Найти тему

...ибо какой мерой мерите- такой отмерится и вам..

Кто умножает познание- тот умножает скорбь(Еккл 1,18)

В прежнее время считать страдание православных священнослужителей в годы советской власти чем-то вроде подвига отцов первохристианской церкви времен языческого Рима было настолько естественно( и так часто слышалась на проповедях),что задаться сравнением не приходило и в голову.

Хотя первое же отличие, лежащее буквально на поверхности, все начисто ломает :

языческий Рим был чужд христианства и никогда не знал его, тогда как "Третий Рим" был был итогом тысячелетнего труда именно нашей церкви.

Неоспоримость этого факта такова, что устраняет столкновение интерпретаций, разве кроме тех, которые нам предлагает сегоднешнее "официальное православие"- здесь, конечно будут и "столкновения", да,пожалуй и в суд за "хулу" подадут.

Я даже не попытаюсь дать хотя бы поверхностный ретроспективный обзор причин трагических событий хх века, так как это слишком обширный и глубокий материал.

Некоторое время назад( года с два-три) я имел приятнейшую и весьма краткую беседу с проректором учебной части нашей семинарии, который посетил нас с группой студентов.

Во время нашей непродолжительной беседы он выразил скорбь и сожаление по поводу того,что некогда женский монастырь был превращен в тюрьму( в советское время).

Хотя это было и обычное, почти что "дежурное"сожаление,принятое в качестве "обязательного ритуала" при посещении "мордовской голгофы"( так теперь принято называть наш маленький монастырь- не больше не меньше), но я все же возразил , указав на то, что превращение монастырей в тюрьмы- наша традиция, причем совсем не советская, а глубоко дореволюционная.

Не думаю, что отец проректор был неискренен, когда изумился моему возражению. На его лице был протест и сомнение. В доказательство своего тезиса я привел совершенно известную в своем роде практику( например) Соловецкого монастыря. Он отвечал( не без горячности) что бывал в Соловках лично и ни о чем подобном ни от кого не слышал. Это, впрочем, как раз не удивительно: экскурсии в Соловках не кто попало ведет , и знает на каких этапах следует заостриться, а какие- затушевать.

Но материалов о дореволюционной тюремной истории Соловков сколько угодно. Дореволюционных же материалов, включающих архивные документы. Было бы желание их прочитать. И Соловки отнюдь не были явлением исключительным.

Да и не о них я хотел бы упомянуть в преддверии нашего престольного праздника, как равно и не о нашей беседе( после нее "экскурсии студентов" к нам совершенно прекратились), а о приемственности традиций .

В одной известной работе[1] есть характерная глава, под названием "у кого учились большевики". В ней будто в насмешку приведены статьи свода законов Российской Империи, касающиеся "свободы совести". Если сличить их с соответствующими статьями советского УПК, то можно обнаружить поразительное сходство..впрочем, соответствие не касающееся сферы "религиозных свобод"в СССР( они просто декларировались), а той сферы, которая в своем роде, заняла место религии- трактовка и культ марксистско-ленинского учения.

Здесь параллели удивительны не только в смысле регламентации , но и в практике: законы, карающие отступников от "государственной веры"(православия) совершенно соответствуют законам, карающим нарушителей официальной трактовки социалистического учения, держателем которого была коммунистическая партия, будто в насмешку напоминающая своим устройством привычные синоидально-церковные подразделения.

Заметку нет смысла перегружать текстом статей, проще дать ссылку на упомянутую работу, преодолевая большое искушения сопоставить здесь же все- от провозглашения "свободы совести", до тончайших регламентаций наказаний для "отступников".

Не удержусь, впрочем, и приведу такую статью, касающуюся сходства в отношении ЧСИР( членов семей изменников Родины, или врагов народа):

статья 188:

«…До возвращения их (совратившихся. — А.Б.) в православие принимаются правительством для охранения их малолетних детей от совращения указанные в законах меры. В имениях их, населенные православными, на все сие время назначается опека, и им воспрещается иметь в оных жительство» [2].

Скупой текст этой статьи означает, что дети "сектантов"( то есть тех людей, которые отпали от православной церкви) изымались и передавались на попечение миссионеров.

В советском законодательстве ей нет аналога, так как изъятие детей "врагов народа" происходило только в случае ,когда по причине ареста или осуждения,дети оставались без родителей. При родителях все же дети не изымались.

Вот упоминание о резонансном случае в Самарской епархии:

"«Когда до Самары дошли слухи о том, что по селениям Николаевского и Бузулукского уездов разъезжают по ночам становые приставы и урядники, насильно отбирают от молокан детей, мальчиков и девочек, заранее намеченных отцами–миссионерами (православными. — А.Б.), и куда–то их увозят, — то долгое время никто не хотел верить подобным слухам и рассказам, — так они казались невероятными… Однако, это недоверие вскоре должно было исчезнуть, так как в Самару прибыли родители тех детей, которые были взяты полицией и куда–то увезены. Смущенные, подавленные, растерянные — они не знали, что делать, что предпринять. Смутно сознавая, что с ними сделали что–то глубоко беззаконное, они ходили к губернатору, архиерею, жандармскому полковнику, миссионерам, но нигде не могли добиться толку. Губернские чиновники уверяли их, что губернатор в этом деле ни при чем, что это дело архиерея.У архиерея же им ответили, что владыка не имеет никакого отношения к этой истории, что это дело полиции и т. д.

Только с большим трудом им удалось узнать, где находятся отобранные от них дети. Оказалось, что они размещены по разным мужским и женским монастырям Самарской епархии. Долгое время никто не мог или же никто не желал объяснить несчастным родителям, надолго ли заключены в монастыри их дети и будут ли они когда–нибудь возвращены им. Но вот являются православные миссионеры и говорят убитым горем отцам и матерям: «Ваши дети до тех пор будут в монастырях, пока вы, их родители, не покаятесь, пока вы не отречетесь от молоканской ереси и не присоединитесь снова к лону православной церкви… Вы губите своих детей, так как не крестите их и воспитываете в молоканском духе, а в монастырях их окрестят по православному обряду и будут воспитывать согласно учению святой церкви» [3].

Инициатором и вдохновителем подобных мер был четверть века управлявший Синодом оберпрокурор-"вицеимператор" Константин Победоносцев.

То,что "отступников "сажали и ссылали в монастырские тюрьмы и в тюрьмы обычные- это уже не особенно поражает: ну,традиция у нас такая.

А вот отнятие детей- это для меня было открытием. Я-то наивный, думал,что ювенальную юстицию изобрели в наше посткоммунистическое время, а оказалось,что "ничего нет нового под солнцем".

"«Из Самары были посланы корреспонденции в столичные более независимые и более либеральные газеты с просьбой огласить приведенные выше факты. И, хотя в справедливости и точности этих фактов у редакций газет не могло быть ни малейших сомнений, тем не менее ни одна из газет не решилась, не осмелилась напечатать о том, что творили в самарских степях отцы–миссионеры совместно со становыми и урядниками. Так велика боязнь у русских органов печати перед тем всемогущим лицом, которое стоит во главе русского церковного управления (имеется в виду Победоносцев. — А.Б.), которому путем двадцатилетних репрессий удалось терроризировать редакторов и издателей наших газет и журналов» [4].

Вмешательство в возникший скандал влиятельных лиц позволило вырвать детей из рук победоносцевской компании, но лишь благодаря тому,что всесильный упырь уже ослабевал.

Статья 120:

«Родители, которые быв по закону обязаны воспитывать детей своих в вере православной, будут крестить их или приводить их к прочим таинствам и воспитывать по обрядам другого христианского (курсив мой. — А.Б.) исповедания, присуждаются за сие:

к заключению в тюрьме на время от восьми месяцев до одного года и четырех месяцев;

Дети отдаются на воспитание родственникам православного исповедания, или, за неимением оных, назначенным для сего от правительства опекунам, также православной веры» [5].

Всегда ли воссоединялись семьи? На местах епархиальное начальство само решало, настал ли срок освобождения сектанта. Не лучше ли было бы, чтобы он (или она) еще посидел и подумал. А дети? Дети у "добрых» опекунов, потому что, как правило, у родственников своих ртов хватало, чтобы кормить еще какую–то «штунду».

Родители опять же сами виновны, причем вдвойне: в том, что ушли из православия, и в том, что нарушили подписку. Какую? — Статья 67 («О правах и обязанностях семейственных»):

«Если жених или невеста принадлежат к Православному исповеданию, в сем случае… везде требуется, чтобы рожденные в сем браке дети крещены и воспитаны будут в правилах Православного исповедания; подписка (курсив мой. — А.Б.) сия берется священником перед совершением брака по форме, при сем приложенной; по совершении брака подписка представляется епархиальному Архиерею» [6].

Если дети рождались от родителей, уже отпавших от православия, то на них метрик не выписывалось, а это значит, что детей этих как бы и не было, раз незаконнорожденные, т. е. не крещены по православному обряду. Это «аукалось» в течение всей жизни например, на такого «незаконнорожденного» сына не выделялся земельный надел.[7]

Стоит ли удивляться, что однажды наши святые инквизиторы сами оказались там, куда трудолюбиво и ревностно ссылали тех,кто был им не угоден по причине ( например) излишне внимательного знакомства с евангелием?

Думаю, что стоит. Это удивительно. Это означает, что Бог все же предполагает в нас покаяние.

Остается лишь запастись терпением на предстоящую службу, где по традиции, какое-нибудь официальное лицо из епархиального управления опять начнет нести чушь о "мордовской голгофе"- такова,впрочем традиция , которую мы сохраняем с советских и досоветских времен- традиция лжи, тем более бесстыдной и стойкой,чем меньше для нее основания.

Но коль скоро эта заметка - о приемственности, то приемственность наша,видимо, продолжится. У Победоносцева есть последователи( Дворкин и К°), а приемственность лжи и искажения истории у меня жива в памяти еще с советского времени, поэтому ничего особенно трагического в этом,видимо,нет.

Не хочется думать, что продолжится в виде преемственности и крушение церкви. Да и не думаю, чтобы эта милость Божия могла повторяться много раз , особенно для тех, кто не желает признавать ее средством исправления.

Бог наказал нас делами наших собственных рук. Нам ли безумствовать, сравниваясь со святыми первых веков?

Вот выдержка из предисловия:

"В годы перестройки религиозная жизнь у нас стала проявлять себя более открыто и активно, а ко времени всенародно отмеченного тысячелетия крещения Руси уже утверждались некоторые многозначительные тенденции. Они нарастали, и уже в 90– м году автору, живущему в Воронеже, заместитель начальника областного Управления Комитета государственной безопасности А. К. Никифоров говорил совершенно безапелляционно: «Россия должна идти по православному пути». Сама по себе эта фраза достойна анализа и осмысления. Следует обратить внимание, кто говорил это. Не бабушка богомольная и даже не какой–нибудь приходской батюшка, а человек, всю свою жизнь посвятивший неустанной работе по уничтожению «опиума народа», т.е. религии как таковой вообще — будь то православие или неправославие. Еще не было 19 августа 1991 г., но в аналитических отделах КГБ уже хорошо знали, что на смену СССР придет Россия и что для сохранения власти коммунистическую идеологию нужно поменять на православную, благо, что не нужно было придумывать что–то особенное, апробированный исторический опыт имелся."[8]

[1]Святая инквизиция в России до 1917 г. Булгаков А.Г.

[2]СЗРИ, там же, ст. 196

[3].Пругавин А. С. Вне закона. Штуттгард, 1903, с. 87–88.

[4]там же

[5]СЗРИ, т. 15, ст. 188.

[6]Там же, с. 89.

[7],[1]гл.19

[8]там же,предисловие