735 подписчиков

Школьный переполох (смешанный обзор)

Ромком нулевых со своей атмосферой. Непонимания, решительность и упорство. Самоповторы, засорение побочками, никакой финал. И неожиданно неплохое продолжение.

Ромком нулевых со своей атмосферой. Непонимания, решительность и упорство. Самоповторы, засорение побочками, никакой финал. И неожиданно неплохое продолжение. Здравствуй, дорогой читатель!

Здравствуй, дорогой читатель!

Сегодня речь пойдёт об аниме-адаптации манги Дзина Кобаяши «Школьный переполох» («School Rumble») в двух сезонах и сблёвом в виде финальных ова, а также частично о самой манге (в той части, что аниме не покрыло) и вышедшем через год после окончания её выпуска небольшом продолжении «Schol Rumble Z», окончательно закрывающим историю. Каким же вышел сей ромком про любовный многоугольник старшеклассников? Насколько удалось совместить ситком и бесконечные безуспешные попытки в признания любви, неловкие ситуации и недопонимания с абсурдизмом и борьбой с пришельцами в доисторическом периоде (или как-то так)? Об этом, а также в очередной раз о том, насколько, мать его, важно нормально заканчивать историю, и пойдёт речь в обзоре.

Итак, начали!

1. Сюжет.
Аниме. Студия: Comet. Годы выхода: 2004-2005 (первый сезон), 2006 (второй сезон), 2008 (финальные OVA). Средняя оценка двух сезонов и ова: 7,84 (взяты сайты MAl и Shikimori; всего голосов 93 566); личная оценка первого сезона – 7,15, второго сезона – 5,95, финальных ова – 3,7.
Манга. Автор: Дзин Кобаяши. Публикация: 2002-2008 (Weekly Shounen Magazine), 2009 (School Rumble Z). Средняя оценка на MyAnimeList: 7,98 (13 436 голосов); личная оценка основной манги – 6,6; School Rumble Z – 6,5.

Персонажи аниме. Сзади: Якумо и Тенма Цукамото. Спереди: Эри Савачика, Кендзи Харима, Микото Суо. Источник: Яндекс.Картинки.
Персонажи аниме. Сзади: Якумо и Тенма Цукамото. Спереди: Эри Савачика, Кендзи Харима, Микото Суо. Источник: Яндекс.Картинки.

Второгодка старшей школы Ягами весёлая и геперактивная Тенма Цукамото уже давно влюблена в своего одноклассника Одзи Карасуму aka Камушка, однако по классике боится признаться и может лишь строить планы, как бы получше это сделать. В саму Тенму уже давненько влюблён главный хулиган школы, байкер и просто бородач Кендзи Харима, решивший, однако, посещать школу с тех пор, как узнал, что их с Тенмой перевели в один класс, посчитав это за шанс. Сама Тенма, узнав, что через год Карасума переводится в другую школу, тоже решает усилить напор, скольких бы неудачно приготовленных блюд это не стоило. Дальше же всё становится только сложнее, когда Харима знакомится с сестрой Тенмы, скромной и молчаливой Якумо (в неё влюблён одноклассник Тенмы Ханаи Харуки, который ещё и дружит с Суо Микото с детства), а также с Эри Савачикой – принцессой из богатой семьи с предубеждением против парней и немного тяжёлым характером. И теперь, пока идёт второй год старшей школы, ребятам надо разобраться в своих чувствах и желательно признаться в них другому. Попутно разобравшись со всеми недопониманиями и выйдя из всех неловких ситуаций, кои неизбежно их будут преследовать, победителями.

1.2 Юношеский задор и подлинные чувства внутри бедлама.

По традиции произведений с плохим финалом, начнём с хорошего. Не смотря на порой очень уж топорно впихиваемый юмор, который ещё и часто повторяется, ибо такова судьба длинных ситкомов, особую атмосферу аниме создать удалось. Атмосферу подлинного бедлама, где возможно всё: от сбора африканских животных, способных помочь ГГ справиться с его меланхолией до совершенно неожиданного путешествия по морским просторам в поисках вдохновения. Хватает и стандартных ситуаций навроде школьных и спортивных фестивалей, танцев у костра, походов с разбиением палаток и прочих вещей, которые за счёт случающихся там абсурдных ситуаций или банального недопонимания выводят к комедийным ситуациям разной степени забавности. Местами, конечно, авторов уносит совершенно не туда (например, Ханаи на его бумажном змее в империю Ацтеков), но даже в таком случае есть то, что позволяет улыбаться подобному абсурду и многим (далеко не всем!) схожим ситуациям и сопереживать центральным героям.

Разумеется, речь про их чувства. Можно запихивать персонажей в абсолютно любые условия и сеттинг, но если у них есть свой характер, свои мотивы и цели, то они проявятся в любом случае, даже если в несколько изменённом под внешним воздействием виде. И что важно, чувства эти искренни и идут от сердца, в какой бы сюр герои не попадали. На примере главных сюжетных линий Тенмы, Харимы и Савачики видно, что есть случаи, когда непрошибаемое упорство и желание донести свои подлинные чувства до другого человека можно и не превращать в унылую помойку, а показывать как то, что действительно непросто сделать: из-за недостатка решимости, боязни отказа и банальном желании признаться красиво и в нужный момент. Вообще, любовь великая сила, и аниме местами это хорошо демонстрирует. Взять того же Хариму, что решил выразить свои чувства через мангу и стал неожиданно неплохим мангакой, заодно найдя какую-никакую отдушину (а после ещё и друга, в лице Якумо) в творчестве. Не говоря уж про то, как эта самая любовь позволяет измениться внутри: взять ту же Эри Савачику, которой это новое неизведанное чувство принесло не только эмоции, которых ранее не было, оно поставило в ситуации, где девушка ранее не оказывалась.

И благодаря этому приходит понимание, что прежняя жизненная позиция, где любовь и чувства виделись как что-то поверхностное, глубоко ошибочное. Воистину любовь спасёт мир, не правда ли? Помимо этого, по классике ромкомов и весьма тонкой ниточкой, часто перебиваемой на другое, порой совсем не к месту, но идёт продвижение идеи о том, что важно ценить теперешний момент, а происходящее здесь и сейчас понемногу, но в любом случае меняет нас самих. И от этого, казалось бы, рукой подать до неплохой, не столь часто встречающейся идеи о том, что порой нужно отказаться от недосягаемой мечты и обратить внимание на то, что буквально под носом. Кто знает, может именно это и есть то, что зовут люди счастьем? Особенно ценен показ того, что казалось бы в схожих ситуациях можно и отступить, смирившись (как в случае с безответной любовью Харимы), с другой же – наоборот, не сдаваться (Цукамото, Савачика), ибо шанс достучаться и донести свои чувства куда более реальный и осязаемый.

Какое отличное от начало и до конца аниме было бы, правда?

1.3 26 ступеней вниз.

Проблемы начинаются со второго сезона. И пусть название параграфа некорректно (так-то там есть три неплохие арки с Эри и Якумо, занимающие почти треть сериала), общая тенденция крайне печальная. Во многом из-за того, что нарушается изначально весьма неустойчивый баланс между показом жизни других старшеклассников в школе Ягами и главных сюжетных линий. Если в первом сезоне удавалось перебивать основной сюжет, не засоряя его приключениями тех, чьи имена-то не запомним по итогу, то во втором они неожиданно забирают себе больше половины времени. Притом сами эпизодические персонажи здесь, в отличие от того же Маджикоя, зачастую даже не пытаются встроиться в основной сюжет: чего стоит история о том, как монахиня Сара узнала что такое любовь, сходив на футбольный матч, где какой-то старшеклассник должен был признаться другой старшекласснице. Влияет ли это хоть на что-то в дальнейшем, проявит себя или может, отразится на поступке персонажа где-нибудь в концовке или сам персонаж в этой самой концовке нормально появится? Четырежды нет! Вся эта вода ничему не служит, кроме растягиванию хронометража, причём реализация тоже очень слабой: драмы от «Переполоха» как бы изначально особо ждать не стоит (кроме истории Карасумы, но и там не сказать, что автору удалось).

Прочитав мангу, пусть и не сначала, мне оказались ясны причины такого перекоса: в оригинале большинство таких историй шли побочками после основного сюжета каждого из тома и занимали они соответственно не более 1/3 от его объёма, отчего при прочтении не ощущались такой повсеместной тягомотиной. По всей видимости, от недостатка материала: очень вероятно, что аниме нагнало мангу, а нового контента придумать не смогло. Вместо филлеров решив же растянуть втрое изначально короткие истории, местами превращая просмотр в пытку. Ну и конечно же, случилась и деградация юмора: начали пихать абсолютно несвязный ни с чем сюр вроде очередной «типа смешной» пародии на девочек-волшебниц (серьёзно, их пародируют едва ли не со времён Сейлормуна, сколько можно уже?) или продолжение безумно интересной игры в баскетбол из манги, что читала Тенма, только теперь они в космосе сражаются против очередного анального зла. Кому вообще пришло в голову выпускать подобную херотень? И не надо говорить про отсылки: они никогда не вытягивают аниме, а лишь украшение к уже складной истории, не важно какого жанра, комедии или беспросветной драмы. Конечно же, не всё так плохо: и во втором сезоне хватает хороших моментов и неплохих шуток, но пропорции забавного и унылого значительно изменились. И не в лучшую сторону.

И конечно же, не просто так пихают эту кучу кала побочных историй: они позволяют фактически застопорить основной сюжет, не давая развязки ни одной из сюжетных линий: ни тем, что были введены ранее (и о которых вспоминали периодически во втором сезоне), ни, естественно, появившихся позднее. Всё это собрание юморесок и недопониманий превращается в восьмёрку топтаний на одном месте, стирая напрочь память о всех зачатках и ростках здравых идей, что должны были дать всходы и показать забавное, но логичное разрешение заявленных конфликтов и череды недопониманий. Аниме вместо этого предложит хапнуть хоть и милую и раскрывающую персонажей, но также ничего не завершающую историю. Точки нет.

Впрочем, то, что в адаптации сняли позднее, обозвав точкой, вышло в разы ущербнее. Далее спойлеры.

1.4 Отсутствие развязки сюжета, подтверждено.

По сюжету (извините за слово сюжет) финала уже прошло какое-то время, и учебный год близится к концу, а так никто и никому не признался. Дабы это исправить, Тенма наконец-то решается признаться в Карасуме, а то он уже на днях уезжает! Харима же тоже пытается что-то предпринять, но его вызывает на гонки Ханаи, дабы, дабы... дабы... мангу читайте, дабы выяснить, что он там хотел! Собственно, единственный весомый плюс финальных овашек и то, что они реально закрыли, сделав это относительно внятно: любовную линию Тенмы и Карасумы. Добавив туда неожиданной туповатой драмы согласно которой пареньку пришлось ехать в Америку, ибо в Японии его вылечить не могут (нет, они не перенеслись в послевоенные годы, автор просто подумал, что так трагичнее будет); впрочем, в Штатах ему тоже особо не помогли, что не позволяет считать драму в сюжетке, заявленной как основная, хорошей или просто нормальной. Но сие не вина адаптации: эту часть манги они как раз адаптировали едва ли не дословно. Дав Тенме вот такое вот очень спорное удовольствие приглядывать за овощем, который её может даже не вспомнит.

Остальное же, кроме последней главы, на совести авторов аниме, скипнувших целый семестр обучения (и столько отличных глав с Эри Савачикой, что у меня, как её фаната, вызвало очень сильное личное горение) и всё то, что было там, таким образом, официально расписавшись, что две трети показанного ранее абсолютно ненужное пустопорожнее переливание. Помимо этого, за счёт косной адаптации последних глав истории окончательно сдаются тут и Эри, и Харима: первая не попыталась, как в манге, остаться подле Кендзи хотя бы фиктивной свадьбой, со вторым же обошлись ещё жёстче: лишили парня желания рисовать мангу и отправили на байке распевать по кабакам (в оригинале были намёки, что это в поисках вдохновения, но да кому какое дело). Тем самым изначально закладываемый посыл «не сдавайся, ищи точку опоры» перефразировали в «отступлю и буду шляться где попало», лишив персонажей даже намёка на нормальное будущее. Дословно передав ниочёмную сцену в финале, в которой на развязку добавили ещё один плевок, теперь авторский. Конечно, если предположить, что никакого посыла и не было изначально, то придирка будет лишней, но тогда само существование такой манги лишается всякого смысла, ставя её на один уровень с каким-нибудь додзинси.

1.4.1 School Rumble-Z: неужто нормальный финал?

Однако же автор не сдался и выпустил продолжение, сюжетно завершающее таки историю. Если выбросить из 10 глав (благо, они не укороченного размера, как в самой манге, а обычные) три, посвящённые очередному дурдому, который в финале истории нужен чуть меньше, чем никак. Остальное же является той самой долгожданной попыткой хоть как-то обрисовать будущее героям. И надо сказать, в общем удалось: так, наконец-то показали, куда дружба детства приведёт Ханаи и Микото (не то чтоб я с первого флешбека в первом сезоне не понял, куда ветер может подуть, но развитие тема получила в той части манги, что не экранизировали), а также Карен и Кёске. Самую же ожидаемую развязку, а именно историю Кендзи и Эри подали в совсем уж классическо ожидаемом стиле: тонко намекнули. Максимально тонко, эфемерно, не столь красиво, как в том же «Городе, в котором меня нет», но всё же передали ту самую мысль, что я уловил ранее: в отличие от самого Харимы, Савачика не сдалась и более того, даже не собиралась. Вообще так уж вышло, что по большей части здесь самыми настойчивыми оказываются девушки, а Эри изначально была дамой со стержнем.

Помимо пресловутой романтики, ради которой преимущественно и лезут во всякие манги, дабы узнать, а чем всё кончилось, неожиданно внесли побольше ясности в судьбы некоторых героев: показали, чем будут во взрослой жизни промышлять Ханаи, Микото, трио балбесов со школы (совсем уж неожиданно), сама Эри, и т.д. И надо сказать, эти штрихи никогда не бывают лишними, ведь жизнь не состоит из одной только лишь любви.

2. Персонажи.

Тенма Цукамото – главная героиня истории, старшеклассница, что пылко влюблена в Карасуму, но боится признаться, на чём и строится её сюжетная линия. Вечно позитивная и неунывающая, гиперактивная, не обладает талантом к готовке, лепке, уборке и учёбе. Неуклюжая растяпа, которой ещё предстоит стать более серьёзной и ответственной (в аниме этого мы не увидим). Искренне старается исправиться, когда что-то делает не так. Обожает сплетничать по поводу того, кто с кем встречается и часто шипперит Хариму с Эри и Якумо, помогая им вляпаться в очередную череду недопониманий.

Одзи Карасума – парень, в которого влюблена Тенма. Внешне ОЯШ на максималках, чьему каменному выражению и ГГ «Ангела по соседству» позавидует. Однако за счёт своего хобби наряжаться в костюм каппы и ходить так под дождём (во чудик) имеет репутацию странного парня, что, впрочем, делает его только милее в глазах Тенмы. Участник школьной музыкальной группы, играет на гитаре. Хотя и держит Тенму на расстоянии, порой показывает, что девушка ему не безразлична. Обладатель весьма странной драматичной линии в конце манги.

Кендзи Харима – уже давно влюблённый в Тенму старшеклассник. Первоначально имел репутацию хулигана и прогульщика, связанного с разборками якудзы (чего только слухи не придумают), однако попав в один класс с Тенмой, стал куда прилежнее посещать занятия (к успеваемости, впрочем, это не относится). Пылкий романтик и мечтатель, он склонен идеализировать объект своей любви, мечтам о которой предаётся порой вне всякой меры. Решительный и крайне упёртый, Харима долгое время не замечает ничего вокруг, часто попадая в передряги. Дабы выразить свои чувства, начинает рисовать мангу и даже втягивается в это дело, где его соперником, иронично, вновь оказывается Карасума. Вспыльчивый и часто решает проблемы в честном поединке. Часто гоняет на скутере. Эри, с которой Харима в очень сложных отношениях, называет его бородачом.

Эри Савачика – одноклассница Тенмы и Харимы. Оджё-сама из богатой семьи: поскольку отец британец, среднюю школу девочка посещала в Англии. Изначально не имела друзей вовсе, однако благодаря настойчивости Микото поладила с остальными. Отличница, спортсменка и просто красавица; разве что готовить не умеет. Поначалу крайне ветрено относится к любви, считая её чем-то мимолётным (а парней попросту недолюбливает), однако впоследствии, столкнувшись с признанием Харимы (додумался же перепутать девушку!), остаётся в смешанных чувствах, каким-то чудом перерастающих в симпатию и чем дальше, тем сильнее. Влюбившись, Савачика оказывается крайне ревнивой, подозревая в том, что парня, на которого она глаз положила, планируют захомутать Микото (холодно), медсестра Анегасаки (теплее), Якумо (горячо) и Тенма (попала, но не совсем). В каждом из этих случаев Эри открывала для себя нечто новое: важность ли подруг, пагубность скоропалительных выводов, либо же действий. Учась на своих ошибках, становится более зрелой. Поскольку цундере, то периодически проявляет как свою надменно-изящную сторону, так и смущённо-милейшую. Когда надо и вразумить может. При всех недостатках, однозначная вайфу, помимо милоты обладающая твёрдой волей и внутренним стержнем, способная не просто испытать сильнейшее и искреннее чувство, но и проявить настойчивость в том, чтобы достучаться до другого. Тем обиднее, что полноценное счастье девушки не показано, а дано лишь намёком. Озвучена Юи Хориэ, и впервые со времён Цубасы Ханекавы я настолько очарован героиней с её голосом.

Якумо Цукамото – младшая сестра Тенмы, однако поскольку за все домашние дела, включая приготовить бенто сестре, отвечает именно Якумо, создаётся впечатление, что старшая у них Якумо. Стеснительная и скромная девушка, что состоит в клубе чаепитий, а также может слышать мысли животных и парней, которым нравится, а также иногда видеть девочку-призрака, добавляя до кучи в аниме ещё и паранормальщину. Не смотря на то, что дела по дому ведёт Якумо, в остальном она излишне зависит от своей сестры и со временем учится быть более самостоятельной. Случайно узнав о том, что Харима рисует мангу, соглашается ему помочь, став заливщицей фонов и оценщицей его черновиков. Впоследствии, узнав о чувствах Харимы к Тенме, пыталась помочь ему, посылая вместо себя сестру. Безответно влюблена в Кендзи. Поскольку озвучена Мамико Ното, слушать её было одно удовольствие, да и сопереживать можно.

Микото Суо – подруга Тенмы, Эри и Акиры. Участница додзё, где тренируется с другом детства Ханаи, с которым её подружки периодически сватают, не понимая, что всё не так. Добрая и отзывчивая девушка, готовая поддержать советом, однако поскольку опыта в отношениях мало, очень часто совет оказывается нужен ей самой. Во втором сезоне вступает в баскетбольную секцию и даже находит парня, однако история на этом не заканчивается.

Ханаи Харуки – староста 2-С, напарник по додзё и друг детства Микото, знающий её как облупленную, а потому очень по-свойски с ней общающийся, отчего их и сводят. Крайне импульсивный юноша, что постоянно волочится за Якумо, чему девушка совсем не рада. Вечно ревнует Якумо к Хариме, с учётом чувств последней, небезосновательно, выясняя с ним отношения и банально кто круче. Помимо этой ненормальной зацикленности, весьма ответственный парень, часто вовлекающий свой класс в общественно полезную деятельность.

Акира Такано – подруга Тенмы и Ко. Крайне молчаливая и всегда спокойная девушка, идеально умеющая считывать ситуацию, благодаря чему разрешает некоторые непонимания. Не смотря на серьёзность, не прочь и подшутить над подругами. Ведёт двойную жизнь: её вторая работа весьма опасна и связана со шпионажем и криминалом. Где-то в концовке дают небольшую грустную предысторию.

Карен Итидзё – первогодка старшей школы. Невероятно сильная физически, она весьма закомплексована, поскольку её возлюбленный, Имадори, не замечает в ней девушку. В вечном соперничестве с мексиканкой Лалой Гонсалес, которая кроме вечного ора и типа смешных избиений Имадори (он хоть и противный, но жевать это сто раз...) ничем не запомнилась.

Кёске Имадори – бабник, что вечно пытается позвать очередную красавицу на свидание (ну вылитый Гиш из «Нулизы») и за которым таскается Карен, которой он пользуется как рикшей или просто игнорирует. Сходиться с ней начинает, когда они вместе играют с младшим братом Карен в «Дорабириэмонов» (да, это детское аниме, но Имадори инфатнилен). Любимое хобби определять на глаз размер бюста девушки. Постепенно привязывается к Карен.

Помимо этого, была заявлена уйма других персонажей (кузина Харимы Итоко Осакабе, школьная медсестра Таэ Анегасаки, католическая монахиня Сара Адемиус, трио школьных извратов, среди которых был и Имадори, дуэт пафосных из 2-D, персонажи из манги и т.д.), но по причине их абсолютной статичности и существования такой штуки как Маджикой, где подобные второ- и третьеплановые герои запомнились лучше, рассказывать о здешних не имеет смысла.

3. Анимация, саундтрек.

Анимация в целом неплохая: не смотря на простоту, есть в здешних чардизах, особенно у Эри, что-то притягательное. Покуда качество рисовки не спадает, смотрится вполне неплохо. К сожалению, во втором сезоне проседает и рисовка, отчего вполне резонный вопрос: не проще ли было разделить его на две части (как сейчас особенно делать любят), подождав нового контента, заодно и рисовку не уронив? В манге в общем-то те же дизайны (может фанатство говорит, но лучшие кадры оттуда попадались преимущественно с Савачикой) и совсем уж бедность в плане фонов, о которых частенько просто забывали. Высоко оценить мангу с точки зрения художеств не получится.

Саундтрек вышел в целом средним: есть отдельные неплохие фоновые темы, пара драматичных, пара забавных, но в целом ничего примечательного. В отличие от весьма задорных опенинга и эндинга первого сезона: как никак первый сама Юи Хориэ исполняла, да и в целом они отлично вписались в атмосферу. Опенинг же второго сезона по причине почти полного отсутствия там Савачики, но наличия роботов и избиений я принципиально скипал со второй серии.

4. По итогу.

Аниме «Школьный переполох» ярчайший пример тому, что бесконечно тянуть резину не просто вредно, а при должном уровне бездарности может оказаться и вовсе губительно. Начинаясь как вполне неплохой ситком по типу той же «Кагуи», «Переполох» имел неплохие шансы показать свою историю о куда более запутанной любви с весьма нетривиальными развязками, к которым автор с определённого момента и вёл, осознанно или нет.

Однако вместо переломного момента аниме избрало наихудший путь, состоящий из приумножения и ранее бывших в достатке самоповторов, размазывания побочных историй и вытеснение ими основной сюжетной линии, превращая происходящее в слабую клоунаду без смысла и посыла. Финал же, вместо расставления всех точек над i, делает это лишь в отношении одной, притом не самой сильной истории, да и то весьма притянуто. Остальное же обрывается так, что и окончанием подобное называть греховно.

Ситуацию действительно заметно спасает вышедшее продолжение манги: тоже далеко не идеально, но оно хотя бы заслуживает называться окончанием, ибо показывает, к чему пришли истории, начавшиеся ранее. И если в отдельных случаях это смотрится слабо из-за не самой глубокой проработкой, то поистине основная в плане внимания линия даже с намёком на финал выглядит более органичной. Ибо по показанному ранее верится, что изменения произошли ранее и, что важно, органично вплетены в имеющуюся прорву забавных ситуаций. Жаль, самое интересное по традиции не покажут.

Заканчивая обзор, скажу, что так и не выработал однозначного отношения к франшизе: веселье вплотную мешалось со скукой, искренние восторги и восхищения с негодованием по поводу очередной попытки окончить ни на чём.
Рекомендовать к просмотру (прочтению) посему весьма сложно. Однозначно стоит посмотреть разве что первый сезон: если вам зайдёт его твердолобый юмор и главные герои, то можно попробовать мангу (адаптацию второго сезона всё же считаю неудачной). Главное, держать в уме, что окончательный финал дадут лишь в части Z (до неё развязку получит лишь одна линия).
Порой даже сам автор оказывается не вполне властен над своими историями. Позволяя им идти в том или ином направлении, иной раз и сам в начале не ждёшь того, к чему они придут. Однако как по мне хороший автор именно такой, что вовремя почувствует направление и грамотно свернет на него, не растрачиваясь и не отвлекаясь на мелочи. Которые в конечном итоге могут собраться в кучу, давящую потенциально очень даже хорошую историю. Очень повезёт, если её при этом не похоронят окончательно, а сумеют спасти.
Эри Савачика лучшая, личное мнение.
Эри Савачика лучшая, личное мнение.

Спасибо, что прочли статью до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!