Найти в Дзене

НЕУЛОВИМЫЙ НИНДЗЯ

НИНДЗЯ: РАЗОБЛАЧЕНИЕ МИФА

ГЛАВА 2. НЕУЛОВИМЫЙ НИНДЗЯ

Если миф о ниндзя имеет хоть какую-то историческую достоверность, то его подтверждением должны служить надёжные источники о секретных военных операциях той же эпохи, проводившихся во время гражданских войн в Японии. На первый взгляд, здесь есть из чего выбирать, хотя к их интерпретации следует подходить с осторожностью из-за отмеченной ранее склонности к преувеличениям, когда большинство из них было записано в период правления Токугава. Поэтому при попытке установить преемственность или наполнить реальностью различные стереотипы, связанные с эталонным ниндзя, такие как его наёмничество, точное географическое происхождение или приверженность к уникальной японской традиции ведения тайной войны, необходимо заглянуть за пределы 1603 года. Последний пункт рассматривается в первую очередь.

Китайское происхождение ниндзя

В большинстве популярных книг ниндзя рассматриваются как исконно японский продукт, сформировавшийся под влиянием местных обстоятельств. Обычно признаётся некоторое китайское влияние, восходящего к туманной древности, но в основном человек в чёрной маске является лучшим японским воином, который не принадлежит ни к какой другой культуре. Доведенный до крайности, ниндзя, как полагают, представляет собой уникальную японскую версию ведения войны под прикрытием и демонстрирует уникальный японский опыт в подобных вопросах.

Первое замечание, которое следует сделать по этому поводу, очевидно: действия, проводимые тайно на поле боя или за его пределами, являются общими для всех военных организации в мировой истории, поэтому было бы действительно удивительно обнаружить, что Япония с её давними военными традициями стала исключением. Что касается исторических свидетельств японской уникальности, то следует отметить, что самое раннее упоминание о каком-либо шпионе в японской истории относится к человеку, который не является японцем. Это упоминание появляется в Нихонги («Японские лета», также известная как «Нихон сёки», «Японская летопись») в 720 году нашей эры. Секретный агент - кореец, и краткая запись за 601 год гласит: «Осень, 9-й месяц, 8-й день. Шпион из Силлы по имени Камата прибыл на Цусиму. Он был немедленно передан губернатору, который сослал его в Камицукэну (провинция Кодзукэ)». Иероглифы, используемые для описания деятельности Камата, - уками хито 間諜者 («человек-шпион»). Первые два иероглифа, уками, также можно прочитать как кантё, слово, обозначающее шпиона, которое будет встречаться много раз в будущем.

Первой достоверно зафиксированной шпионской миссией японца, вероятно, является та, которая появляется в «Симонки» («Записи о Масакадо»), где речь идёт о подавлении мятежа Тайры Масакадо и, вероятно, было завершено вскоре после его смерти в 940 году нашей эры. Шпиона звали Кохарумару, и ему было обещано щедрое вознаграждение и продвижение по службе, как только задание будет выполнено. Он и его компаньон проникли в штаб Масакадо и изучили его оборону. Затем второй человек вернулся к своему нанимателю, Тайра Ёсиканэ, который предпринял ночную атаку, но армия Масакадо сопротивлялась так упорно, что сорок человек из атакующей армии были убиты. Во время боевых действий шпион Кохарумару был разоблачен и казнён.

Другой эпизод шпионажа произошел в начале войны Гэмпэй во время первой кампании Минамото Ёритомо против Тайра в 1180 году. Он зафиксирован в весьма достоверном сочинении «Адзума Кагами» («Зеркало Востока»). Тайра Киёмори приказал Тайра Канэтака, заместителю губернатора провинции Идзу схватить и казнить Ёритомо. Ёритомо спланировал упреждающий удар по штаб-квартире Канэтака в Ямаги. Нападение было запланировано на рассвет 8 сентября, и поскольку это была сложная цель, Ёритомо вёл наблюдение:

Чтобы устранить эти трудности, Ёритомо несколько дней назад приказал Кунимити, странствующему гостю из столицы, которого по воле судьбы порекомендовал ему Моринага, проникнуть во владения Канэтаки и сделать набросок местности и резиденции. Кунимити присоединился к Канэтака в его резиденции, где его развлекали песнями и напитками, и за несколько дней он сделал полный набросок местности.

Никогда не предполагалось, что Минамото Ёритомо нанял Кунимити, потому что тот был специально подготовленным синоби, и вряд ли вдохновение Ёритомо исходило исключительно из японской традиции. Вместо этого, гораздо более вероятно, что хорошо образованный Ёритомо был побужден к проведению наблюдения в результате изучения китайской классической книги «Искусство войны» написанной Сунь Цзы (孫子, иначе Сунь Цзу). Сбор разведывательных данных является основополагающим для этого классического труда древности. Война, в смысле столкновения армий на поле боя, рассматривается как последнее средство. Генерал должен атаковать только тогда, когда враг стал уязвим изнутри, используя шпионов для сбора информации и лазутчиков для создания раскола в рядах противника. В тот момент, когда у врага не осталось секретов и его дух повержен, мудрый полководец начинает свою атаку.

Эти два элемента - шпионажа и разжигания розни - были бы основополагающими для использования воинов под прикрытием в Японии периода Сэнгоку, и классическое представление Сунь Цзы о пяти категориях секретных агентов снова и снова цитировалось в японских военных наставлениях периода Токугава. Иероглиф, который использует для них Сунь Цзы, - кан 間, что означает «расстояние» или «раздор», очевидная отсылка к способности секретных агентов вызывать разногласия между союзниками. Инкан, «местные агенты», относится к найму на свою сторону жителей, обычно сельских жителей, вражеской провинции или страны. Поскольку они не могут быть должным образом обучены и от них нельзя ожидать, что они будут рисковать, их полезность ограничивается обнаружением приблизительной дислокации противника. Найкан, «внутренние агенты», - это чиновники вражеского правительства, которых берут на «содержание». Есть много причин, по которым у таких людей может возникнуть соблазн предать своих хозяев, например, из-за того, что их не назначили на высокий пост. Они - идеальные создатели раздора, и информация, которую они предоставляют, принесёт гораздо больше пользы, чем та, что получена от простого деревенского жителя. Юкан буквально означает «дружественные агенты», но контекст объясняет, что речь идёт о двойных агентах. Сикан, «мертвые агенты», - это пугающее название для людей, которых считали расходным материалом. Им намеренно давали ложную информацию и отправляли в «последний путь». Они скорей всего обнаруживали и казнили, но полученная ложная информация уже сделала своё дело. Сёкан, «живые агенты», смело отправлялись на вражескую территорию и возвращались с ценной информацией. Для этой цели отбираются люди, обладающие выдающимся интеллектом. Они способны противостоять большим трудностям и обладают социальными навыками, позволяющими получить доступ к тем из врагов, кто находится ближе всего к власти. Это классические шпионы, описанные в мифах о ниндзя.

В японских исторических источниках достаточно ссылок на трактат «Искусство войны» и другую китайскую военную классику, чтобы показать, что самурайская аристократия была хорошо знакома с их содержанием, в том числе с материалами по шпионажу и тайным операциям. Ранние гункимоно («военные повести») также содержат несколько ссылок на рекомендации Сунь Цзы. Так, герой-самурай Минамото Ёсиэ (1041-1108 гг.), по преданию, избежал засады, заметив птиц, тревожно поднимающихся из леса, - подсказку, которую он почерпнул из «Искусства войны». Брат Минамото Ёритомо Ёсицунэ (1159-1189 гг.) якобы соблазнил девушку, чтобы получить возможность прочитать экземпляр китайского военного руководства, принадлежавший её отцу. Если обратиться к более историческим личностям, то Мори Мотонари (1497-1571 гг.), даймё провинции Аки, был лидером, который, безусловно, знал трактат Сунь Цзы и успешно применял его учение на практике, а Такэда Сингэн (1521-1573 гг.) был настолько впечатлен «Искусством войны», что написал цитату из него на своём боевом штандарте. Таким образом, древний свод японских военных техник, связанных со шпионажем, скорее всего, имеет китайское происхождение, чем уникально японское. Поэтому главный вопрос для мифа о ниндзя заключается не в том, откуда японцы взяли эту идею, а в том, как они её использовали.

Синоби как представители наследственной элиты

Один из важных элементов мифа о ниндзя гласит, что японцы использовали оригинальные идеи Сунь Цзы посредством специализации, так что тайная война в Японии велась только высококвалифицированным потомственным корпусом элитных воинов, называемых синоби. Ниндзюцу, как бы оно ни определялось, считается исключительной прерогативой этих «спецназовцев». Подлинные исторические свидетельства, которые приводятся далее, действительно являются материалом для операций спецназа, а представление о том, что они проводились силами средневековых коммандос, позволяет современным авторам легко переходить от разговора о ниндзя к описанию действий «зеленых беретов» или «морских котиков». Это заманчивые аналогии, но элитарная модель происхождения ниндзя осложняется тем, что представители японского сословия самураев были именно такими: высококвалифицированными, наследными потомками и знатью. Поэтому исторические синоби должны были быть лучше, чем они, то есть «суперсамураями», о которых так любят говорить в современных фильмах о ниндзя. В таком случае ни один рядовой самурай, как бы хорошо он ни владел боевыми искусствами, не смог бы применить эти приёмы для проникновения в замок, разрушения плана сражения или сбора разведданных.

Свидетельства той эпохи о том, что синоби являются либо «супер-самураями», либо «армейским спецназом» даймё, довольно трудно интерпретировать. Тайные операции в истории Японии всегда легко найти, и некоторые из них, такие как рассказ Тайхэйки («Повесть о Великом мире»), цитировавшийся ранее, подразумевают элитные операции, однако лишь некоторые из этих захватывающих историй позволяют идентифицировать специальные силы из Ига или откуда-либо ещё, и ещё меньше из них вписываются в миф о ниндзя. В качестве примера можно привести случай, произошедший в 1510 г., когда семья Со из Цусимы была вовлечена в «Инцидент трёх портов». Это была серия вооруженных беспорядков, устроенных японскими жителями в специально отведенных для них трёх торговых портах на южном побережье Кореи. Зачинщиков беспорядков поддерживала семья Со из Цусимы, и корейский рассказ об кровавой стычке ссылается на тайные силы под названием синоми 時 老 未 из Хаката в Японии, проникшие на корейские позиции. В Тюгоку Киранки описывается семья Мори из района Внутреннего моря, использующая синоби-но цувамоно 忍びの兵 (секретных солдат) против своих соперников Амако, но они не идентифицируются как силы специального назначения, и они, конечно, не люди Ига. Другой случай, когда Икэда Нобутэру захватил замок Инуяма от имени Тоётоми Хидэёси в 1584 году. Он и его войска глубокой ночью переправились через реку Кисо на небольших лодках и вошли в замок через водные ворота. Операция просто записана как внезапная атака. Нет никаких предположений о том, что рейд был проведен специальными силами армии синоби. Это всего лишь хитроумная секретная операция, проведенная некоторыми из самых храбрых самураев Икэды.

Есть также несколько примеров в ранних и, возможно, преувеличенных военных хрониках периода Токугава. В «О Эйкэй Гунки» 1698 года мы знакомимся с удивительной историей о человеке, который искусен в технике синоби, но не является членом какой-либо потомственной элиты, кроме самурайской. Инцидент происходит во время осады замка Хатая в 1600 году, где он проводит хитроумную психологическую войну:

Находившийся в замке Хатая человек с известными своими навыками синоби 忍びの上手 (синоби-но дзёдзу) в ту ночь тайно проник в лагерь противника (синоби ири). Он взял у Наоэ Канэцугу бан-сасимоно (ротный флаг) и фукинуки (вымпел) из казармы Куроганэ Магозаэмон, вернулся и повесил их на высоком месте на передних воротах замка.

Слово «синоби» дважды встречается в приведенном выше рассказе для описания навыков и деятельности этого человека, но мы должны отказаться от предположения, что это слово означает, что он супермен или что он принадлежал к особой родовой элите. Как и воины Икэды в 1584 г., он был просто «кем-то», кто обладал особыми талантами и использовал их в своих интересах. Другие примеры периода Токугава содержатся повествовании «Могами Ёсимицу Моногатари» 1698 г., где есть упоминания о проникновении, включая «тайное проникновение и убийство» и «тайное проникновение на рассвете». В «Датэ Хикан» (1770 г.) семье Датэ из княжества Сэндай приписывают использование собственной разновидности тайных воинов во время сражений Датэ Масамунэ в период Сэнгоку. Они очень похожи на спецназ и называются куро хабаки гуми 黒脛巾組 («отряд чёрных хабаки», хабаки - это обвязки, которые наматывались ниже колена). Мы должны допустить возможное преувеличение из-за поздней даты написания указанных произведений, но, похоже, это единственное достоверное упоминание о специалистах, работавших под прикрытием и носивших чёрную одежду.

Продолжение следует…