Найти тему

Физика проще, чем кажется

Корреспондент газеты побывал на уроке преподавателя физики высшей категории отделения среднего профессионального образования Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета Светланы Бустубаевой.

Мы привыкли думать, что воспитывают в детях интеллектуальные и эмоциональные тонкости, учит их думать, дружить, любить, сострадать, мечтать, радоваться и с верой и надеждой идти вперед уроки русского языка и литературы. А математика и физика, точные науки, – это просто цифры и формулы. Как может физика воспитывать?

Оказывается, может. Героиня сегодняшней нашей публикации – преподаватель физики высшей категории отделения среднего профессионального образования Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета Светлана Бустубаева. К ней мы и попали на урок.

– Физика, как и сама жизнь, – это череда задач, и их решение целиком и полностью зависит от самого человека, – говорит Светлана Маратовна. – Любовь к физике у меня со школы, а талант к преподавательской деятельности раскрылся на практике, которую проходила на третьем курсе во время обучения в Стерлитамакской государственной педагогической академии. Тогда я для себя точно решила, что буду работать учителем. После окончания учебы начала педагогическую деятельность в Республиканском политехническом лицее-интернате в Кумертау. Затем меня пригласили работать в Кумертауский филиал Оренбургского государственного университета.

Во время беседы со Светланой Маратовной то и дело поглядывала на доску, где были записаны различные формулы, которые уносили меня мыслями в те далекие школьные годы… Стоишь у доски с мелом в руках, в голове крутятся формулы эквивалентности массы и энергии. Голос учителя звучит где-то далеко: «Формула Е=mс2 , где Е – энергия, m – масса, с – скорость света. Ну, давай, соберись, я тебе уже всё подсказала, осталось только всё собрать в единое целое»…Еще чуть-чуть, и слезы предательски выступали, и я мечтала в те минуты об одном, чтобы от меня отстали. Мне были по душе «Тебе, я знаю, не понять мою тоску, мою печаль, и если б мог, – мне было б жаль: воспоминанья тех минут во мне, со мной пускай умрут…». В душе как была гуманитарием, так и осталась. А физику так и не смогла полюбить.

Между тем Светлана Маратовна оживлённо разговаривала со студентами. И здесь я заметила ноту открытости и дружелюбности в их беседе. Не было скованности и зажатости – всё просто и легко. И при этом они не говорили на тему, какая погода за окном. «Абсолютное пространство, агрегатное состояние, амплитуда» – звучали до боли знакомые мне слова.

– Светлана Маратовна, как привить любовь к физике у учащегося? – задаю вопрос в свою очередь, пока студенты заняты самостоятельной работой.

– Еще когда работала в школе, приходилось слышать от детей, что физика – это очень сложно. В таких моментах пыталась донести до учащихся, физика – это то, что нас окружает, формирует мышление и прогнозирует дальнейшие действия. Решение задачи по физике – это решение любой задачи. И, конечно, в первую очередь педагог должен любить учеников. Дети очень тонко чувствуют это. Только в состоянии любви и уважения они раскрываются. Сейчас у меня дети, которые уже определились со своей будущей профессией, они целенаправленно изучают предмет.

Во время урока никто из студентов лениво не зевал, не мечтал, глядя в окно, они увлеченно слушали о сложных процессах физики. При этом Светлана Маратовна объясняла не скучной терминологией, которая, конечно, тоже звучала, а как-то всё получалось легко и непринужденно, на лице педагога не было ни намека на упрек и сердитость. Светлана Маратовна знает, как поддерживать у ребят интерес к изучаемому материалу и активность учеников на протяжении всего урока. Теперь я точно поняла секрет ее успеха общения со студентами: она прививает интерес к своему предмету благодаря тому, что умеет создавать особую обстановку – атмосферу открытости, честности, доверия между преподавателем и студентами.

По словам Светланы Маратовны, в физике, как и в жизни, не бывает нерешаемых задач.

– В жизни каждому человеку не помешало бы научиться смотреть на проблему, как на задачу, которая обязательно имеет решение, которое надо искать с оптимизмом – как на уроке, так и в жизни, – говорит она. И с этим невозможно не согласиться.

Автор:Гульназ Чернева

Физики
7453 интересуются