Найти в Дзене
Т-34

Охота на Ме-262. Как был сбит первый немецкий реактивный самолет на 1-м Украинском фронте

В ПОЛДЕНЬ 26 апреля 1945 и года командир 107-го гвардейского Одерского истребительного авиационного полка подполковник С. Л. Индык (11 гвардейская иад 2-й воздушной армии) и офицеры, находившиеся на КП, заметили, как на небольшой высоте прошёл необычный двухмоторный истребитель со свастикой на борту. Поразил и свистящий звук моторов и отсутствие воздушных винтов. Несмотря на то что подобную машину видели впервые, сомнений не осталось ни у кого: это был реактивный самолёт. Не доходя до аэродрома Адлиг-Дубрау, он развернулся и с набором высоты ушёл.

На следующий день, примерно в то же время, над аэродромом появилась пара фашистских реактивных истребителей. Шли они, как и первый самолёт, на небольшой высоте и с ходу атаковали шестёрку «илов», ожидавших группу прикрытия. «Илы» стали в круг и открыли огонь. По тревоге взлетело дежурное звено истребителей. Однако фашистские лётчики боя не приняли, набрали высоту и скрылись в облаках. Вечером 28 апреля командир полка сообщил лётному составу, что получен приказ из штаба воздушной армии во что бы то ни стало сбить реактивный самолёт. В то время ещё не знали точно его марки и лётно-технических данных. Несколько позднее стало известно, что это был МЕ-262, имевший скорость порядка 800—850 км/час. Начальник разведки дивизии добавил, что в район вражеского аэродрома выброшена оперативная группа с радиостанцией, о взлёте реактивных самолётов будет сообщено условными позывными. В первую дежурную пару перехватчиков 29 апреля назначили гвардии старших лейтенантов В. Розина и Б. Фёдорова. Несмотря на то что в полку были отличные по тому времени поршневые самолёты ЯК-9у, все понимали, что перехватить реактивный будет трудно.

Поскольку фашистские лётчики дважды выполняли один и тот же манёвр — уход с набором высоты, командир полка приказал атаковать вражеский истребитель на высоте 2500— 3000 метров.

Перехватчики стали ждать сигнала к вылету. По радио прозвучала команда — «Взлёт», и вслед за ней с КП дали зелёную ракету. Истребители быстро набрали заданную высоту. В воздухе уже дежурила четвёрка ЛА-5, а выше — шестёрка «Кобр». Однако встретиться с реактивным никому не пришлось. Он на небольшой высоте пролетел над автострадой, поджёг бензозаправщик и на этот раз, не набирая высоты, ушёл на свой аэродром. На следующий день, 30 апреля, полк продолжал выполнять свою повседневную работу: подходили группы «илов», взлетали истребители и вместе уходили на задание.

Для перехвата появившегося МЕ-262 в воздух поднялась четвёрка гвардии капитана И. Кузнецова. На высоте 300 метров фашистский лётчик пытался атаковать наши «илы». Самолёты, как всегда, в таких случаях, быстро замкнули круг, стрелки открыли огонь. С КП полка истребителям последовала команда атаковать «мессершмитта». Кузнецов крутым поворотом зашёл в хвост противнику и дал короткую очередь. Правый двигатель задымил. Фашистский лётчик заметил это и попытался выйти из боя, но наперерез ему вышли гвардии лейтенант П. Трофимов и гвардии младший лейтенант В. Семёнов. Огненные нити потянулись к фюзеляжу МЕ-262. Тот задымил ещё больше, показалось пламя. Самолёт накренился на правое крыло и рухнул неподалёку от нашего аэродрома. Спустя мгновение раздался взрыв и поднялось чёрное облако дыма...

К вечеру привезли обломки самолёта. С интересом рассматривали лётчики уцелевший реактивный двигатель и короткоствольные пушки. В районе падения самолёта обнаружили труп пилота. По документам было установлено, что был он лётчиком-испытателем, а по многочисленным наградам и железному кресту нетрудно было догадаться, что сбили аса. Вечером из штаба 2-й воздушной армии пришла телеграмма: «За уничтожение первого реактивного самолёта на 1-м Украинском фронте всех лётчиков, участвовавших в бою с вражеским реактивным истребителем, представить к правительственным наградам».
Полковник Б. АЛЕКСАНДРОВ (1975)

☆ ☆ ☆

  • Гвардии старшему лейтенанту Кузнецову Ивану Александровичу, командиру эскадрильи 107-го гвардейского истребительного авиаполка 11-й гвардейской истребительной авиадивизии, было присвоено звание Героя Советского Союза
  • Гвардии лейтенант Трофимов Пётр Николаевич, старший лётчик 107-го гвардейского истребительного авиаполка 11-й гвардейской истребительной авиадивизии, был награждён орденом Красного Знамени
Наградной лист о представлении к ордену Красного Знамени гвардии лейтенанту Трофимову Петру Николаевичу, старшему лётчику, командиру эскадрильи 107-го гвардейского истребительного авиаполка 11-й гвардейской истребительной авиадивизии. Даты подвига: 30.04.1945. Приказ подразделения № 268/н от 25.05.1945. Источник: pamyat-naroda.ru
Наградной лист о представлении к ордену Красного Знамени гвардии лейтенанту Трофимову Петру Николаевичу, старшему лётчику, командиру эскадрильи 107-го гвардейского истребительного авиаполка 11-й гвардейской истребительной авиадивизии. Даты подвига: 30.04.1945. Приказ подразделения № 268/н от 25.05.1945. Источник: pamyat-naroda.ru
  • Гвардии младший лейтенант Семёнов Владимир Александрович, лётчик 107-го гвардейского истребительного авиаполка 11-й гвардейской истребительной авиадивизии, был награждён орденом Красного Знамени
Наградной лист о представлении к ордену Красного Знамени гвардии младшему лейтенанту Семёнову Владимиру Александровичу, лётчику, командиру эскадрильи 107-го гвардейского истребительного авиаполка 11-й гвардейской истребительной авиадивизии. Даты подвига: 30.04.1945. Приказ подразделения № 268/н от 25.05.1945. Источник: pamyat-naroda.ru
Наградной лист о представлении к ордену Красного Знамени гвардии младшему лейтенанту Семёнову Владимиру Александровичу, лётчику, командиру эскадрильи 107-го гвардейского истребительного авиаполка 11-й гвардейской истребительной авиадивизии. Даты подвига: 30.04.1945. Приказ подразделения № 268/н от 25.05.1945. Источник: pamyat-naroda.ru