Найти в Дзене
Жизнь как она есть

Забытые места

https://ru.pinterest.com/pin/757730706057348063/
https://ru.pinterest.com/pin/757730706057348063/

87

Несколько лет, которые были после ухода младшей дочери, Аня не помнила. Она ходила на работу, занималась домом, встречала мужа со службы, но на самом деле не жила. Её сердце, только начавшее оттаивать после Победы, сейчас вновь заковалось в лёд.

Нина пыталась отогреть мать, но не знала как. Она обнимала её, но не чувствовала ответных объятий, Аня лишь на мгновение прикасалась к ней и отодвигалась. Дочь рассказывала о своей жизни, но мать слушала в пол уха, отвечая невпопад и забывая половину событий и значимых для Нины людей.

Сама Анна загорелась идеей уехать из города. Вернуться в деревню. Покинуть ненавистные каменные стены, которые отняли у неё столько любимых людей.

- Столько лет прошло, - говорила она мужу, - прошлое забыто. У нас с тобой на двоих столько похвальных грамот от начальства, нас никто не тронет. О довоенном времени и о том, кем мы были, никто не помнит. Давай вернёмся домой, - просила она. - Будем работать в колхозе, на земле, я соскучилась по такой жизни.

- Прежней жизни не будет, Аня, - отвечал ей Иван, - в деревнях теперь все по-другому. Колхозники привязаны к месту проживания не меньше, чем мы когда-то к помещикам. У многих нет документов, и они в город бегут, за свободой. А ты хочешь её потерять?

- Не может такого быть, - отвечала жена, - мы все свободные люди.

Ваня с грустью смотрел на неё. С некоторых пор Аня стала несговорчивой, тяжёлой в общении, не принимающей чужого мнения. Он понимал, что всему виной пережитые события, его жена сильно изменилась после войны. И порой договориться с ней было невозможно.

- Давай хотя бы посмотрим, что с нашим домом? - сказала Анна, надеясь на то, что увидев его, побывав в родных местах, Иван изменит своё мнение.

- Его, наверное, уже и нет, - ответил он, - те земля была в оккупации, что там фашисты делали, что жгли и где жили неизвестно.

- Как раз в нашем доме и жили, - уверенно проговорила женщина, - у нас все останавливались, тебе ли не знать, - она говорила о командирах Белого движения, которые на пути в Петроград останавливались в их доме. Те события казались такими давними и будто произошедшим не с ними. За окном был совсем другой мир и та, первая война казалась очень далёкой.

- Хорошо, просто съездим, - согласился Иван, устав спорить с женой, - совпадёт у нас с тобой выходной и поедем. В том направлении теперь автобус ходит. Надо узнать, какой и когда отправление.

Аня, впервые за долгое время, улыбнулась.

- Я все узнаю, - сказала она и начала готовиться к поездке.

Автобус в сторону деревни ходил с другого конца города, ведь Лебедевы, когда бежали от преследования, поселились в дальней от места прибытия точке Ленинграда.

Анна съездила на автобусный вокзал, узнала расписание отправлений на нужный ей маршрут и с нетерпением стала ждать выходных. Взяв с собой пару бутербродов, ранним воскресный утром Иван с женой отправились в путь.

Их сердца тревожно бились. Прошлое, казалось давно оставленном позади, вдруг вставало перед ними в полный рост. Аня была в предвкушении, она мечтала увидеть оставленный дом все годы, что они жили в Ленинграде. Пройтись по его комнатам, вдохнуть родной воздух, прикоснуться к стенам, в которых была так счастлива и несчастна в разные периоды жизни.

Пока ехали в автобусе, женщина все вспомнила, о чем они мечтали с Александрой.

"Я скоро увижу его, мама, - мысленно говорила она ушедшей свекрови. - Может и поселиться там сможем. Комнат много, возможно, там сейчас несколько семей живёт."

Но реальность оказалась совершенно не похожей на мечты. С самого начала Лебедевы не могли узнать дорогу, по которой ехали и даже спрашивали у пассажиров автобуса, правильно ли они сели. Те подтверждаем, что автобус идёт до нужной им остановки. Но вокруг все было незнакомое. На месте леса - поле, на место поля - застройки.

Иван, который в юности часто ездил в город с отцом, был поражён произошедшим изменениям. Он не мог увидеть ни одного знакомого поворота.

Когда водитель объявил нужную станцию, Лебедевы с удивлением вышли в совершенно неизвестной им местности. Автобус уехал, а они так и остались стоять, оглядываясь по сторонам.

Люди, вышедшие вместе с ними, пошли в сторону небольших строений, видневшихся за поворотом. Иван с женой последовали за ними. Потихоньку они начали узнавать места, но все равно пребывал в удивлении.

Остановка была в дальней от их дома точке дороги и им надо было пройти через всю деревню, чтобы дойти до родной земли.

Знакомых домов им почти не встречалось. Многие постройки были уже новыми, после военными. А между ними стояли разрушенные дома

Общий вид деревни сильно изменился с тридцатых годов, когда Лебедевы были вынуждены бежать отсюда.

- Смотри, это дом моих родителей, - сказала Аня, - точнее то, что от него осталось. Я помню это место, выросла ведь здесь. Дом разрушен, а остатки забора наши. Странно, что не всего его сожгли в войну, когда топить было нечем.

- Здесь, наверное, по-другому было, - ответил Иван, - все-таки лес рядом, можно дрова найти.

Анна обошла дом, но следов пребывания своих родных не нашла. С тех пор, как отец выгнал её из дома совсем молоденькой девушкой, Анна почти не общалась со своей семьёй. Мать не защитила её тогда, а отец не пожалел. Так что родными людьми Ане давно были Павел с Сашей, которые дали ей кров и всю жизнь относились, как к дочери.

В период после революции, когда к зажиточным семьям присматривались комиссары, мать Анны могла пройти мимо дочери, даже не поздоровавшись с ней, так опасалась за себя и свою семью. Дочь помнила это и не пыталась поддерживать связь.

Сейчас, стоя на развалинах отчего дома, Аня не испытывала никаких чувств. Детство было далеко и почти позабыто. Она с удивлением осознала, что если вычесть года жизни, которые она не помнит по малолетству, то получится, что в городе она прожила уже большую часть своих сознательныхьлет лет. Но все они промелькнули как сон, порой как очень страшный сон, а воспоминания о недолгих годах на родной земле до сих пор были яркими и казались самыми настоящими.

Лебедевы пошли дальше, шаг за шагом приближаясь к своему дому.

Продолжение

P.S. Я вижу в комментариях к главам сожаление читателей о том, какую грустную судьбу я даю главным героям. Но дело в том, что этот рассказ - не моя выдумка, это реальная история семьи Лебедевых. Эти люди на самом деле жили в деревне, бежали от раскулачивания, видели Блокаду в Ленинграде, теряли родных и пр. Я даже не меняла имена главных героев, поскольку никого из них уже нет в живых. И эта повесть - дань моего уважения и благодарности им за жизнь, переданную дальше, несмотря ни на что.

Я не считаю себя в праве менять судьбу ушедших, она такая, как есть. На мой взгляд, поколению людей, родившихся на стыке девятнадцатого и двадцатого веков, выпали самые тяжёлые испытания (несколько революций, вой.ны, раскулачивание, коллективизация, репрессии и др.).

Жернова истории не пощадили целые семьи. И до сих пор многие люди не могут найти себя, почувствовать опору и силу своего рода, как так потеряна связь, подрублены корни, перемолоты жизни.

Это грустное и тяжелое время в нашей истории, но я ощущаю в себе необходимость написать о нём, чтобы окончательно закрыть двери души в те события.