? Ныне пойду, и отъиму главу его» (2 Цар. 16:9). Но царь удержал его и слуг своих, говоря им: «Оставите его ... негли призрит Господь на смирение мое, и возвратит ми благая вместо клятвы его» (2 Цар. 16:12)."[15]
*Слезы Давида о гибели Авессалома не были притворны, как был ,например, гнев по поводу смерти Урии. Давид понимал, что стал виновником смерти обоих сыновей: Амнона, убитого Авессаломом за беззаконие, которое тот позволил по отношению к сестре Авессалома, Фамари, и самого Авессалома, восставшего на отца по причине беззакония Давида. Таково бремя имеющего власть над подчиненными: его преступления перестают быть его "частным делом", а порождают преступления и беззакония всего общества. *
_________
[1]( 2 Цар 15)
[2] прп.Максим Исповедник. Вопросоответы Фалласию
[3]( 2 Цар 12,1-14)
[4]( Ин 20,22)
[5] бл.Феофилакт Болгарский. Толкование на евангелие от Иоанна)
[6]( Мф 23,11)
[7]( Лк 21,15)
[8] бл.Феофилакт Болгарский. Толкование на евангелие от Луки
[9]( Мк 9,32)
[10] ( Ин 5,44)
[11] Бл.Иероним Стридонский.Толкование на Евангелие от Матфея.
[12]( Ин 5,44)
[13](2 Цар 15,30)
[14]( 2 Цар 12,10-12)
[15](Св.Григорий Палама. Омилия 2. В Неделю притчи Господни о мытаре и фарисее.)