7 ноября просто грех не вспомнить событие, перевернувшее мир. И выстрел, который стал одним из главных символов Октябрьской революции.
В книге отзывов музея на этом корабле есть запись Генерального секретаря Итальянской коммунистической партии Луиджи Лонго, от 23 августа 1966 года:
«С восхищением и признательностью посетили крейсер «Аврора», который дал сигнал к началу штурма Зимнего дворца и открыл путь победоносному восстанию и Октябрьской революции. Этот сигнал для России, для всего человечества явился началом новой эпохи построения социализма...».
Автором «сигнала для человечества» стал революционер, участник Октябрьской революции и Гражданской войны Евдоким Павлович Огнев.
Кто этот человек и почему мне хочется о нём написать?
Потомок пушкарей
На службу во флот потомственный казак Евдоким Огнев был призван из станицы Великокняжеской Области Войска Донского (сейчас город Пролетарск моей родной Ростовской области). В Пролетарке он проживал с трёх лет.
Справедливым будет добавить, что своим земляком этого матроса-артиллериста по праву считают и жители Воронежской области, поскольку Евдоким появился на свет в селе Старая Криуша Богучарского уезда этой губернии.
Случилось это в 1887 году в семье пекаря Огнева. Первая жена Павла Прокофьевича умерла, оставив ему дочку. Огнев женился во второй раз, на Федосье Захаровне, та и ему родила сына Евдокима.
Исследователи судьбы Огнева сообщают, что старокриушанцы были войсковыми казаками, которые охраняли южные окраины Московского государства от набегов кочевников.
Среди них числились и конники, и мастера «огненного боя». Пращур Евдокима получил фамилию Огнев, потому как во всякую лихую годину стоял около пушки. Символично, что потомок древних пушкарей стал первым комендором Великой Октябрьской революции и Советской республики.
Комендор - моряк-артиллерист на флоте.
По свидетельствам сестёр Евдокима Огнева, которым он писал в годы флотской службы, в детстве их младший братишка целыми днями пропадал на речке. Со своими сверстниками на плотах, заброшенных старых лодках и даже корытах устраивал отчаянные «морские» сражения.
«Во время одного такого «боя» на Маныче старший брат Федотка вывихнул ногу, и Евдоким семь километров нёс его домой на руках», – вспоминала Мария Павловна Огнева.
Известно, что отец Евдокима не уживался с хозяевами пекарен, слыл правдолюбом. Огневы переезжали с места на место в поисках работы, терпели нужду. Но младшего сына решено было обучить грамоте, и он четыре зимы посещал церковноприходской «университет». Правда, с 15 лет пришлось парню идти в подёнщики к местному лавочнику.
Матрос Балтийского флота
На военную службу Евдоким был призван, когда ему исполнилось 22 года. В декабре 1909-го был зачислен в 1-й Балтийский флотский экипаж, позже переведён в класс комендоров Учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота. 24 февраля 1910-го Евдоким Огнев впервые ступил на палубу «Авроры».
Вот что можно было прочитать о знаменитом корабле в «Военной энциклопедии» тех лет: «Бронепалубный крейсер, водоизмещение 6730 тонн, 11610 л. с., скорость 20 узлов, 10 шестидюймовых пушек, 26 скорострельных пушек. Стоимость крейсера 7 млн. рублей».
Не удивительно, что молодые матросы с нескрываемым восхищением знакомились со стальной громадой крейсера, его прожекторами, мачтами, пушками, боевой рубкой и командным мостиком.
Но изнуряющие учения, суровая дисциплина, побои, оскорбления делали матросскую жизнь невыносимой. Начальство порой заставляло выполнять самые бессмысленные работы: чистить «медяшку» во время дождя, часами грести на месте на привязанной шлюпке.
В дальних походах
В 1911 году по приглашению итальянского правительства «Аврора» зашла в порт Мессину на острове Сицилия для принятия медали, которой жители решили наградить русских моряков за самоотверженность и доблесть, «примеры исключительного мужества, совершенные среди разрушения и смерти...», проявленные во время землетрясения 28 декабря 1908 года.
«В истории Мессины были тысячи страниц человеческой доброты и щедрости, - писала в те трагические дни итальянская журналистка Матильда Серао. - Но самую вечную и самую нетленную страницу вписали они - светловолосые славяне, столь сдержанные на вид и столь отзывчивые в деле...»
Они разбирали развалины домов, извлекая из них людей, хлопотали возле каждого раненого. Их руки не ведали усталости после 10-14 часов чудовищной работы. «Вы здорово устали», - обратились к ним с помощью переводчика. «Ничего, - отвечали они. - Это ведь наш долг...» А ведь многие из них навсегда остались в развалинах Мессины и погибли.
Когда вспыхнул большой пожар, матросы с «Авроры» прибыли к горевшему деревянному зданию раньше пожарных и самоотверженно боролись с огнём.
Как пишет в своей книге исследователь В.П. Дубинкин, «Евдоким Огнев бросался в самые опасные места, вынес на руках потерявшую сознание женщину. Благодарные мессинцы устроили в честь русских моряков банкет, владельцы кафе и ресторанов принимали их бесплатно, как почётных гостей, угощали апельсинами. Когда «Аврора» уходила из Мессины, проводить её вышли на набережную тысячи итальянцев».
Через восемь дней после этого случая матросам крейсера снова пришлось тушить пожар на берегу в испанской Малаге.
В составе экипажа «Авроры» Евдоким Огнев принял участие в нескольких зарубежных походах и учебных плаваниях, посетил порты Средиземного моря и трёх океанов – Атлантического, Индийского и Тихого.
Во время этих дальних плаваний Евдоким Огнев близко сошелся с членом судового комитета «Авроры», писарем первой статьи Александром Трапезниковым и судовым плотником Тимофеем Липатовым – членом большевистской организации «Авроры», позже – помощником командира крейсера. От них матрос Огнев впервые услышал слова «пролетариат», «революция», «Карл Маркс».
«Поднимайтесь на борьбу!»
Зимой 1913 года «Аврора» пришла на ремонт к петербургскому заводу «Новое Адмиралтейство». Огнев стал часто бывать на берегу. Однажды вечером за Невской заставой матрос отбил у городового девушку, которая клеила листовки, и проводил её домой. Так он познакомился с Нилой, работницей оружейного завода, которая позже стала его женой.
Летом 1914-го Евдоким прислал домой бодрое письмо: срок службы кончается, ждите. Но скоро приехать не удалось. Матросов выстроили на шканцах, и командир корабля зачитал царский манифест о войне с Германией. Под командованием капитанов 1 ранга Г.И. Бутакова, а затем М.И. Никольского Огнев принимал участие в Первой мировой войне.
В конце 1916-го буксиры подвели «Аврору» к причальной стенке Франко-Русского завода. Предстоял капитальный ремонт судна. Вскоре Евдоким Огнев отправился в гости к своим друзьям. Вернувшись, тайком показал Александру Трапезникову и Тимофею Липатову листовку: «Послушайте, что пишут большевики...»:
«Поднимайтесь все на борьбу... Жить стало невозможно. Нечего есть. Не во что одеться, нечем топить. На фронте кровь, увечье, смерть. Нельзя молчать! Царские сановники, заводчики, банкиры, попы пируют на народной крови и костях...»
Кончался февраль 1917 года. Об этом времени Александр Трапезников 7 ноября 1928-го в газете «Красный Балтийский флот» писал в статье «Авроровец Огнев»: «Февральская революция. Огнев со свойственным ему пылом бросается в огонь восстания, освобождает из тюрем политических заключенных, снимает с крыш засевших там вооруженных городовых, жандармов и т. д.»
На Литейном он один обезвредит пулемётчика, которой расстреливал из броневика проходящих по мосту рабочих и солдат. Чудом останется жив: летящая почти в упор пуля собьёт с Евдокима бескозырку.
«Да здравствует социалистическая революция!»
2 апреля 1917 года на крейсере стало известно о приезде в Петроград Ленина.
3 апреля Александр Трапезников, Евдоким Огнев и все свободные от вахты авроровцы отправились на Финляндский вокзал. Друзьям повезло: в многотысячной толпе они оказались вблизи броневика, на который поднялся Ильич. Его было хорошо видно в лучах прожекторов.
Свою короткую речь Ленин закончил призывом: «Да здравствует социалистическая революция!» Когда машина с Лениным двинулась вперёд, восторженные матросы провожали её до дворца Кшесинской.
По воспоминаниям авроровцев, Огнев часто возмущался лживыми выпадками буржуазных газет, особенно «Биржевых ведомостей», в адрес Ленина, спрашивал партийцев: чего молчим, надо защищать товарища Ленина. Те заверяли: в обиду вождя революции не дадим, готовим отпор клеветникам.
3 июля 1917 года около 300 авроровцев в знак солидарности с кронштадтскими моряками приняли участие в демонстрации против Временного правительства. Среди них был и Евдоким Огнев.
К утру 25 октября (7 ноября по новому стилю) в руках большевиков находились основные стратегические пункты и правительственные учреждения Петрограда. Оставалось захватить Зимний дворец. Начальник полевого штаба восставших Владимир Антонов-Овсеенко, прибывший на крейсер днём, отдал распоряжение: по сигнальному выстрелу в Петропавловской крепости «Аврора» даст пару холостых выстрелов из шестидюймовки».
Одновременно с крейсера на берег сошли три группы моряков для поддержания порядка в городе. По радио с «Авроры» было передано написанное Лениным воззвание «К гражданам России!».
Начало новой эры
В 21 час 40 минут по приказу комиссара Александра Белышева комендор Евдоким Огнев из бакового орудия «Авроры» произвёл один холостой выстрел. По версии ряда советских историков, он послужил сигналом для начала штурма Зимнего дворца.
Позже в печати появилась информация о том, что «Аврора» стреляла по Зимнему дворцу боевыми снарядами.
Но 9 ноября в газете «Правда» было напечатано подписанное комиссаром крейсера опровержение: «…был произведён только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности».
Очевидец событий Джон Рид в книге «Десять дней, которые потрясли мир» пишет, что выстрелы не были холостыми.
Позже будут говорить, что крейсер «Аврора» «громом своих пушек возвестил начало новой жизни – эры Великой социалистической революции».
Похоронен в братской могиле
После революционного восстания в Петрограде Огнев ещё какое-то время служил на «Авроре», а потом попросился на фронт. Там омандование доверило ему целый «сухопутный крейсер» – бронепоезд «Смерть Каледину», который принимал участие в подавлении антибольшевистских протестов. Затем Евдоким Павлович присоединился к Сальской группе войск, где возглавил кавалерийский взвод.
О последних месяцах жизни Евдокима Огнева известно, что он был участником борьбы с белыми на Дону. Прибыл туда как коммунист-агитатор с целю создать казачий эскадрон. Командование предполагало, что в знак доверия к своему земляку, селяне будут добровольно записываться в его отряд. Расчет оказался верным: агитация имела успех.
Роковым для Огнева стало 19 апреля 1918-го, когда его отряд добровольцев, насчитывавший 78 сабель, занял хутор Казачий Хомутец (сейчас Ростовская область). На площади при большом скоплении местных жителей состоялся митинг, на котором Огнев выступил с пламенной речью и призвал казаков встать на сторону советской власти.
Однако к рассвету следующего дня несколько сотен белогвардейцев окружили хутор. Евдоким Павлович приказал основным силам отряда отходить, а сам с малой группой остался прикрывать отступление товарищей.
Первую атаку им удалось отбить, но патроны были на исходе, а бойцов из группы прикрытия в живых к тому моменту остались трое: сам комендор, его ординарец и недавно примкнувший к ним местный казак-перебежчик Крысин. Считается, что именно он убил Огнева выстрелом в спину.
Было это в приманычской степи близ хутора Красный Октябрь Весёловского района. Похоронили «автора» исторического залпа «Авроры» в братской могиле.
В 1966 году на месте гибели Евдокима Огнева был установлен памятник. Именем комендора названа улица в Санкт-Петербурге на правом берегу Невы.
А вы когда-нибудь были на знаменитом крейсере?
#общество #история #революции #октябрьскаяреволюция #росийскийфлот #крейсераврора #моряки #евдокимогнев #память #пролетариат