Уточняем потери флота кайзеровской Германии в годы Первой мировой, добавляем особенности гибели боевых единиц (насколько можем). До капитуляции Германии остается совсем не много, крупные битвы с большими потерями закончились - рассматриваемый период - лето 1918 года. На основе справочника Шишова А.А. вспоминаем потери в корабельном составе и представляем их в хронологическом порядке. Стараемся дополнить данные и добавить подробности, пусть даже это нам не удастся в полном объеме. Надеемся, что общими усилиями сообщества этого канала позволит проверить сведения, что-нибудь дополнить, скорректировать. Если вы предлагаете данные для корректировки - прошу указать источник, который можно было бы добавить в статью, или на основании которого можно скорректировать выявленные неточности
1918 год
июнь
21 - Малый крейсер "Гайер" - 14 октября 1914 года был интернирован в г.Гонолулу (Гавайские острова), реквизирован США, включен в состав американского флота под наименованием "Карл Шурц". 21 июня 1918 года в 10 милях юго-западнее мыса Кейп-Лук (США) столкнулся с эскортируемым судном "Флюида" (?? - "Флорида") и затонул.
По официальной версии, после того как "Гайер", находящийся в Гонолулу не смог отремонтировать машины и уйти из порта, 7 ноября командир порта Гонолулу контр-адмирал Мур прибыл на борт "Гайера" и объявил, что корабль и его команда с 12 часов дня объявляются правительством САСШ интернированными. 4 февраля 1917 года большая часть команды крейсера была переведена на берег. Немцам удалось сделать корабль полностью непригодным к службе, доломав окончательно машины и выведя из строя котлы, при этом затопление крейсера не имело смысла из-за незначительной глубины на месте стоянки. Капитан корабля, чтобы избежать насильственного захвата крейсера 16 марта официально спустил флаг и вымпел.
После официального объявления 7 апреля 1917 года Соединенными Штатами войны Германии "Гайер" был захвачен американцами. 22 мая президент В.Вильсон подписал правительственное распоряжение N"2624, официально передающее крейсер американскому флоту. 9 июня корабль был переименован в "Шурц", а затем в "Карл Шурц" - в честь известного американского газетчика, сенатора, генерала армии Союза времен гражданской войны, министра внутренних дел и политического деятеля, родившегося в Германии. С большими затратами судно было отремонтировано, переоборудовано и 15 сентября 1917 года официально вошло в состав U.S. Navy как канонерская лодка "Шурц" ("Schurz"). Вместо немецких 105-мм орудий были установлены четыре 127-мм, экипаж корабля составил 12 офицеров и 185 нижних чинов.
21 июня 1918 года, в 04:44 утра, в очень сильный туман, когда "Шурц" находился в 10 милях к юго-западу от плавучего маяка у мыса Лукаут, он был протаранен танкером "Флорида". Оба судна следовали без навигационных огней чтобы не быть обнаруженными германскими ПЛ. Когда же на танкере заметили канонерскую лодку, то включили сигнальные огни и дали четыре коротких гудка. Однако было уже поздно.
"Флорида" врезалась в правый борт "Шурца", смяв крыло мостика. Ее форштевень, пробив насквозь угольный бункер №3 носового котельного отделения, вошел вглубь корпуса приблизительно на 3,5 м. Один из членов экипажа погиб, еще двенадцать было ранено. Видя, что спасти "Шурц" невозможно, командир корабля - Уэллс дал приказ оставить корабль, послав перед этим сигнал бедствия. Его услышал находивший поблизости американский пароход "Сарамакка", возвращавшийся из Вест-Индии. Он подобрал находившихся в воде людей, а затем передал их на танкер. Тем временем канлодка, на которой остался не спущенным один из парусов, продолжала дрейфовать и не тонула. После того, как был подобран последний член экипажа, Уэллс обсудил со своим старпомом возможность попытки добраться на "Шурце" до мыса Лукаут. Однако прежде, чем моряки смогли вернуться на лодку, она легла на борт и скрылась под водой. К этому времени с момента столкновения прошло три часа. Затем "Флорида" доставила экипаж канонерки в ближайший порт. Из списков флота "Шурц" официально исключили 26 августа 1918 г.
Бывший "Гайер" затонул на глубине около 30 метров в точке с координатами 34°11' с.ш. и 76"36' з.д. Корпус корабля и сейчас лежит на морском дне, являясь популярным объектом для любителей дайвинга, однако ему сильно досталось от любителей сувениров.
21 -Постановщик буев "Киль" подорвался на мине и затонул в Балтийском море у г.Виндава
26 - Подводная лодка - минный заградитель UC11 подорвалась на мине и затонула в Северном море восточнее г.Харвича (Англия). Погибло 19 человек, по данным немецкого специализированного сайта - 18 погибло, 1 выжил (командир).
По данным Х.Бендерта, UC11 вышла из Остенде 24 июня 1918 года в свой 83-й поход. При погружении около 9:45 утра в точке с координатами 51°55'N-01°41'E на глубине 15 м она подорвалась на мине на корме. Несмотря на продувание балластных цистерн, лодка затонула. После выравнивания давления командиру удалось открыть башенный люк и подняться на поверхность.
Через некоторое время лодка с маяка спасла его как единственного выжившего. По его заявлениям, лодка погибла из-за собственной мины.
июль
1 - Минный тральщик М83 подорвался на мине и затонул в Северном море. Погибло 14 человек.
Принадлежал ко второй серии тральщиков типа М27 (486-500/513-539 т, 58-59,3х7,33-7,4х2,15-2,31 м. ПМ-2, 2 ПК, 1850 л.с. = 16,3 уз., 115 т угля. Эк. 40 чел. 2 – 88 мм/30, 30 мин, тралы).
1 -Минный тральщик М92 подорвался на мине и затонул в Северном море в 47 милях западнее г.Лингвинга (Дания). Погибло 15 человек, что подтверждается данными немецкого специализированного сайта.
Для справки: водоизмещение: 486-500 т/ 513-539 т; главные размерения: 58-59,3 х7,33-7,4х2,15-2,31 м; скорость хода:16,3 узл.; 115 т угля; вооружение: 2 - 88 мм/30, 30 мин, тралы; экипаж: 40 чел.
К сожалению, других подробностей гибели перечисленных кораблей найти не удалось.
Источники: Шишов,А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг.- СПб, 1996, 104 с.; Groner E., Mickel P., Mrva F.-Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De,1982.; "Die UC-Boote der Kaiserlichen Marine. H.Bendert; Шеер, Р. Германский флот в мировую войну. 1914-1918. /Р.Шеер.- М.: Эксмо, Изографус; СПб.: Terre Fantastica, 2002.- 672 с.; ВМС Германии. 1914-1918 (Справочник по корабельному составу)/Морская коллекция, 1996, № 3.- 26 с.; Гибсон, Р. Германская подводная война 1914-1918 гг./Р.Гибсон, М.Прендергаст.- Мн.:Харвест, 2002. - 464 с.; Грэй, Э.Немецкие подводные лодки в Первой мировой войне. 1914-1918 гг./Э.Грей. - М.:ЗАО "Центрполиграф, 2003. - 286 с.; Трубицын, С. Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии (1871-1918 гг.)/ С.Б.Трубицын - СПб, 2000. - 112 с.