Найти тему
Киберпоп ТВ

Разница между записками на проскомидию и ектению

  • «В чем разница между записками на проскомидию и ектению? Какие записки следует подавать? Понимаю, что проскомидия ― это вынимание частиц из просфор в начале литургии, а ектения ― это общая молитва в середине службы. Необходимо ли присутствовать на службе, перед которой подана записка?»

Очень сложный вопрос, но сложный он не по сути, а потому, что вариантов ответов великое множество.

Вы можете, конечно, не присутствовать на той службе, на которую подали записку. Например, Вы находитесь в паломнической поездке, приехали в какой-нибудь город, и у Вас день на осмотр всех достопримечательностей. Вы зашли в один монастырь, потом в другой, потом еще в два храма больших, значимых и важных для этого города. Вы зашли в храм, приложились к святыням, поставили свечи, заказали в церковной лавке молитву о здравии, об упокоении, купили сувенир, и всё. Какая служба, какая молитва? Вы не можете остаться на литургию, нет такой возможности. Вы сели в автобус и поехали дальше. И такие случаи бывают достаточно часто.

Или у Вас случилось горе или беда, и Вы зашли, заказали молитву в тот храм и в другой храм, а молиться пошли в третий храм и там тоже заказали молитву. Конечно, необязательно присутствовать на той литургии, на которую Вы подали записочку, но это не значит, что Вы можете подать ее и не переживать. Понятно, что Вы попросили помолиться за Ваших родных и близких, за себя. Если Вы еще и сами при этом помолитесь, это будет только плюс.

Что касается записок на проскомидию и ектению, то здесь уже начинается великое множество вариантов. Во-первых, что такое записочка на проскомидию? Не в каждом храме это означает одно и то же. То есть в одном случае Вы подаете на проскомидию и там, на проскомидии, просто записочки читаются. То есть стоит священник, поминает, вынимает частички, но рядом стоят еще люди: послушники, алтарники, пономари. И они просто эти записочки читают, у них их много. Получается, что частичку священник может и не вынимать. То есть имена читаются на проскомидии, но не факт, что за них еще частичка вынимается.

В другом храме подать на проскомидию ― это все равно, что заказать обедню, и там вынимается частичка обязательно. То есть эту записочку обязательно читает уже сам священник, и он не просто это имя прочитает, он еще и вынет маленькую частичку из просфорки.

В некоторых храмах это означает еще и то, что Вы подали обедню, и там на проскомидии вынули частичку, и еще на ектении помянули, и еще на молебне после службы. В некоторых храмах на молебнах не поминают. То есть каждый храм делает по-разному. В некоторых храмах вообще нет такого понятия «записка на ектению», там на ектению не подают. Есть только либо проскомидия, либо обедня. Есть проскомидия с частичкой, есть проскомидия простая.

Поэтому здесь достаточно сложно сказать, в чем разница между записками на проскомидию и ектению. Если не брать всех возможных вариантов, а оставить самые часто распространенные, то можно сказать следующее: проскомидия ― это поминовение именно на проскомидии (и то есть это начало литургии) с выниманием частички. И, скорее всего, эти же записки потом читаются и на ектении. А ектению когда Вы заказываете, то записки прочитываются только на ектении. Чаще всего именно так бывает, но, опять же говорю, это всё зависит от времени, места и обстоятельства. Если это большой храм с огромным количеством народа, и там кипы этих записок, то, конечно, их никто на ектению читать уже не будет. Там будут читать только то, что на ектению подали. А записки на проскомидию будут читать на проскомидии. Причем иногда читать их даже с вечера начинают, потому что там такие горы записок, что нереально их все утром прочитать. Уже с вечера начинают вынимать частички. Бывает такое в больших монастырях, храмах.

А если маленький храм, где записочек этих мало, то батюшка эти записочки и на проскомидии прочитает, и на ектении, и в других молитвах помянет. Вы подали, а он уже их везде будет прочитывать. Ему помолиться нетрудно, а Вам приятно и хорошо.

Так что всё зависит от того, что за храм или монастырь, какие там условия, много этих записок или мало. В любом случае, когда просите молиться в храме, помянуть Ваших родных и близких, Вы и сами тоже помолитесь.

Кстати, кто-то может меня спросить:

  • «А что это за вынимание частичек, и что это дает?»

При поминовении на проскомидии называют имя, вынимают частичку и потом кладут ее на дискос. Там лежит хлеб, вырезанный Агнец, и туда вынимаются частички за Богородицу, за всех святых, и за живых, и за умерших. Всё это вокруг Агнца выкладывается, то есть это некий образ Церкви: есть Христос, есть все святые, Церковь земная, Церковь небесная. Все это здесь присутствует, это как бы весь мир, вся Церковь. Частички вынимаются за людей и туда кладутся. Именно поэтому частички никогда не вынимаются за некрещеных. За них мы не принимаем ни обедни, ни проскомидии, потому что они в Церковь не входят, по крайней мере, в видимую. Как Господь разберется, я не знаю. Но нам официально известно и понятно, что этот человек не принадлежит Церкви. А потом, в конце литургии, все эти частички высыпаются в Чашу со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».

Я думаю, что самое действенное молитвенное поминовение может быть только на литургии, когда вынимается частичка, и эта частичка потом окунается в Кровь Христову.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.