Эпиграф:
-мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда.
-если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.
А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.Вы делаете дела отца вашего..Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.( Иоанн 8)
Кроткий и невоинственный Иаков был любимцем своей матери. А Исаак больше любил Исава. Опять нужно отдать должное женской интуиции: не пророк Исаак, а именно Ревекка понимает, кому принадлежит благословение. Поэтому устраивает хитрость с подслеповатым мужем, который к старости ослабел истинным вЕдением и склонился к угождению чреву. Конечно, Бог и без этого устроил бы благословение Исаака, потому что нелукавый отрок не желает обмана, но уступает повелению матери, чтобы переодевшись в одежду старшего брата, под его видом получить и его благословение.
"Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь;
да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; ПРОКЛИНАЮЩИЕ ТЕБЯ-ПРОКЛЯТЫ, БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИЕ ТЕБЯ-БЛАГОСЛОВЕННЫ!
Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.
Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.
Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.
И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен."
(Быт 27,27-33)
Согласно слову пророка, Исав отдан во власть Иакову и потомкам его. Конечно, не в ту власть, о которой мечтают властолюбцы. Ни при жизни Иакова и Исава ни по смерти их, Иаков не господствовал над Исавом, как господин и тиран над рабом и подчиненным. Напротив, сам себя называл рабом , а брата своего- господином( Быт 32.4-5, Быт 33.8)
Смирился, и признал того, кто по благословению Бога был назначен ему в рабы, не добивался господства, хотя и признан господином. Напротив, уступил власть ищущему власти и властолюбивому. Это и есть тот образ, которому должны следовать его потомки,чтобы приобести подлинную власть:"аще кто хочет из вас быть бОльшим".
Благословил Исаак и Исава, когда он добивался того со слезами:
"И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;
и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.
И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего."( 39-41)
Это значит, что и властители светские и духовные, добивающиеся тиранической власти над стадом- имеют возможность получить "росу небесную свыше", если только захотят этого. И пока пребывают в благословенном подчинении Слову. Однако "придет время"( и есть уже) "когда воспротивятся и свергнут иго его ( "иго бо Мое -благо, и бремя мое-легко есть) с выии своей". Это бывает, когда архиерей, обезумев на время, мнит, будто ему дана власть отменять заповеди Иисуса Христа и требует в этом себе повиновения, как некогда обезумевший Навуходоносор. Это случается, когда замышляют "убить Иакова", то есть, оставить навсегда кротость и прощение обид ради мстительности и злопамятства.
На Иакове сбылось то, во что не верят теперь большинство архиереев:"Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится"( Мф 23,11)
Благословляющие этот образ( власти)- благословенны. А проклинающие- прокляты.
Перед встречей с грозным и враждебным братом, Иаков пережил таинственную борьбу с кем-то, которого не знал. И бролись они до рассвета, до той поры, пока Неизвестный не сказал:"отпусти меня, потому что взошла заря", то есть приблизилось время, когда "Се, грядет со облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные"( Откр 1,7)
А до той самой поры Израиль будет с Ним бороться, хотя бы и по неведению. Но Иаков говорит:"не отпущу тебя, прежде чем не благословишь меня"- и получает второе благословение, которое подтверждает первое:" ибо ты боролся с Богом и человеков одолевать будешь", то есть, власть, которую Иаков получил от отца над Исавом и всеми братьями распространяется и дальше- на человеков, которых Иаков (и его потомки) будут побеждать кротостью и смирением.
А залогом этих побед и этих качеств - было "повреждение бедра: "Ибо коснулся, сказано, боровшийся с Иаковом человек состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним (Быт. 32:25). А что мы можем узнать отсюда, о том теперь скажем. Стегно в богодухновенном Писании по большей части означает части тела, служащие к рождению детей как наконец и самое рождение их. Ибо около стегна у всех лежат детородные члены. Так и блаженный Авраам, когда посылал ближнего слугу своего в Месопотамию с целью взять Исааку жену, то велел ему клясться, так говоря: положи руку твою под стегно мое (Быт. 24:2), то есть клянись Богом и теми, которые произойдут от меня и родом господина твоего. Таким образом, стегно означает происходящих от стегн. Повредил, сказано, стегно Иакова."( св.Кирилл Александрийский)
Но святой Кирилл не объясняет назначение "повреждения" или даже толкует его, как "мысленную хромоту", которой и доныне страдают иудеи. Хотя самое очевидное в том, что он сам и говорит: повреждение бедра- это власть над блудом. И с тех пор Иаков- целомудренный властитель чувств, что не дает ему утратить и духовную власть, состоящую в отказе от властолюбия.
И Писание говорит: "суть бо скопцы, иже из чрева матерня родишася тако: и суть скопцы, иже скопишася от человек: и суть скопцы, иже исказиша сами себе Царствия ради Небеснаго: могий вместити да вместит"( Мф 19,12)
"С переходящими Иордан, образом которого служит Иавок, Христос не борется и не ставит в положение неприятелей или противоборствующих тех, которые чтут таинства Его. Напротив, Он спасает их и как победителей мира (в борьбе мысленной, разумею), увенчивает и украшает высшими почестями. Имя же реке есть борьба. Ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12). И очень тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7:14). Итак, что имевшие произойти от Иакова по времени не имели перейти Иордан, то есть чрез благодать святого Крещения, и даже имели нечестиво презирать ею, а также наконец самого Еммануила иметь противоборствующим себе это ясно из совершившегося..
Итак, боролся Израиль со Христом, будучи во тьме, то есть не имея ни Божественного света в уме, ни светлого дня, ни зари мысленно восходящей в сердцах верующих. "( св.Кирилл Александрийский)
Поэтому тем, кто желает принадлежать потомству Израиля не следует бороться с властолюбцами иным способом, чем сделал это Иаков.
А чтобы не огорчались те, кто видит властолюбие в среде церкви и не вооружались против него незаконным способом, нужно помнить о том, чьи мы потомки, потому что отныне имеем власть сами избирать себе отцов и каждый сам пусть решит,по стопам какого отца ему идти: по стопам властолюбца Исава или кроткого Израиля.
Вот что говорит святой Синаит Анастасий:
"Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены
Поскольку Бог в Законе изрекает: «Дам вам начальства по сердцу вашему» (Иер. 3:15), то мы говорим, что те из начальствующих и царей, которые суть достойны таковой чести, назначаются Богом, а те же, которые по своему недостоинству являются негодными, поставляются либо по попущению Божиему, либо по Его воле для народа, заслужившего это.
Поэтому, возлюбленный [брат мой], когда ты видишь недостойного и дурного либо царя, либо начальника, либо АРХИЕРЕЯ, не удивляйся, но знай и веруй, что за беззакония наши мы преданы [во власть] такого тирана..."
(Вопросы и ответы.)