В журнале «Крылья Родины» №11 за 1985 год была опубликована статья корреспондента В. Кондратьева – «Нам все дается с боем, но нам дается все!» о развитии самодельных летательных аппаратов в Литовской ССР. Автор подробно рассказал о некоторых летательных аппаратах, построенных литовскими самодеятельными конструкторами, от планеров до вертолетов. Особе внимание Кондратьев уделил микросамолету «Гарнис» конструкции Б. Ошкиниса и Ч. Кишонаса. В статье подробно было рассказано о конструкции микросамолета. Предоставляю слово автору:
«Нам все дается с боем, но нам дается все!»
В заголовке – девиз конструктора-любителя Чесловаса Кишонаса, но эти слова можно отнести ко всем литовским самодеятельным конструкторам. По массовости авиационного спорта и числу авиаклубов советская Литва давно превзошла многие другие республики, а энтузиастов спортивной авиации здесь и не перечесть. В этом еще раз довелось убедиться на слете, организованном по инициативе местной федерации дельтапланеризма и проходившем в живописном местечке Нятонис, недалеко от Каунаса.
Почти не прекращавшийся дождь не помешал истинным энтузиастам разбить на берегу Немана палаточный лагерь и выстроить в колонну двадцать разнообразных летательных аппаратов. Непогода преградила дорогу на слет лишь А. Кучинскасу – он не смог прилететь из Преная. Прототип его самолета – планер БРО-11.
Рабочие чертежи БРО-11 хорошо известны любителям, «брошка» повторена во множестве экземпляров и вариантов. В недавно организованном энтузиастами в Каунасе музее спортивной авиации экспонируется даже двухмоторная «брошка», построенная братьями Вайнейкис.
«Набив руку» на простом самолете, братья Ромас и Бронис Вайнейкисы построили более сложную машину – вертолет ВРБ-5, а на первый республиканский слет представили оригинальный самолет-тандем ВРБ-6 с двигателем собственной разработки в 36 л.с. ВРБ-6 имеет цельнометаллическую конструкцию и снабжен системой зависания элеронов, совмещенной с управлением закрылками. Первоначально самолет был задуман как биплан, однако авторы справедливо рассудили, что, если разнести крылья по длине фюзеляжа, можно обойтись без горизонтального оперения, получив машину более рациональной схемы. В конструктивных решениях отдельных агрегатов и узлов ВРБ-6 видна высокая техническая грамотность и просматривается конструкторский опыт.
Создание самолетов оригинальных схем имеет в Литве давние традиции. Старейший конструктор-любитель Р. Бекшта привез на слет «утку», построенную еще в 1966 году. Почти двадцать лет автор любовно хранил свое детище в собственном гараже, и на слете 1985 года «утка» РБ-17, хотя уже и не предназначалась для полетов, вызвала большой интерес. Следует отметить, что Р. Бекшта перед постройкой машины изготовил полный комплект рабочих чертежей и выполнил все необходимые расчеты.
Еще один оригинальный самолет – «Антис», представляющий собой ультралегкую «утку», выполненную в стиле райтовских времен, представили Г. Кончус и П. Шакалис из Каунаса. А главный приз слета техническая комиссия, составленная из специалистов Пренайского экспериментального завода спортивной авиации и возглавляемая представителем Федерации самолетного спорта ЦК ДОСААФ Литовской ССР А. Остейкой, присудила самолету «Лаумжиргис» И. Якавичуса и Р. Шекштяле из Вильнюса. «Лаумжиргис» снабжен несколькими комплектами сменных крыльев, благодаря чему можно в широких пределах менять несущую площадь, удлинение крыла и даже превращать самолет в биплан.
Вертолет В-1, построенный Ю. Валунасом из Преная, воспринимается как образец технического совершенства – настолько грамотно и аккуратно выполнены агрегаты и узлы вертолета. При этом самые сложные агрегаты: четырехцилиндровый двигатель, редуктор, автомат перекоса, трансмиссия – изготовлены автором самостоятельно без использования готовых деталей и узлов. В-1 пока не летает, хотя Ю. Валунас выполнял на слете короткие подлеты. Чтобы совершить настоящий полет, предстоит еще немало поработать, но автор, видимо, находится на правильном пути.
Второй вертолет, представленный на слете, построен электромонтером из города Таураге Э. Жилюсом. Он конструктивно проще В-1, хотя также имеет самодельный двигатель в 42 л.с., самодельные редуктор, трансмиссию и сварную титановую раму. Глядя на эти машины, невольно думалось, что людям, их построившим, действительно «дается все».
Как известно, вертолет – летательный аппарат крайне сложный в доводке, пилотировании и эксплуатации. «Научить» его летать и научиться летать на вертолете совсем не просто. Конечно, кто хочет строить вертолеты – пусть их строит, но для любителей хотелось бы рекомендовать другие аппараты. Прекрасный образец такой техники на слете демонстрировал Ч. Кишонас из Каунаса. Свой самолет «Гарнис» он разработал совместно с Б. Ошкинисом несколько лет назад. Долгое время «Гарнис» использовался как планер первоначального обучения, затем Кишонас оборудовал аппарат лодочном мотором «Вихрь» в 23 л.с., переделанным под воздушное охлаждение. Двигатель и шасси на «Гарнисе» выполнены легкосъемными. Планер изготовлен целиком из стеклопластика. Нервюры и лонжероны из стеклонити, пропитанной эпоксидной смолой. Конечно, конструкция несколько сложна, но зато прочна и надежна.
За несколько лет на «Гарнисе» вылетели более трехсот человек, из них пятьдесят впервые научились летать именно на этой машине. В их числе известные ученые, журналисты, писатели. В 1983 году «Гарнис» опробовал в полете Герой Советского Союза, известный летчик-испытатель С. Анохин, регулярные тренировочные полеты на машине совершает ветеран советского планеризма В. Янусов.
Интересна методика летного обучения, предложенная Ч. Кишонасом: полеты начинаются на «Гарнисе», оборудованном поплавковым шасси, со снятым мотором, при этом планер буксируется быстроходным катером. Скорость полета определяется инструктором, находящимся на катере. Сваливания в штопор можно не опасаться, подняться выше, чем положено, мешает трос, а в случае самой «роковой ошибки» начинающий пилот рискует лишь замочить ноги. Травм и поломок техники не бывает. Трех полетов на буксире обычно хватает, чтобы в четвертом ученик самостоятельно вылетел на моторном «Гарнисе» с грунтового аэродрома.
Ажурные стеклопластиковые конструкции типа «Гарниса» хорошо освоены в Литве. Планер «Жвирблис», конструктивно схожий с «Гарнисом», в Нятонис привезли школьники из города Аникщяй. Но вот беда: несмотря на то, что материалы для изготовления таких аппаратов у нас уже имеются в достаточном количестве, приобрести их законным путем негде. «Как же мне учить ребят?» – сетует руководитель кружка Аникщяйского дома пионеров А. Ковалюнас. До сих пор вопрос старейшего авиамоделиста и конструктора-любителя остается без ответа. Вот и приходится использовать списанные или выброшенные на свалку отходы и детали. А тут уже, как легко понять, возникают дополнительные сложности.
Хотя делать из любых отходов великолепные машины литовские мастера умеют. Так, используя цилиндро-поршневую группу списанного авиационного мотора М-14, А. Шименас из города Панделис собрал двухцилиндровый опозитный мотор в 75 л.с. Еще один мотор Шименаса с цилиндрами от двигателя кроссового мотоцикла «Чезет» развивает мощность 84 л.с. и весит 43 кг.
Несколько прекрасных образцов мотодельтапланов и двигателей к ним, превосходящих по качеству изготовления и внешней отделке аппараты известных зарубежных фирм, привез на слет А. Лейкис. На ворос, как же удалось добиться таких результатов, Лейкис ответил: «Надо работать, работать и работать!» Пожалуй, именно в этих словах сконцентрирована сущность технического творчества и раскрыт секрет успеха людей, которым «дается все».
© В. Кондратьев, корреспондент «Крыльев Родины»
Каунас
Источники:
В. Кондратьев – Нам все дается с боем, но нам дается все!, журнал «Крылья Родины» №11 за 1985 год