Найти тему

Подручный Луизы-Нулизы (обзор аниме)

169 прочитали

Комедийный исекай про попаданца в фентезю прямиком к цундере-садистке. Наивная сказка, гарем с предрешённым исходом и тяжесть сближения.

Здравствуй, дорогой читатель!

Сегодня речь пойдёт о четырёх сезонах аниме-адаптации ранобе от Нобору Ямагути, выходивших с 2006 по 2012 год и рассказывающих о весёлых, порой не очень, приключениях заносчивой дворянки-садистки и её неверного кобеля. Какими же они вышли? Почему в отношениях так важно обеим сторонам идти навстречу (и что может и будет им мешать)? Спасает ли просмотр, если в скудный фентезийный мир добавить японский истребитель времён Второй мировой? Кем вообще надо быть, чтобы обнулять собственную же драму и главное – кто такая Нулевая Луиза, заслужившая звание одной из четырёх великих и ужасных цундере прошлого? Обо всём этом в обзоре.

Итак, начали!

1. Сюжет.
Студия: J. C. Staff. Годы выхода: 2006 (первый сезон), 2007 (второй сезон), 2008 (третий сезон), 2012 (четвёртый сезон). Средняя оценка за четыре сезона: 7,34 (взяты сайты MAl и Shikimori; всего голосов 335 245); личная оценка четырёх сезонов – 6,95.

Табита, Сиеста, Луиза и Тиффания. Хм... а где Генриетта и Сайто? Источник: фонд нулевой Луизы.
Табита, Сиеста, Луиза и Тиффания. Хм... а где Генриетта и Сайто? Источник: фонд нулевой Луизы.

Юной дворянке Луизе Франсуазе ле Бланк де ла Вальер жутко не везло в бытность её студенткой школы магии в Тристейне: кроме как устроить взрыв, никакое другое заклинание у юной дворянки не получалось. И даже во время ритуала призыва фамильяра, должного стать верным подручным юному магу, Луиза оплошала, призвав какого-то простолюдина в спортивке Сайто Хирагу. Однако призванный оказался не простолюдином, а попаданцем с другого мира (нашего по всей видимости) и, как водится, обладающего мощной сверхспособностью, позволяющую любым оружием без обучения сражаться как родным (не только же слугам в Фейте такую способность иметь), показывая свою полезность. Вдобавок ко всему у Сайто появляется некие руны Гандальва, а сама Луиза оказывается владычицей архиредкой магии Пустоты, которую придётся использовать для защиты отчизны от вторжений со всяких Альбионов, да и если просто королева Генриетта с личным поручением обратиться. Попутно Сайто предстоит адаптироваться к новому миру и выстраивать отношения с новоиспечённой хозяйкой, отношение которой к своему слуге изначально между крепостным и питомцем, а распутное поведение ГГ-куна, на коего все девушки вешаться готовы, дело, как ни странно, только усугубляет.

1.2 Бег по кругу, проработка мира и путь к сказке.

Да, самолёт времён ВМВ спокойно летит в нелётную погоду, ведь за штурвалом читер настоящий ас. Источник: скриншот из аниме «Подручный Луизы-Нулизы». ©J.C. Staff.
Да, самолёт времён ВМВ спокойно летит в нелётную погоду, ведь за штурвалом читер настоящий ас. Источник: скриншот из аниме «Подручный Луизы-Нулизы». ©J.C. Staff.

По сути своей, Нулиза проста как пять копеек: сборник более-менее связанных историй, через которые проходит главная парочка, налаживая главные отношения. И к комедийной части по сути одна претензия: она четыре сезона повторяет нам одно и то же, отчего эти игрища Луизы с Сайто и плёткой второй, третий раз уже не будут восприниматься также хорошо, как и в первый, да и по правде говоря такой юмор в целом весьма на любителя. Лишь в последнем сезоне Луиза заметно ослабит «цун», став окончательно «дере»: то ли поняв, что так она своего не добьётся, то ли потому что надо уже аниме заканчивать было. Ну и куча повторяющихся ситкомовских ситуаций навроде зелий влюблённости, выпитых не теми, неожиданными встречами ГГ с очередной принцессой, падением лицом в грудь, желательно на глазах последней, в принципе обоснованной истерий последней и заходу на новый круг. И хотя такое поведение позволяет как-то оправдать все эти откаты назад в отношениях, смотреть за очередной, вплоть до последнего сезона не особо удачной, попыткой эти самые отношения наладить.

В то время как комедия с делами у ребят идёт по одному и тому же месту, в мире случаются порой глобальные и значимые вещи. Но к сожалению, зачастую не хватает проработки и вопросы по типу «А почему эльфы и люди с Халкегинии так не любят друг друга» остаются нераскрытыми, хотя казалось бы, добавь первым мотивации, и конфликт перестал бы быть таким однозначным (здесь, впрочем, более-менее спасает наличие терпимой к «дикарям» фракции эльфов). То же самое относится и к миру, из которого пришёл Сайто: о том, что он там делал до того, как угодил к Луизе, неизвестно ничего. И да, это классика большинства исекаев, но тут-то у Хираги появляется, притом дважды, возможность вернуться обратно. Но поскольку о той его жизни мы не знаем, то и понять, от чего отказался герой, выбрав Луизы, не можем, что опять-таки в минус, ибо проработай авторы вопрос чуть больше, интереса бы прибавилось значительней.

О проблемах проработки говорит и множество всяких допущений. С какими-то можно мириться спокойно (та же читерская способность Сайто управляться с любым оружием, включая истребители), но не с тем, что порой действительно неплохую драму, связанную с ответственностью за ошибки прошлого и платой здесь и сейчас, подменяют в дальнейшем на «это всё было по плану». И ладно, они ГГ-шку воскрешают, им сюжетная броня прописывается почти всем (а то дойдём и до того, что и Кирито из САО надо было ещё в Айнкраде стереть), но когда это делают в отношении тех, чей небольшой сюжет уже был закрыт... Если в жанрах не указывается тег драма, то это не значит, что её там не было, а тем более, что её можно так вертеть (притом это было минимум дважды). Впрочем, в Нулизе ради именно такого течения сюжета вам покажут чудо паровой летучей машины, спроектированной местным гением на основе самолёта с ДВС (ааааааа, да как это связано!?). Нет бы королевству Тристейн с первого сезона ПВО начать изучать, чтоб драконов сбивать. Политическая система тоже слабовата: вроде и есть вполне осязаемое разделение на дворян и чернь, но это что-то не помешало Сайто с ходу зацеловать принцессу Тристейна. Ну и каких-то очевидных вещей по типу борьбы за власть и интриг не будет, и королевами спокойно станут аж две ещё вчерашних школьницы, основными проблемами которых будут внешние враги да фентезийные чудища.

Апогея допущений и сказочности аниме достигает в своём финале. Который, к слову, писался в самой студии, ибо автор ранобе-первоисточника был при смерти (само ранобе закончено только его помощником спустя несколько лет на основе прижизненных заметок) и приходилось крутиться самим. И стоит констатировать прискорбное: в плане пресловутого экшона и уровня накала вышло куда хуже, чем в предыдущей схватке с основными антагонистами третьего сезона, ибо кому нафиг интересен бой с очередным жутким монстром, движимым только инстинктом разрушения? Лучше бы введённых под конец церковников раскрыли с неприглядной стороны (как это часто практикуют) или не сливали Шеффилд с Джозефом в начале, оставив их на десерт. Единственно, с чем удалось поставить логическую точку, так это с отношениями главной парочки.

1.3 Проблемы взаимоотношений, пути навстречу и комедия.

При всём том нашлось в аниме и то, что заставляло его смотреть порой залпом по 4-6 серий. Прежде всего, это пусть и зацикленная на несколько кругов, но работающая притирка двух людей из действительно разных миров с разными мировоззрениями, этими самыми мирами порождёнными. Поистине забавно, что прописывать мир целиком автор не стал, но портрет главной героини, сословные предрассудки и воспитание которой, вкупе с издевательствами более талантливых учеников в школе магии, оказался довольно-таки верным. И вполне логично, что пришельца с другого мира она разглядела далеко не сразу, изначально посчитав чернью, а из-за желания Сайто поглазеть на достоинства других девушек (коими Луиза обделена) ещё и «псом» и отношения «крепостной-госпожа» в данном случае обоснованы, особенно на начальных этапах. И опять же логично, что поскольку ГГ не прогнулся под эту закостенелость и помимо бега за каждой юбкой проявил и желание защищать Луизу, то не просто стал выше выглядеть в глазах своей призывательницы, но и сумел немного повлиять на её взгляды, показав, что с недворянами стоит считаться. Концовка так и вовсе демонстрирует полную готовность Луизы отказаться от своих регалий ради обычной жизни с любимым.

Сами отношения, впрочем, помимо разрушаемого ещё в первом сезоне барьера сословного, имеют и другую преграду, имя которой: несовместимость. Хотя аниме старалось привести этих двоих к счастливому знаменателю, воспринимается хэппи-энд в данном случае как сказка. Иначе и быть не могло, ведь каковы шансы у заносчивой и ревнивой, а также неуверенной в себе цундере с садистскими наклонностями и в общем-то доброго, но неспособного сказать нет любой клеящейся юбке, парня? Естественно, что без обоюдного сближения навстречу ничем, кроме грызни и поиска виноватых, дело не кончится. Вообще в эту сказку мне при просмотре хотелось верить больше из сопереживания к Луизе, коей не только статус не помог, но и которая часто оказывалась обманутой: показательный пример из первого сезона, где её друг детства, которым она восхищалась, оказался расчётливой сволочью, смотревшей на госпожу Вальер как на выгодную ставку. Отсюда и ревность, порождённая внутренними страхами остаться покинутой и низкая самооценка, скрываемая за агрессией. Притом шаги к сближению в конце концов начала делать именно она, всё дальше уходя от первоначальной жестокости в сторону ласки (ГГ же по ощущениям до последнего не мог заставить себя не смотреть налево).

Которой вот вообще не идёт на пользу постоянные застукивания Сайто с очередной девочкой. Которые, к слову, тут не приторно сахарные, а порой очень даже напористые: ставя своё счастье превыше чужого, та же Сиеста и особенно Генриетта не прочь перейти в атаку, когда в отношениях Сайто и Луизы появляется очередная трещина. И конечно же, в силу мягкотелости главного кобеля франшизы это срабатывает; в случае с Генриеттой стабильно во всех сезонах, причём если в первом инициатором был Хираги, во втором случайности, в последних уже принцесса рулила процессом. Занятное развитие, которое, стоило бы поднять аниме рейтинг, превратило бы его в вариацию «Школьных дней», сделав, правда, совсем невесёлым, а скорее гнетущим; собственно, некоторые такие сцены в самой Луизе-Нулизе и ощущаются как драма с изменами (Луиза небезосновательно чувствует себя преданной, когда клявший в любви Сайто спустя время обжимается с Генриеттой), нежели обычный комедийный гаремник.

И всё-таки главенствующий жанр здесь комедия, от которого и стоит отталкиваться при просмотре. Больше половины аниме займут подаваемые именно что в забавном ключе проблемы Сайто и Луизы, их дела и заботы в школе магов, выполнение различных поручений и, когда уж совсем припрёт нелёгкая, борьба с другими странами, расами и чудищами для спокойствия страны да защиты друзей и близких. Дабы потом вновь отдыхать в этом не самом враждебном фентезийном мире и совсем уж лояльной школе. И всё же надо сказать, что порой аниме затрагивает неплохие темы вроде шовинизма (в третьем сезоне людского к эльфам на примере Тиффании, в последнем уже со стороны эльфов к людям) или же ещё раз подчёркивает пагубность войны и последствия военных действий, которые тяжким грузом лягут как на жертв, так и тех, кто бесчинствовал, если в них осталась человечность; в этом плане одна мини-арка напомнила мне о «Стальном Алхимике», хотя и реализована по понятным причинам куда слабее. Ну и по мелочи, про примесь фентези с истребителями: не самая оригинальная вставка (и до, и после Луизы-Нулизы мешать фентезю с современностью будут многие), однако в целом неплохая, ибо показывает лишний раз, как простой японский истребитель времён Второй мировой или Базука наносят заметный урон по драконам да големам. И разумеется, пистолет гораздо лучше волшебной палочки, ибо пуля долетит быстрее, нежели маг прочтёт заклинание.

2. Персонажи.

Луиза Франсуаза ле Бланк де ла Вальер – главная героиня история, наследная дворянка, младшая сестра в семье Вальер, юная обучащаяся магии в академии Тристейна. Из-за нулевых поначалу способностей к магии (хотя взрывы кастовать может не слабее этой вашей Мегумин), а также маленькой груди язвительно прозвана в школе нулевой Луизой. Впоследствии оказывается, что она носительница магии Пустоты, коих в мире всего четыре, включая её. Внешне очень колкая, порой жестокая и неуравновешенная садистка-собственница, любительница подоминировать и похлестать своего свежепризванного подручного плетью. И, как подобает цундере, за этой стороной своего характера, прячется неуверенная в себе и закомплексованная девочка, которую до кучи неоднократно предавали (в том числе по ходу самого аниме) и которая из боязни обжечься ещё больше всё воспринимает в штыки. Что любопытно, идеалом человека она считает свою старшую сестру Каттлею – добрую и заботливую, всегда спокойную и доброжелательную женщину (вторая сестра, Элеонора, напротив, ещё более грубая версия Луизы). Разумеется, сама Луиза также способна проявлять доброту и заботу и искренне старается побороть собственные недостатки и стать наконец милой. К превеликому счастью, ближе к концу ей это удаётся. Лично предана принцессе Генриетте. Без вариантов лучшая девушка франшизы. Сейю Луизы, Риэ Кугимия, озвучила также трёх великих нулевых цундер (Тайга из «Торадоры», Шана из «Пламенного взгляда», Наги из «Боевого дворецкого Хаятэ»), а также Ала в «Стальном алхимике», божка из «NGNL» и др. Занятнее всего то, что по новому эту сейю я услышал в богом забытых спешлах, где Луиза отыгрывала госпожу... и этот голос пронял даже сильнее, чем бывший по умолчанию.

Сайто Хираги – обычный японский подросток, что пошёл в магазин в спортивках, а попал в иной мир (прям как Субару, Казума и ещё табун таких же), где получил сверхсилу, доминантную госпожу Луизу и говорящий меч Дерфлингер. Добрый по натуре парень, горящий желанием защитить всех новых друзей в этом мире, а особенно Луизу, в которую постепенно влюбляется. Однако, увы, он ещё и любитель получить удовольствия на стороне, отчего вплоть до последних шести серий огребает от Луизы, и надо сказать, заслуженно. Что плюс к карме, старается привнести в Тристейн и на Халкегинию в целом свои прогрессивные взгляды о мире, равенстве, братстве.

Генриетта де Тристейн – наследная принцесса Тристейна (впоследствии королева). Добродушная девушка и лучшая подруга Луизы. Однако за её благожелательностью и вежливостью скрывается твёрдая рука юной властительницы, что способна принимать тяжкие решения. Хотя в начале и не питала к Сайто чувств, впоследствии её стало к нему тянуть, ибо опору в нём она разглядела. Да и одной быть не хотелось категорически. Не самая лучшая подруга в плане того, что собственные желания ставит выше и добивается их как умеет. Её сейю, Аяко Кавасуми, озвучила Сэйбер в «Ночи схватки».

Сиеста (CV Юи Хориэ) – служанка в академии Тристейна, обычная добрая девушка, что влюбилась в Сайто, после того как тот заступился за неё и не позволил отдать на потеху какому-то помещику. Изначально пыталась отбить Сайто у Луизы всеми правдами и неправдами, однако каким-то макаром умудрилась с ней подружиться и даже объединятся во временные коалиции, дабы противостоять прочим конкуренткам. Какое-то время я даже думал, что они так и останутся втроём.

Тиффания Вествуд – наполовину эльфийка, жившая в одном из лесов Альбиона, пока не повстречала Сайто, коего её пришлось спасать. Обладет мощными целительными, вплоть до воскрешения, навыками, магией эльфов, а также магией Пустоты. Из-за внешности изначально подвергалась травле, а из-за неверия в праотца Брамира даже чуть до святой инквизиции не дошли. Самым сильным её желанием оказывается иметь верных друзей. Добродушная и немного стеснительная. По законам жанра безответно влюблена в ГГ. Поскольку её сейю Мамико Ното, успеха её персонажу желаешь на каком-то подсознательном уровне.

Кирхе Августа Фредерика фон Анхальт-Цербст – учащаяся академии Тристейна, родом из Германии (одного из шести названных государств Халкегинии). Изначально жутко ветреная женщина, меняющая кавалеров как перчатки, но при встрече с Сайто неожиданно загорается сильной страстью и показывает всю красоту женской игривости, кокетства и флирта, вкупе со знаками внимания. Впоследствии переключается на солидного мужчину, с которым явно будет понадёжнее. Притом ради защиты друзей, особенно лучшей подруги Табиты, готова стоять горой. Неплохо орудует огненной магией. К сожалению, внимание ей уделяли в основном в первом сезоне.

Табита (Табаса, она же Шарлотта Елена де Орлеан) – очень способная ученица академии Тристейна и законная наследница трона Галлии (да, у них там натуральный Оксфорд). Из-за травмы прошлого утратила прежнюю живость и энергичность, отчего почти всё время не проявляет эмоций и молчит, читая в углу книжку, прям как Юки Нагато. Превыше остального ценит жизнь матери, ради которой оказывается способна на многое, полагаясь лишь на себя и свои силы. Затем, будучи спасённой Сайто, понимает важность друзей. Владеет магией льда и ветра.

Сильфида (она же Ирурукву) – дракон-фамилиар, призванный Табитой. Поскольку относится к редкому подвиду былинных драконов, способна принимать человеческий облик (и ведь за 11 лет до Дракорничной госпожи Кобаяши придумали!), в коем предстаёт как гиперактивнгая и неунывающая девчушка, ценящая Сайто за то, что тот её подкармливал в бытность драконом. Очень радеет за судьбу хозяйки и даже подначивает её проявить инициативу в отношении ГГ.

Монморанси Маргарита ла Фер де Монморанси – ещё одна ученица академии. Влюблена в кои-то веки не в Сайто, а в Гиша и ревнует уже того за флирт с другими. Порой может заносить не туда, но в стороне от очередного приключения героев не остаётся. Владеет магией воды.

Гиш де Грамон – знатный и самовлюблённый барчонок, владеющей магией земли и призывающий отряды големов. Обожает рисоваться, театральные жесты и позы, а также подкатывать к красивым девочкам, дабы потом извиняться перед Монморанси и клястья, что это в последний раз. Главарь сообщества Ундин академии, а также ветеран войны с Альбионом (мобилизация штука страшная, даже школяров у них не щадит).

Жан Кольбер – преподаватель в академии Тристейна, маг огня. Живо интересуется техникой из мира Сайто и в целом этим дивным светом, не знающим войны (...), против которой Кольбер всячески выступает. И стоит сказать, не просто так он ненавидит действо, ничего кроме тягот, смертей и страданий обычному люду не приносящих.

Агнес – рыцарь Генриетты и начальница её охраны. Строгая и бесстрастная по большей части девушка, у которой есть потаённая мечта. Это желание отомстить за геноцид гражданских во время внутренних беспорядков в Тристейне его исполнителю. И как только такая возможность ей подворачивается, она становится одержимой идеей убить преступника, пока в конце концов не осознаёт порочность такого подхода.

Шеффилд – бывшая секретарша диктатора Альбиона Кромвеля (да, отсылок тут дофига и больше: от Кромвеля до Екатерины II), ставшая впоследствии у руля управления страной, ввязав её ещё в одну войну. Однако больше всего её заботит не это, а выполнение воли своего истинного хозяина, про которого во избежание спойлера не скажу.

3. Анимация, саундтрек.

Если говорить о чардизе в целом и отдельных кадрах, то мне весьма зашло. Над милым личиком Луизы, фансервисными сценами и некоторыми боями (или полётом самолёта в первом сезоне) аниматоры действительно постарались и ключевые моменты выглядят действительно хорошо. Однако в целом анимация здесь довольно бедная, а некоторые сцены, как на предпоследнем скрине выше, нарисованы на такой отвали, что смотреть противно. Посему общее впечатление о визуале сильно подкашивается и по итогу Луиза-Нулиза ощущается беднее той же Утены от тех же Стаффов, хотя между сериалами минимум 9 лет разницы.

А вот саундтрек вышел довольно неплохой: когда надо заводной, когда надо драматичный, а когда тот самый фоновый, не мешающий. После просмотра не особо что запомнится, однако создать нужное настроение во время тоже немалого стоит. Все четыре опенинга исполнила вокалистка Ичика, а эндинги сама Риэ Кугимия, что давало ещё больше ощущения цельности, а в финальных сериях первых двух сезонов использовали эффектный приём с добавлением звуков от полётов самолёта или взрыва от применения к магии. А вот первые два эндинга за крайне слабый визуал (второй ещё и за шутки про псину, с которыми вышел перебор) можно только поругать; четвёртый, в этом плане, вышел конфеткой, ибо показал то, что от него ждали зрители, а именно Луизу.

4. По итогу.

Аниме «Подручный Луизы-Нулизы» по нынешним меркам весьма стандартный представитель исекайного гарема (хотя на момент выхода такого засилья оных, как сейчас, не было), в который добавили изюминку в лице таких непростых отношений главной пары, в которые постоянно вмешиваются внутренние и внешние факторы.

Разумеется, очень сильно хромает как проработка деталей, логических цепочек и мира в целом, отчего сюжет здесь отходит на второй план, уступая место отношениям между персонажами. Самая же беда начинается, когда аниме прёт к своему сказочному финалу, ради коего не просто ломает и гнёт сюжет нынешний, но и отменяет то, что раньше работало. Подобное не может не вызывать возмущения. Не говоря уж о самоповторах, откатах назад и в целом специфике подобных отношений.

И всё-таки, для меня Луиза-Нулиза оказалась интересной и забавной: попытки обыграть по-разному одно и то же не набили до конца оскомину, а за счёт неплохо выстроенного внутреннего конфликта главной героини (без Луизы это аниме объективно оказывается аморфным киселём), можно не просто смотреть это аниме, но и сопереживать Луизе, искренне веря, что её счастливая сказка с Сайто сложится. Даже если сама жизненность восстаёт против.

Заканчивая обзор, стоит сказать, что больших надежд в отношении Луизы-Нулизы питать точно не стоит: сейчас это во многом обычный гаремник с не особо продуманным сеттингом и сюжетом, тащит который на себе преимущественно главная героиня.
Посему к просмотру я рекомендую первый сезон. Держа в уме, что второй будет послабее, а последние два ещё послабее. Тем не менее, я отсмотрел все четыре сезона за каких-то две недели, а это что-то да значит, не так ли?
Мало сделать выбор, чтоб ему верно следовать порой требуется недюжинная выдержка. И хорошо, если отклонения в сторону будут незначительными, их удастся компенсировать проявлением подлинных чувств (как старалось это показать аниме, где Сайто творил подвиги ради Луизы), либо же банально пронесёт. Однако в жизни стоит помнить, что переигровки не будет, а за отдельные проступки прощения может и не быть. И не лучше ли в таком случае воздержаться от сворачивания с дорожки сейчас, нежели сожалеть об этом после?
И куда же без этти, коли о Нулизе речь ведём. Источник: фонд нулевой Луизы.
И куда же без этти, коли о Нулизе речь ведём. Источник: фонд нулевой Луизы.

Спасибо, что прочли сей немалый обзор до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!