Это тема, которую не принято обсуждать в нашем обществе. Я встречала много дисфункциональных семей, где роль «больного» и «неправильного» отводилась ребёнку. То есть ребёнок оказывался «идентифицированным пациентом»
идентифицированный пациент
- это не обязательно ребёнок. Это член семьи, обычно, самый чувствительный, ранимый. Ему семейная система неосознанно отводит роль того, кто будет отыгрывать фактически за всех «правильных» членов все, что в семье осуждается, порицается, вытесняется.
Проблемы были у родителей, но у ребёнка проявлялся симптом, потому что он - самый слабый и зависимый от остальных членов семьи.
Вероятность того, что человек воспитывался нарушенным родителем с проблемами психики или неуравновешенным родителем с сильными эмоциональными проблемами, достаточно велика. По данным ВОЗ в 2019 г каждый восьмой человек в мире имел психическое расстройство, а в 2020 г количество людей, живущих с тревожными и депрессивными расстройствами, значительно возросло.
Часто родители приводят детей к психологу или к психиатру, но сами они гораздо больше нуждаются в помощи или лечении, чем их дети. Просто таково положение ребёнка в семье, что именно его приводят к специалисту.
Родитель в семье является лидером, и если у него что-то не в порядке, он не в состоянии защищать и поддерживать ребенка. Довольно часто или практически всегда такой родитель компенсирует свое состояние за счёт ребёнка, потому что тот всегда под рукой.
Есть, конечно, и родители, ведущие себя гораздо более осознанно. Они признали наличие у себя того или иного диагноза, лечатся, проходят необходимую терапию. Они любят своих детей и заботятся о них, как могут, несмотря на сложности и ограничения, которые у них есть из-за эмоциональных и ментальных проблем.
Но вернемся к тем родителям, которые больны, но считают себя образцом психического здоровья. Именно они способны нанести вред своим детям. Если родитель психически или эмоционально нестабилен, он не может адекватно общаться с ребёнком. Он или непредсказуемый, или отчужденно-холодный, или агрессивный. Он не может дать безусловную любовь, безусловное принятие, поддержку, подтверждение значимости ребёнку. Он не может научить адекватному взаимодействию с внешним миром. В лучшем случае, он даст одежду, еду, спальное место, но будет ли ребёнок чувствовать себя в безопасности с таким родителем? Не факт. А безопасность – это важная базовая потребность.
Вот пример того, как в семье, живущей в большом городе, в мирное время, происходило лишение ребёнка чувства базовой безопасности. Безработный отец семьи страдал мистическим бредом и пребывал постоянно в тревоге и подавленном настроении. Дочери он описывал своё состояние так: «Просыпаюсь в 6 утра как от какого-то "толчка в грудь" и накатывает чувство ужаса». Он не обращался за помощью к психиатру, невропатологу или психотерапевту, а подавал происходящее с ним как некий героизм, "вот какой я неординарный человек, что выдерживаю такое мучение". Подозреваю, что с помощью ребёнка он регулярно облегчал своё эмоциональное состояние.
Происходило это так:
Одиннадцатилетнего ребёнка отец регулярно запугивал тем, что скоро наступит конец света. Будет ядерная война. Он рассказывал ей про Хиросиму и Нагасаки, о том, что в Хиросиме остались тени людей на домах, а сами люди мгновенно сгорели. Ещё, начитавшись разных «духовных» книг, отец со значительным видом вёл с девочкой беседы от том, что у неё может произойти «распад сознания». Ещё этот господин любил рассказывать про чёрные дыры в космосе, что они в любой момент засосут Землю. Ещё он говорил, что во сне происходит маленькая «смерть» человека, что можно и не проснуться. Он доводил дочь до сильного страха, практически до ужаса своими рассказами, только тогда успокаивался, стыдя её за трусость.
Мама привела дочь к психологу, потому что та плохо спала, совершала какие-то странные ритуальные действия. Также у нее был почти что синдром открытости мыслей, как потом выяснилось, из-за того что отец говорил ей, что умеет читать мысли и всегда знает, о чём она думает. Девочка автоматически считала, что и прохожие на улице читают ее мысли. В школу она не ходила, была почему-то на семейном обучении. Как раз совпало, что в то время мать девочки приняла решение о разводе и отец ребёнка уехал жить к своим родителям. Девочка осталась с матерью в квартире, когда-то принадлежавшей дедушке по маме. При снижении контактов с психически нездоровым родителем симптомы у ребёнка пошли на убыль, а потом вовсе исчезли.
рисовал fusion brain
Эмоционально или психически нестабильный родитель непредсказуемо себя ведет. Он может ни с того, ни с сего вызверяться на ребёнка, кидаться на него, орать и даже бить. Это будет в лучшем случае обосновано так: «ты мне под горячую руку попал», «ты меня довёл». Просто взрослый избавляется от собственного чувства слабости и ничтожности, от ощущения, что ни с чем в жизни не может справиться. Он заставляет почувствовать всё это ребёнка, устроив ему ничем необоснованную взбучку.
Психически нарушенные родители не дают ребёнку понятной картины мира, ощущения стабильности, они постоянно сбивают с толку. У них могут быть бурные эмоции, переменчивые настроения, неустойчивые мнения и взгляды. Они бывают ригидны и нестабильны одновременно. Они очень неорганизованны, бессистемны и ещё поэтому сбивают с толку своих детей. Такие родители даже могут не любить своих детей и намеренно причинять им вред.
Автор: Александра Глебова
Психолог, Психоаналитик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru